
Фото: nine koepfer/Unsplash
Семья внука Павла Первого — принца Петра Ольденбургского — благотворительностью занималась широко, тратя свои личные деньги на проекты, направленные на развитие здравоохранения и народного образования. Пётр Георгиевич финансировал открытие больниц и институтов. А его супруга принцесса Терезия организовала первую в нашей стране общину сестёр милосердия, строила учебные заведения для девочек, ночные приюты.
Терезия стала женой Петра Георгиевича в 1837-ом году. Помогать супругу в его благотворительной деятельности начала сразу и активно. Принц учредил на Петербургской стороне школу для девушек и передал опеку над ней жене. Терезия взяла на себя заботу сначала о десяти, потом о пятидесяти, а потом и о двухстах барышнях из бедных семей. Принцесса сама написала инструкцию для персонала, разработала учебную программу. И вложила в развитие этой школы все свои сбережения. Главной задачей Терезии было дать прекрасное образование девушкам с тем, чтобы они могли зарабатывать на жизнь честным и благородным трудом — воспитанницы по окончании школы получали право работать домашними учительницами.
Школа помещалась в четырёхэтажном здании — дом меньших размеров не вместил бы всех желающих учиться. На последнем этаже построили спальни для учениц. Внизу классные комнаты. Квартиры педагогов и домовый храм во имя Воскресения Христова тоже располагались в здании школы. Преподаватели — лучшие в столице — обучали девочек Закону Божию, арифметике, русскому и иностранным языкам, машинописи, музыке, домоводству. В старших классах девушкам давали уроки по оказанию первой медицинской помощи и уходу за младенцами.
В 1843-ем году Терезия ездила в Варшаву и посетила детскую больницу, в которой познакомилась с деятельностью местной общины сестёр милосердия. В России тогда подобных благотворительных организаций не было, и принцесса задумала перенести опыт польских сестёр на берега Невы. Спустя год община сестёр милосердия с домовой церковью во имя Живоначальной Троицы была открыта. По названию церкви дали имя и общине — Свято-Троицкая. Терезия стала её попечительницей и сама работала простой сестрой в больнице и амбулатории. Кроме медицинских учреждений организация содержала исправительную школу для девочек — малолетних преступниц, приют, отделение для кающихся женщин — их называли «кающимися Магдалинами». Средствами исправления для них были религиозно-нравственные беседы, занятия по домоводству и общеобразовательным предметам. В общине открыли и богадельню для неизлечимых больных.
Принцесса говорила, что нашла в благотворительности своё истинное призвание. И детей своих сына Александра и дочь Александру приучала помогать больным и бедным с ранних лет. Александра Петровна, основавшая впоследствии Покровскую общину сестёр милосердия, вспоминала: «Долг совести повелевает всё отдать, что имею, к осуществлению моего идеала. Я видела пример родителей, с детства была близка к больным и любила их».
Родители действительно отдавали делам милосердия всё, что могли: средства, силы, здоровье. Принцесса Терезия, которой не подходил петербургский климат, в 1845-ом году заболела чахоткой и уехала лечиться за границу. Вернувшись, она продолжила свою деятельность и занималась благотворительностью до конца жизни. А когда Терезия умерла, тысячи людей оплакивали её с большой теплотой, называя «олицетворённой добродетелью».
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема