
«Про Лёлю и Миньку», студия Первый А, режиссёр Анна Чернакова
— Фёдор! Пётр! Это очень серьёзно и очень важно. У меня на столе сумка лежала. Где же она? Я не буду вас ругать, вы только скажите ради Бога, где она.
Вы понимаете, что вы наделали? Да, вы не понимаете, что вы наделали. Там же казённые деньги были. Очень много. Вот где мы столько наберём, чтобы их отдать?
— Если сумка не отыщется, меня посадят в тюрьму.
У молодой женщины по имени Лёля серьёзные проблемы. Её маленькие сыновья-близнецы, которых она в шутку зовёт «чучелы», утащили поиграть... пломбированную инкассаторскую сумку с большой суммой денег. Мама принесла её домой с работы. И вот сумка бесследно исчезла. Мальчишки толком не смогли ответить, куда она подевалась. Зато прибывший на «место преступления» следователь обстоятельно объяснил испуганной Лёле, что подозревать, кроме неё, некого, и что за хищение казённого имущества её ждёт тюрьма минимум на пять лет. О случившемся ничего не знал родной брат Лёли — Минька. Но в то время, когда происходили эти события, он как раз садился на поезд, чтобы навестить старшую сестру, с которой очень давно не виделся. Лёля и Минька — литературные герои известного детского цикла Михаила Зощенко. По рассказам писателя режиссёр Анна Чернакова в 2020-м году сняла киноленту, которая так и называется: «Про Лёлю и Миньку».
Чернакова в своих интервью признавалась, что очень любила и с упоением перечитывала эти детские, во многом автобиографичные, рассказы Зощенко, когда была маленькой. И по сей день она считает их чистыми, светлыми и вдохновляющими. А с возрастом в этих произведениях начинают открываться новые смыслы. И оказывается, что забавные и увлекательные истории о взаимоотношениях брата, сестры и их родственников объединяет евангельский мотив любви к ближнему. Режиссёр постаралась сохранить его и в своей картине. Сюжет её вкратце таков: повзрослевший Минька едет навестить свою старшую сестру. У Лёли двое детей — проказников-мальчишек, а муж её погиб на войне. По дороге Миньке вспоминаются случаи из детства — о том, как они с Лёлей шалили, и как взрослые учили их уму-разуму. В основу картины легли рассказы Зощенко «Галоши и мороженое», «Находка», «Ёлка», «Тридцать лет спустя» и «Бабушкин подарок». Они стали сценами возвращения в прошлое, воспоминаниями повзрослевших Миньки и Лёли. Интересно, что почти детективную историю с сумкой, которая послужила своеобразным фоном для основного повествования, режиссёр придумала вместе со сценаристом, Александром Адабашьяном. И история эта очень органично переплелась с сюжетами Зощенко.
Кстати, о том, что случилось с исчезнувшей сумкой, зрители обязательно узнают! Впрочем, суть фильма вовсе не в этом. Поучительное семейное кино побудит и детей, и взрослых, задуматься об очень важных вещах — например, о том, что нужно быть чуткими и бережными по отношению к людям, которые живут рядом с нами. Чаще говорить им о том, как они нам дороги. Замечательно словами Зощенко выразил суть картины повзрослевший Минька в своих размышлениях:
— Надо любить и жалеть людей. Хотя бы тех, которые хорошие. И дарить им иногда какие-нибудь подарки. И тогда у тех, кто дарит, и у тех, кто получает, становится прекрасно на душе.
Прекрасно становится на душе после просмотра картины Анны Чернаковой «Про Лёлю и Миньку». Фильм дарит ощущение семейного праздника, душевного тепла, доброй сказки. И возвращает в детство, откуда все мы, как известно, родом.
