Великий пост — время для особенных богослужений. Одно из них — Литургия преждеосвященных Даров или просто Преждеосвященная Литургия. Специфика этой службы состоит в следующем. Совершается она только Великим постом по будним дням — обычно по средам и пятницам. Хотя Преждеосвященная Литургия и называется Литургией, по факту таковой она не является. Потому что таинства Пресуществления хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы на ней не совершается, а люди причащаются Святыми Дарами, которые были освящены прежде — на воскресном богослужении. Отсюда и название — Литургия Преждеосвященных Даров. Согласно церковному уставу полная Литургия — служба праздничная, а Великий пост — время покаяния. Вот Церковь и нашла форму богослужения, которое позволяет не нарушать поста совершением торжественной Литургии и дает при этом возможность причаститься, подкрепив духовные силы.
В Русской Церкви Преждеосвященная Литургия совершается обычно в утреннее время. Хотя это не совсем правильно. Дело в том, что если посмотреть на структуру Литургии Преждеосвященных Даров, то она представляет собой следующее. Это вечерня, то есть, вечернее богослужение, в состав которого встроен чин Причащения. Служение Преждеосвященной Литургии по всем правилам можно увидеть в Греции. Во всяком случае, именно там я впервые познакомился с традиционным совершением этого вида богослужения. Обычно в греческих храмах начало Преждеосвященной Литургии выпадает на шесть часов вечера. По времени богослужение занимает чуть более часа.
Как же так? — спросят некоторые. — Как можно причащаться вечером? Интересно, но во времена Древней Церкви Причастие происходило только вечером или ночью, потому что именно в тёмное время суток христиане, преследуемые язычниками, и могли собираться. Только в 4-ом веке Литургия стала утренним богослужением.
Итак, мы выяснили, что Причастие вечером возможно. Но как к нему тогда готовиться? Вот что я наблюдал в Греции. Там люди, желающие причаститься, готовятся к участию в Преждеосвященной Литургии со всей серьёзностью. Прочитывают положенные молитвы, хранят мирное настроение души. Относительно вкушения пищи действует такое правило. Как известно, причащаться нужно натощак. Человек, ограничивая себя в еде, приносит Богу жертву, совершает подвиг. Греки, которые собираются причащаться на вечерней Преждеосвященной Литургии, ничего не едят и не пьют, начиная с 12 часов дня. До этого они позволяют себе лёгкий завтрак, состоящий обычно из чашки кофе и сухарика. Видел я в Элладе и людей, которые вовсе с утра ничего не ели и не пили, соблюдая пищевое воздержание вплоть до Причастия.
В наши дни традиция совершения Преждеосвященной Литургии вечером стала приживаться и в России. Знаю несколько приходов, где хотя бы раз в неделю Великим постом служат подобным образом. И это замечательно! Потому что и уставу соответствует, и дает возможность почувствовать дух Древней Церкви.
Все выпуски программы Вселенная православия
Послание к Римлянам святого апостола Павла
Рим., 91 зач., VI, 3-11.
Комментирует священник Антоний Борисов.
«Что умерло, умереть не может», — гласит девиз пиратов-героев романа Джорджа Мартина «Игра престолов». Интересно, что при определённом толковании приведённый девиз полностью соответствует христианскому вероучению. Не верите? Давайте проверим, обратившись к шестой главе послания апостола Павла к римлянам. Отрывок из данной главы читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Глава 6.
3 Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились?
4 Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни.
5 Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения,
6 зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху;
7 ибо умерший освободился от греха.
8 Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним,
9 зная, что Христос, воскреснув из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти.
10 Ибо, что Он умер, то умер однажды для греха; а что живет, то живет для Бога.
11 Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем.
Прозвучавшие строки апостол Павел первоначально адресовал христианской общине Рима. Эта поместная церковь появилась без прямого апостольского участия, зародившись как бы «снизу» — благодаря деятельности принявших Христа представителей местной иудейской диаспоры. Затем к евреям-христианам стали присоединяться представители иных народностей. Так в Риме сложилась самобытная община, то жившая мирно, то испытывавшая гонения со стороны язычников.
