Город Ростов, что стоит в пятидесяти километрах от Ярославля, с двенадцатого века именуется Великим - несколько столетий он был столицей Ростовского княжества. С тех золотых времен в городе остался Кремль, называемый еще Митрополичим двором и несколько монастырей, каждый из которых по-своему интересен и прекрасен. Взять, к примеру, Спасо-Яковлевский монастырь, что сказочным городком расположился на берегу озера Неро. Внешний вид этой обители весьма необычен. Здесь, кажется, встретились все возможные архитектурные стили. Ограда, окружающая монастырь, уже способна удивить путешественника изяществом своих ажурных башен, возвышающихся над входом и по углам. На одной из башен есть смотровая площадка, на которую непременно стоит подняться, чтоб увидеть живописные окрестности озера Неро.
Монастырский двор просторный и ухоженный. Здесь сразу привлекает внимание невероятно роскошное здание Дмитриевской церкви, богато декорированное украшениями в стиле ампир. Колоннады по бокам храма увенчаны треугольными козырьками – фронтонами. Между колонн, на фронтонах и в нишах по всему периметру храма можно увидеть барельеф – скульптурные композиции, представляющие собой сцены из Евангелия.
Это причудливое архитектурное произведение, у многих рождающее ассоциации с театром, создано в 1801 году по заказу графа Шереметева. Меценат хотел подарить монастырю храм, достойный памяти святителя Димитрия Ростовского, который долгие годы опекал обитель. Граф Шереметев рассчитывал, что Дмитриевский храм примет под свою крышу мощи святого, однако честные останки святителя оставили почивать в том месте, которое он сам избрал еще при жизни – в соборе Зачатия святой Анны. Мощи Димитрия Ростовского и сейчас находятся в этом храме в открытой раке под каменным балдахином.
Собственно, Зачатьевский собор – главная историческая достопримечательность монастыря. Построенный в семнадцатом веке, он сохранил на своих внутренних стенах фрески того времени, выдержанные в неожиданно сочных желтых и голубых тонах.
Вплотную к Зачатьевскому пристроен храм в честь святителя Иакова Ростовского. Все три храма выстроены в одну линию и представляют собой настолько яркое зрелище, что на этом фоне теряется даже трехъярусная колокольня!
Ростов Великий стоит на трассе Москва – Архангельск. Из столицы сюда ходят автобусы со Щелковского автовокзала и поезда с Ярославского железнодорожного. А в Ростове нужно сесть на маршрутку до улицы Переславской, а потом прогуляться три квартала пешком.
Покидая обитель, не забудьте купить вкуснейшего монастырского кваса, который славится на всю округу. Вот только если вы за рулем, то монахи советуют отложить дегустацию до дома – очень уж хорош квасок - ядреный, забористый!
Уральская икона Божией Матери
Иконография Божией Матери исчисляется сотнями видов различных Её изображений. Первые образы были написаны ещё при земной жизни Царицы Небесной. А есть иконы, которые появились совсем недавно. Одна из них — Уральская.
Её история началась в 2003 году. Жительница города Екатеринбурга по имени Екатерина на третий день после Рождества Христова увидела необыкновенный сон. В заснеженном лесу под елью стояла икона Богородицы, окружённая ослепительным сиянием. Снежинки вокруг неё сверкали подобно бриллиантам. Пречистая Дева обратилась к Екатерине с иконы: «Я охраняю Уральскую землю от бед и зол. Пусть люди напишут Мой образ, каким его видела ты, и молятся перед ним».
Женщина рассказала о видении настоятелю Никольского городского храма, а тот — архиепископу Екатеринбургскому и Верхотурскому Евгению. И вскоре по благословению владыки была написана икона, получившая название Уральская. За основу изображения взят Казанский образ Божией Матери. Новая икона также написана по типу Одигттрия, что в переводе с греческого языка означает Путеводительница.
Но есть у Уральского образа и существенные отличия. Плат, покрывающий голову и плечи Богородицы, не пурпурный, как на Казанской иконе, а белый. Слева внизу на изображении показан сверкающий сугроб. Правый верхний угол украшен припорошённой снегом еловой веткой.
