Несколько сотен лет иудеи томились в египетском плену. В тринадцатом веке до Рождества Христова пророк Моисей предпринял попытки получить у фараона освобождение для своего народа, но египетский правитель оказался непреклонен. И тогда из уст Моисея стали звучать грозные пророчества - если фараон не отпустит евреев из плена, наказание постигнет весь Египет! И действительно, всякий раз, когда пророк получал отказ, на страну обрушивалось очередное бедствие. Библейская книга Исход упоминает десять катаклизмов, постигших Египет. И первым в страшной череде казней египетских было превращение воды в кровь во всех реках, озерах и колодцах. Живительная влага стала зловонной, люди мучились от жажды.
Описанный в Библии феномен издавна интересовал ученых. В 2010 году биологи немецкого Института водной экологии и пресноводного рыболовства имени Лейбница попытались взглянуть на библейскую историю с научных позиций. Профессор Стефан Пфлюгмахер выразил убежденность, что воды окрасились не кровью, а особыми бактериями.
Комментарий эксперта:
Кровавыми реки Египта могли сделать токсичные бактерии, которые иногда так и называют – «бургундская кровь». Эти микроорганизмы при определенных условиях стремительно размножаются, а затем, погибая, окрашивают воду в цвет крови. Бактерии выделяют токсины, уничтожая фауну водоемов. Это явление, которое получило наименование «красные приливы», вполне соответствует библейскому описанию превращения воды в кровь.
Красные приливы можно наблюдать и в наши дни. Так, под воздействием бактерий, называемых «бургундской кровью», в 2010 году алый цвет приобрело озеро Урмия на северо-западе Ирана.
Но почему вдруг вредоносные бактерии стали стремительно размножаться в Египетских реках и озерах? На этот вопрос ученые также предложили ответ. Палеоклиматолог Аугусто Маджини из университета Гейдельберга объясняет экологическую катастрофу резким изменением климата.
Комментарий эксперта:
Климатологи провели ряд радиоактивных исследований сталагмитовых пещер в дельте Нила, и это помогло пролить свет на погодные условия в древности в этом районе. Оказывается, в тринадцатом веке до Рождества Христова в Египте произошло резкое изменение климата с теплого и влажного на жаркий и сухой. Это повлекло за собой целую серию природных катаклизмов, в том числе и размножение токсичных бактерий. Нил на время обмелел и превратился в поток бурой, вязкой жижи.
Ученые объясняют лишь механизм загадочного явления, оставляя без ответа многочисленные «почему». Реки превратились в кровь не в буквальном, а в образном смысле. Но почему резкое изменение климата и его последствия наступили именно в тот момент, когда Моисей предъявил фараону свой грозный ультиматум? Ответ на этот вопрос находится за пределами научных исследований. Любое явление в этом мире можно изучать с помощью научных приборов. Но только Господь знает времена и сроки, и природа – лишь орудие в Его руках!
«Как помнить о вечной жизни?» Священник Александр Насибулин, Алексей Волков, Яна Зотова
В этом выпуске «Клуба частных мнений» священник Александр Насибулин, предприниматель Алексей Волков и педагог, музыкант Яна Зотова размышляли о том, как научиться заботиться и думать о вечной жизни больше, чем о земной. Также разговор шел о брате Иосифе Муньосе-Кортесе, хранителе Иверской Монреальской иконы Богородицы, о том, какой пример стремления к Царству Небесному он проявлял и о том, как мученически закончил свою земную жизнь.
Ведущая: Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Клуб частных мнений
Антон Чехов «Три сестры» — «Искусное притворство»

Фото: Piqsels
Самообман бывает очень искусным. Особенно, когда обманываемся мы насчёт своих собственных душевных качеств. Антон Павлович Чехов в пьесе «Три сестры» дал иллюстрацию подобному душевному камуфляжу.
Главные героини пьесы — сёстры Ирина, Маша и Ольга, тонкие, умные, чуткие девушки, живут мечтой уехать из провинциального городка в Москву. Их брат Андрей недавно женился на Наташе, которая исподволь старается выжить сестёр из дома. Казалось бы, всё просто. Сёстры — хорошие, Наташа — плохая. Но вот один из эпизодов пьесы «Три сестры» побуждает задуматься.
Старая няня Анфиса, устав, присаживается. Наташа гневно кричит: «При мне не смей сидеть! Встань! Ступай отсюда!» Няня выходит, Ольга взволнованно говорит: «Наташа, ты сейчас так грубо обошлась с няней. Пойми, милая... я не переношу этого. Подобное отношение угнетает меня, я заболеваю...». Няню Ольга упоминает лишь вскользь. Монолог — весь про саму Ольгу, про её переживания. Но, возможно, трагедия трёх сестёр заключается не в том, что им не удаётся уехать в Москву? Не скрываются ли под их тонкой душевностью самые обыкновенные чёрствость и душевная глухота? А если преодолеть эту чёрствость, то может и свой родной провинциальный городок покажется раем?
Автор: Анастасия Андреева
Все выпуски программы: ПроЧтение
26 октября. О почитании святой великомученицы Златы

Сегодня 26 октября. Воспоминание чуда великомученицы Златы в Скопье в 1912 году.
О почитании святой — священник Стахий Колотвин.
Нередко в истории церкви бывает, что посмертные чудеса святых людей — они больше запоминаются, более масштабны, чем чудеса прижизненные. Более того, при жизни и чудес может никаких не быть сверхъестественных. Просто человек в своей жизни приблизился ко Христу, наследовал Царствие Небесное, и, уже оказавшись там, ходатайствует за своих близких, за тех, кто обращается к нему с просьбами, и Господь посылает чудеса уже только после смерти.
Одним из этих случаев является мученический подвиг простой сербской — или, болгары считают, болгарской, македонцы считают, что македонской, — девушки, которую звали Злата. Причём тоже можно встретить, что её звали Хриса. Ну, Хриса — это всего лишь Злата на греческий манер, а греки, как мы помним, тоже соседствовали рядом с этими тремя балканскими славянскими народами.
И вот эта простая девушка, дочка небогатого крестьянина, которая прославилась, по сути, тем, что решила не соглашаться (даже ради богатого, сытого замужества за иноверцем, но ради которого нужно было отречься от Христа) перейти в ислам, и поэтому была страшно умучена, и прославилась она как раз этим мученическим подвигом. А чудес никаких не было.
Но спустя 100 лет, когда начались балканские войны, и в союзе православные маленькие государства, которые бросили вызов могучей Османской империи, освобождали свои родные земли, то уже над столицей нынешней Македонии — Скопье — явилась девушка, которая направила сербские войска, и османские войска в страхе бежали. Родные земли были освобождены, и в храмах снова стала совершаться Божественная литургия, вплоть до наших дней.
Все выпуски программы Актуальная тема