Послание к Галатам святого апостола Павла

Апостол Павел
Гал., 208 зач., III, 23 - IV, 5.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. В одном из романов Эриха Марии Ремарка меня сначала смутила, а потом глубоко потрясла фраза героини — Лилиан — когда она говорит, что «шляпка, которая идёт тебе, служит большей моральной опорой, чем целый свод законов».
Отрывок из 3-й главы послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах за богослужением, как это ни покажется странным, напрямую перекликается с кажущейся очень странной фразой героини Ремарка.
Глава 3.
23 А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того времени, как надлежало открыться вере.
24 Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою;
25 по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя.
26 Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса;
27 все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись.
28 Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе.
29 Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники.
Глава 4.
1 Еще скажу: наследник, доколе в детстве, ничем не отличается от раба, хотя и господин всего:
2 он подчинен попечителям и домоправителям до срока, отцом назначенного.
3 Так и мы, доколе были в детстве, были порабощены вещественным началам мира;
4 но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону,
5 чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление.
Слушатель уже, наверное, недоумевает: да как вообще возможно увязать дамскую шляпку и высокодуховные призывы апостола Павла к колеблемой разными проповедниками общине христиан в Галатии?
Главная мысль, которую старается донести апостол, — о «новой идентичности» во Христе, которую обретает всякий уверовавший и крестившийся. Причём эта идентичность — не внешняя, обусловленная соблюдением религиозных правил и обрядов — иудейских, а именно внутренняя, сокровенная, находящаяся в сердце и потому — неотменяемая. Всё внешнее, ритуальное — лишь «детоводитель» ко Христу: ну какая разумная женщина будет надевать свою замечательную шляпку на грязную голову? В этом-то и заключалась миссия Ветхого Завета — подготовить условия для возможности пришествия Христа и Его принятия людьми как своего Спасителя: и на этом роль закона завершалась. Он — лишь охраняет от недолжного, «проводит диагностику» соответствия Божественному замыслу — но не лечит: в плане терапии закон сам по себе — бессилен.
Продолжим аналогию. Когда женщина, тщательно подготовившись, надевает на себя шляпку, которая великолепно подходит к ней — и она сама это видит! — она чувствует, что преображается, потому что «об» эту шляпку она словно бы «настраивается» изнутри тону красоты, чистоты и элегантности, который и задаёт сама шляпка. Казалось бы — шляпка — всего лишь элемент одежды, а, оказывается, и по отношению к ней можно вести себя... предательски — если обрушить высокую планку соответствия.
Апостол говорит о том, что все, кто во Христа крестились, — во Христа облеклись. Другими словами, теперь внутри каждого христианина есть глубинное, сердечное ощущение высоты идеала Христовой святости — который побуждает постоянно «подтягиваться» к нему. И это ощущение настолько объективное, понятное для самого верующего — что сама возможность греха как предательства, как преступления, пере-ступания через границу между должным и недолжным, начинает восприниматься как самая настоящая трагедия, беда. Как если бы милую шляпку сорвали и втоптали в грязь — как себя после этого ощутила бы героиня Ремарка, догадаться несложно!
Внутри каждого христианина есть величайшая святыня — образ Христов, запечатлённый в сердце. Пока он близок, ощущается и живой — греху трудно близко подобраться. Вот об этом и следует всем нам заботиться прежде всего — о чистоте и ясности нашей главной святыни — дорожа которой мы всегда будем изнутри «подсвечены»!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Земля как дар от Бога». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о Земле как даре от Бога. Как человек должен заботиться об этом даре и какую несет за него ответственность перед Создателем.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный - человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена жизни как дару от Бога;
Вторая беседа с протоиереем Максимом Козловым была посвящена времени как дару от Бога.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Как приход в Церковь меняет жизнь». Иеромонах Геннадий (Войтишко)

У нас в гостях был руководитель сектора приходского просвещения Синодального отдела религиозного образования и катехизации иеромонах Геннадий (Войтишко).
Разговор шел о том, как меняется жизнь человека после прихода к вере и в Церковь.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер