Город Ростов, что стоит в пятидесяти километрах от Ярославля, с двенадцатого века именуется Великим - несколько столетий он был столицей Ростовского княжества. С тех золотых времен в городе остался Кремль, называемый еще Митрополичим двором и несколько монастырей, каждый из которых по-своему интересен и прекрасен. Взять, к примеру, Спасо-Яковлевский монастырь, что сказочным городком расположился на берегу озера Неро. Внешний вид этой обители весьма необычен. Здесь, кажется, встретились все возможные архитектурные стили. Ограда, окружающая монастырь, уже способна удивить путешественника изяществом своих ажурных башен, возвышающихся над входом и по углам. На одной из башен есть смотровая площадка, на которую непременно стоит подняться, чтоб увидеть живописные окрестности озера Неро.
Монастырский двор просторный и ухоженный. Здесь сразу привлекает внимание невероятно роскошное здание Дмитриевской церкви, богато декорированное украшениями в стиле ампир. Колоннады по бокам храма увенчаны треугольными козырьками – фронтонами. Между колонн, на фронтонах и в нишах по всему периметру храма можно увидеть барельеф – скульптурные композиции, представляющие собой сцены из Евангелия.
Это причудливое архитектурное произведение, у многих рождающее ассоциации с театром, создано в 1801 году по заказу графа Шереметева. Меценат хотел подарить монастырю храм, достойный памяти святителя Димитрия Ростовского, который долгие годы опекал обитель. Граф Шереметев рассчитывал, что Дмитриевский храм примет под свою крышу мощи святого, однако честные останки святителя оставили почивать в том месте, которое он сам избрал еще при жизни – в соборе Зачатия святой Анны. Мощи Димитрия Ростовского и сейчас находятся в этом храме в открытой раке под каменным балдахином.
Собственно, Зачатьевский собор – главная историческая достопримечательность монастыря. Построенный в семнадцатом веке, он сохранил на своих внутренних стенах фрески того времени, выдержанные в неожиданно сочных желтых и голубых тонах.
Вплотную к Зачатьевскому пристроен храм в честь святителя Иакова Ростовского. Все три храма выстроены в одну линию и представляют собой настолько яркое зрелище, что на этом фоне теряется даже трехъярусная колокольня!
Ростов Великий стоит на трассе Москва – Архангельск. Из столицы сюда ходят автобусы со Щелковского автовокзала и поезда с Ярославского железнодорожного. А в Ростове нужно сесть на маршрутку до улицы Переславской, а потом прогуляться три квартала пешком.
Покидая обитель, не забудьте купить вкуснейшего монастырского кваса, который славится на всю округу. Вот только если вы за рулем, то монахи советуют отложить дегустацию до дома – очень уж хорош квасок - ядреный, забористый!
26 октября. О почитании святой великомученицы Златы

Сегодня 26 октября. Воспоминание чуда великомученицы Златы в Скопье в 1912 году.
О почитании святой — священник Стахий Колотвин.
Нередко в истории церкви бывает, что посмертные чудеса святых людей — они больше запоминаются, более масштабны, чем чудеса прижизненные. Более того, при жизни и чудес может никаких не быть сверхъестественных. Просто человек в своей жизни приблизился ко Христу, наследовал Царствие Небесное, и, уже оказавшись там, ходатайствует за своих близких, за тех, кто обращается к нему с просьбами, и Господь посылает чудеса уже только после смерти.
Одним из этих случаев является мученический подвиг простой сербской — или, болгары считают, болгарской, македонцы считают, что македонской, — девушки, которую звали Злата. Причём тоже можно встретить, что её звали Хриса. Ну, Хриса — это всего лишь Злата на греческий манер, а греки, как мы помним, тоже соседствовали рядом с этими тремя балканскими славянскими народами.
И вот эта простая девушка, дочка небогатого крестьянина, которая прославилась, по сути, тем, что решила не соглашаться (даже ради богатого, сытого замужества за иноверцем, но ради которого нужно было отречься от Христа) перейти в ислам, и поэтому была страшно умучена, и прославилась она как раз этим мученическим подвигом. А чудес никаких не было.
Но спустя 100 лет, когда начались балканские войны, и в союзе православные маленькие государства, которые бросили вызов могучей Османской империи, освобождали свои родные земли, то уже над столицей нынешней Македонии — Скопье — явилась девушка, которая направила сербские войска, и османские войска в страхе бежали. Родные земли были освобождены, и в храмах снова стала совершаться Божественная литургия, вплоть до наших дней.
Все выпуски программы Актуальная тема
26 октября. О Христе, объединяющем всех его учеников

В 1-й главе послания апостола Павла к галатам есть слова: «Ходил я в Иерусалим видеться с Петром и пробыл у него дней пятнадцать. Другого же из апостолов я не видел никого, кроме Иакова, брата Господня».
О Христе, объединяющем всех его учеников — священник Николай Дубинин.
Апостол Павел пишет, как он посещает Иерусалим и как он пробыл в гостях у апостола Петра, также видел и апостола Иакова. И это свидетельствует о том, что очень разные люди, которые друг друга не знали, являются единым целым в очах Господа. И они составляют вот это единое пространство, составляют единую Церковь того времени.
И вот это очень важно осознать, что люди, которые находились в разных уголках тогдашнего мира, люди, которые друг друга мало знали, ощущали себя единым целым для служения Христу и Его Царству.
Так и мы сегодня, находясь в Церкви Христовой, несмотря на то, что мало можем знать друг друга, даже в одном приходе, мы все — одно целое. И потому мы не случайно называем друг друга братьями и сестрами.
И дай Бог, чтобы мы это не просто формально осознавали, но и через призму своей души и сердца, относясь друг к другу действительно как братья и сестры во Христе Иисусе.
Все выпуски программы Актуальная тема
26 октября. О значении Седьмого Вселенского Собора
Сегодня 26 октября. Память святых отцов Седьмого Вселенского Собора 787 года.
О значении собора — игумен Назарий (Рыпин).
Любой собор — это реакция на какие-то новшества в Церкви. И зачастую эти новшества имели разрушительный дух. И в том числе Седьмой Вселенский собор, он также был собран как собор, который противостоял ереси иконоборчества.
И в силу того, что эта ересь имела огромное распространение, укоренённое, конечно же, в некотором смысле в её действии, и ислам также шёл, буквально понимая некоторые места Ветхого Завета, которые он заимствовал в своём учении, древние протестанты, которые стали прообразом новых протестантов, да, тех, кто не почитал святые священные изображения.
И вот как раз святые отцы Седьмого Вселенского собора собрали свой собор для того, чтобы выразить церковное вероучение, предание Церкви по данному вопросу. И Седьмой собор утвердил, что иконопись есть особая форма откровения о божественной реальности, и через богослужение и икону божественное откровение становится достоянием верующих.
И соответственно, через икону, как и через Священное Писание, мы не только узнаём о Боге, мы познаём Бога. И именно в силу того, что Христос воплотился и был человеком, подобным нам во всём, кроме греха, мы имеем возможность Его изображать.
Все выпуски программы Актуальная тема