Укрепляя и утешая римских христиан, апостол Павел напоминает им, в чём состоит суть таинства крещения. Во время крещения мы внутренне умираем для грехов мира. Вместе с пороками мы хороним прежнюю жизнь с её ошибками и промахами. Получается, что в крещении мы уже умерли и таинственно воскресли со Христом. Эти изменения, конечно, имеют преимущественно внутренний, незаметный физическому взору, характер. Однако дар вечной жизни, основанный на смерти и воскресении Спасителя, в нас есть. Он, как некий зачаток, ждёт своего времени, чтобы раскрыться и проявить себя полностью. Дадим ли мы этому семени благодати прорасти, зависит он нас.
Апостол Павел напоминает римским христианам, что смерти бояться не стоит, так как они уже умерли и воскресли в крещении. А то, что умерло, снова умереть не может. Кончина же тела предполагает лишь переход в иное состояние. Для искреннего христианина — в место или состояние, тут сложно подобрать определение, где нет уже боли и страданий. Это место-состояние зовётся раем, он является нашей духовной родиной. Той целью, ради которой мы были однажды приведены в этот мир.
Прозвучавший отрывок из послания к Римлянам не случайно читается именно сегодня — накануне наступления праздника Пасхи. В древности в этот день совершалось крещение оглашённых — людей, которые в течение года или даже большего срока готовились к принятию таинства. Крещение не совершалось, как это принято сейчас, в каком-то тесном кругу родственников и друзей. Оглашённых крестили в присутствии всей общины и вместе с крестящимися христиане повторяли крещальные обеты. То есть обещания — отвергнуть зло и быть верными Христу, умереть для тьмы и ожить для света благодати Божией.
Да. В наши дни подобной традиции не существует. Но через чтение из послания к Римлянам Церковь напоминает нам, что во Христе состоялось наше освобождение от последствий первородного греха, которые выражают себя не только в смертности, но и в трагичной искажённости окружающего нас мира, где царствуют жестокость и самолюбие. Спаситель, воскреснув, уже находится в Царстве славы Отца Небесного. Мы, не познавшие опыта смерти и, соответственно, воскресения, пока ещё находимся под тяжестью несовершенства этого мира. Но слова Писания дают нам светлую надежду на то, что вслед за уже увиденной реальностью Голгофской жертвы Христа для нас в полной мере откроется и реальность всеобщего Воскресения из мёртвых, где нашей вере, нашей надежде, нашей любви будет дан принципиально иной опыт жизни без смерти.
Принять участие в пасхальной акции и получить в подарок красивую открытку
Московская Марфо-Мариинская обитель милосердия запускает ежегодную пасхальную акцию «Красное яичко». Это продолжение исторической традиции помощи нуждающимся людям. Когда-то Великая княгиня Елизавета Федоровна Романова, основательница Марфо-Мариинской обители, в преддверии Пасхи объявляла сбор для бедных детей, а во время Первой Мировой войны и для раненых воинов. По всей Москве проходили Пасхальные базары, на которых можно было сделать пожертвование и получить небольшой подарок — красное яичко.
Сегодня обитель милосердия продолжает помогать нуждающимся — это малоимущие семьи, люди с инвалидностью и пожилые. Среди них — одинокий пенсионер Степан Григорьевич. Ещё пару лет назад он работал, имел стабильный доход, который позволял ему снимать жилье и даже делать небольшие накопления. Но после двух инсультов мужчина потерял возможность трудиться. Степан Григорьевич плохо разговаривает, ему тяжело ходить. Пенсии мужчине едва хватает на жизнь. В Марфо-Мариинской обители он получает продуктовые наборы, что хоть немного облегчает его финансовое положение.
Каждый месяц за помощью сюда обращаются более 1000 человек. Чтобы поддержать подопечных сотрудники обители милосердия, по примеру княгини Елизаветы Фёдоровны, организуют пасхальную акцию. Стать её участником просто — достаточно перейти на сайт акции «Красное яичко»: easter-obitelmiloserdiya.ru и сделать любой благотворительный взнос. Каждый участник получит в подарок электронную красивую пасхальную открытку, которую можно охранить себе, а затем разослать родным и друзьям. Таким образом у вас будет возможность стать участником большого доброго дела и поздравить близких с Пасхой!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Окончание Страстной седмицы и встреча Пасхи». Прот. Игорь Фомин, свящ. Александр Волков
У нас в студии были настоятель храма Александра Невского при МГИМО протоиерей Игорь Фомин и настоятель храма Сергия Радонежского в Солнцево священник Александр Волков.
Разговор шел о значении последних дней Страстной Седмицы, о Воскресении Христовом и о праздничных традициях пасхальных дней, а также о ежегодном московском фестивале «Пасхальный дар».