В 2003 году Уральская икона Божией Матери была прославлена как местночтимая. Празднование в её честь установлено на третий день Святок, девятое января. Первообраз находится под сводами Никольского храма Екатеринбурга. А многочисленные списки распространились по церквям хранимой Богородицей Уральской земли.
Все выпуски программы Небесная Заступница
Эгоистка. Наталья Разувакина
Сделаешь кому-то доброе дело — и тебе самой хорошо. Очень хорошо. Я это с детства усвоила и потому в молодости отчаянно хамила людям. Отчаянно-нечаянно, как потом уже разобралась.
Где тут связь? Сейчас объясню.
Вот в детстве как было? Вступилась за девочку, которую почему-то постоянно обижал весь класс — и радостно мне. Или уже позже, когда я, совсем юная мама, жила с дочкой в общежитии очень бедно, в день зарплаты покупала сладости в расчёте на всех соседских детей. Они у нас в комнате толкутся, играют... Всех и накормлю! Да и просто кашей накормлю, чем есть, в другой день. Но всех! И мне хорошо. Или собака среди ночи завизжала под окном — вскакиваю с постели, бегу и беру ее, сбитую машиной, к себе, и выхаживаю. Я расценивала все эти поступки как своеобразный эгоизм. Потому что мне же самой хорошо, когда делаю хорошее другому живому существу!
Но дело в том, что с той же лёгкостью я рассчитывала на добрые поступки по отношению ко мне. Уверена была, что все люди — такие же эгоисты. И могла незнакомому соседу, который направился к контейнерам с мусорным мешком, всунуть в руку и свой мешок: «Как удачно я вас встретила, а то мне некогда!» Опешивший сосед послушно нес мой мусор, а я уже бежала по своим делам. Или вот машину могла остановить: «Скажите, вы куда? О, нам по пути, высадите меня там-то, пожалуйста!» И потом спокойно выходила в нужном месте, вежливо попрощавшись и не заплатив. Мне даже в голову не приходило, что водитель мог удивиться или расстроиться. Наоборот: я же дала ему возможность сделать доброе дело, ему же сейчас хорошо!
Оглядываясь на себя ту, двадцати- и двадцатипятилетнюю, я просто холодею от стыда: ну как же я могла? Мои поступки, подобные вышеописанным, а их было немало, можно сравнить с поведением нищего у входа в храм, если бы он вдруг начал вырывать милостыню из рук входящих. Человек волен дать или не дать, помочь или нет, оказать услугу или воздержаться, но не заставлять же его силой творить добрые дела, да ещё по отношению лично ко мне?
Моя радость от добрых дел именно потому и была, что дела творились по моей свободной воле. Я хотела, чувствовала произволение и выполняла: помогала, кормила, спасала, делилась... И на душе наступал праздник. Но если бы те же соседские дети, которых я угощала, чем Бог пошлёт, без спросу вошли в мою кухню и начали распахивать дверцы шкафчиков в поисках, чем бы поживиться, я бы сочла это хамством. Так почему же позволяла себе такое поведение?
Положа руку на сердце, не любовалась ли я собою, высокомерно используя людей? Дескать, вот я какая: легко даю — легко беру, а если вы этому не рады, то это ваши проблемы!
Был в этом налёг эгоизма, который я тогда не осознавала. И некоей дерзости налёт: поступала, как мне надо, а остальное — мелочи. И остальные.
Но у Господа нет остальных. Это я уже позже поняла, придя в Церковь. Каждый человек ценен, и обычные социальные нормы, предполагающие как минимум уважительное отношение друг к другу, обязательны.
Что же касается добрых дел, Христа ради творимых и в Духе Его, к эгоизму они отношения не имеют. Потому что делаются не ради себя, а ради того другого, кому помогаешь, и именно он, другой, в фокусе твоего внимания, а не ты, желающий награды.
Автор: Наталья Разувакина
Все выпуски программы Частное мнение
19 сентября. О скромности и тщеславии
В 10-й главе 2-го Послания апостола Павла к коринфянам есть слова: «Мы не без меры хвалимся, не чужими трудами, но надеемся, с возрастанием веры вашей, с избытком увеличить в вас удел наш».
О скромности и тщеславии, — протоиерей Михаил Самохин.