Семья внука Павла Первого — принца Петра Ольденбургского — благотворительностью занималась широко, тратя свои личные деньги на проекты, направленные на развитие здравоохранения и народного образования. Пётр Георгиевич финансировал открытие больниц и институтов. А его супруга принцесса Терезия организовала первую в нашей стране общину сестёр милосердия, строила учебные заведения для девочек, ночные приюты.
Терезия стала женой Петра Георгиевича в 1837-ом году. Помогать супругу в его благотворительной деятельности начала сразу и активно. Принц учредил на Петербургской стороне школу для девушек и передал опеку над ней жене. Терезия взяла на себя заботу сначала о десяти, потом о пятидесяти, а потом и о двухстах барышнях из бедных семей. Принцесса сама написала инструкцию для персонала, разработала учебную программу. И вложила в развитие этой школы все свои сбережения. Главной задачей Терезии было дать прекрасное образование девушкам с тем, чтобы они могли зарабатывать на жизнь честным и благородным трудом — воспитанницы по окончании школы получали право работать домашними учительницами.
Школа помещалась в четырёхэтажном здании — дом меньших размеров не вместил бы всех желающих учиться. На последнем этаже построили спальни для учениц. Внизу классные комнаты. Квартиры педагогов и домовый храм во имя Воскресения Христова тоже располагались в здании школы. Преподаватели — лучшие в столице — обучали девочек Закону Божию, арифметике, русскому и иностранным языкам, машинописи, музыке, домоводству. В старших классах девушкам давали уроки по оказанию первой медицинской помощи и уходу за младенцами.
В 1843-ем году Терезия ездила в Варшаву и посетила детскую больницу, в которой познакомилась с деятельностью местной общины сестёр милосердия. В России тогда подобных благотворительных организаций не было, и принцесса задумала перенести опыт польских сестёр на берега Невы. Спустя год община сестёр милосердия с домовой церковью во имя Живоначальной Троицы была открыта. По названию церкви дали имя и общине — Свято-Троицкая. Терезия стала её попечительницей и сама работала простой сестрой в больнице и амбулатории. Кроме медицинских учреждений организация содержала исправительную школу для девочек — малолетних преступниц, приют, отделение для кающихся женщин — их называли «кающимися Магдалинами». Средствами исправления для них были религиозно-нравственные беседы, занятия по домоводству и общеобразовательным предметам. В общине открыли и богадельню для неизлечимых больных.
Принцесса говорила, что нашла в благотворительности своё истинное призвание. И детей своих сына Александра и дочь Александру приучала помогать больным и бедным с ранних лет. Александра Петровна, основавшая впоследствии Покровскую общину сестёр милосердия, вспоминала: «Долг совести повелевает всё отдать, что имею, к осуществлению моего идеала. Я видела пример родителей, с детства была близка к больным и любила их».
Родители действительно отдавали делам милосердия всё, что могли: средства, силы, здоровье. Принцесса Терезия, которой не подходил петербургский климат, в 1845-ом году заболела чахоткой и уехала лечиться за границу. Вернувшись, она продолжила свою деятельность и занималась благотворительностью до конца жизни. А когда Терезия умерла, тысячи людей оплакивали её с большой теплотой, называя «олицетворённой добродетелью».
«Еженедельный журнал» с Аллой Митрофановой. Выпуск 401
— Состояние богооставленности: зачем оно, как его пережить, и что об этом говорят святые отцы сирийской традиции?
— Потратить деньги на жертву Богу или раздать их нищим? — что об этом выборе сказано в Евангелии?
— Праздник для детей в онкоцентре Блохина: что можно сделать, чтобы порадовать их на Пасху?
— Символика традиционных пасхальных блюд: что важно знать, когда мы их готовим?
— Новый выпуск подкаста «Тет-а-тет» от журнала «Фома»: существуют ли добро и зло?
Шуйская Смоленская икона Божией Матери
В середине семнадцатого века в небольшом российском городке Шуя, в тридцати километрах к юго-востоку от Иваново, вспыхнула эпидемия чумы. Жители усердно молились Иисусу Христу и Богородице об избавлении от напасти. Прихожане городского храма Воскресения Господня дали Богу обет. Они сообща решили заказать список Смоленского образа Божией Матери и держать строгий пост до тех пор, пока идёт работа над иконой.
Выполнить заказ поручили потомственному мастеру Герасиму Иконникову. Он принялся за труд, молясь об успешном его завершении. Иконописец в первый же день нанёс на доску прорись – то есть контур будущего изображения. А на следующее утро с изумлением обнаружил, что Богомладенец на рисунке поменял положение ножек! Герасим поправил прорись, но спустя сутки увидел, что она изменилась вновь! Художник больше не дерзнул трогать иконописные контуры. Он принял случившееся как волю Божию и сохранил нерукотворные преобразования святого изображения. Так появилась новая разновидность древней Смоленской иконы – Шуйская Смоленская.
Святыню поместили в храме Воскресения, слева от Царских врат иконостаса. С этого момента эпидемия чумы стала отступать от Шуи и вскоре прекратилась. В последующие годы по молитвам перед Шуйским Смоленским образом совершилось более ста исцелений и прочих чудес. Все они были засвидетельствованы и послужили основанием для прославления иконы в 1667 году.
В начале восемнадцатого века поклониться Шуйской Смоленской иконе Богородицы приезжал царь Пётр Первый. В следующем столетии на богомолье в Шуе побывал наследник престола, будущий император Александр Второй. А простые паломники непрерывным потоком стекались в городок под Иваново.
Почитание чудотворного образа продолжалось и после революции 1917 года. В 1924-ом священник Воскресенского собора Александр Миловский составил особый текст богослужения перед Шуйской Смоленской иконой Богородицы. Эти молитвенные строки звучали под сводами храма, где хранилась святыня, до середины тридцатых годов двадцатого века. Затем церковь закрыли и благодатный образ исчез. Где он находится сейчас – неизвестно.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
Праведный протоиерей Алексий Мечёв умел любовью и лаской решать сложные конфликтные ситуации. Как-то в 1905 году в храм святителя Николая на Маросейке, где служил священник, во время богослужения пришла большая группа студентов. Отец Алексий был в алтаре и услышал громкие мужские голоса, плясовые напевы. Вошедшие вели себя развязано. Прихожане посоветовали батюшке выгнать их, но он только горячо молился. Один из студентов вошёл в алтарь с явным намерением спровоцировать скандал. Батюшка ласково встретил безумца, похвалил за желание начать день с молитвы о себе и своих родственниках. Юноша был сражён сердечным обращением священника. Агрессивный настрой пропал. После службы батюшка обратился к пришедшим с проповедью. Его слова так растрогали студентов, что многие раскаялись в своём бесчинном поведении. Так благодаря батюшке конфликт был решён мирным путём. Праведный протоиерей Алексий Мечёв всегда говорил своим духовным детям:
«Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога, теряют, значит, всё, а тебе Господь даёт случай спасти их, если сводит тебя с ними, а если так, значит, они ведут тебя к Богу, в рай, к блаженству, можно ли сердиться на них?»
Все выпуски программы Слова Святых
- «Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
- «Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
- «Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца»