Прижизненные поэтические публикации нашего сегодняшнего автора — в 2000-м году прославленного в лике преподобных (то есть угодившего Богу монашеским подвигом) — всегда подписывались именем «Странник».
Я говорю сейчас о схиархимандрите Варсонофии, оптинском старце, молитвеннике и духовном писателе, чья земная жизнь началась в 1845-м году (в день памяти преподобного Сергия Радонежского), а завершилась — 1 апреля 1913-го (по старому стилю).
Его посмертное завещание духовным чадам кончалось словами:
«...Мужайтесь в подвиге, не отступайте от него, хотя бы ад восстал на вас и весь мир кипел на вас злобой и прещением, и веруйте: „Близ Господь всем призывающим Его, всем призывающим Его во истине“»...
Чудодейственные мощи оптинского старца Варсонофия — в Оптиной пустыне, в её Владимирском храме.
...Наследие веков, сосновый тёмный бор По сторонам её раскинулся дремучий; В нём тишина, безмолвию простор, Свобода полная для чувств святых и дум; Лишь слышен там порой деревьев шум, Когда вершины их колеблет ветр летучий. Ясней здесь небеса и чище их лазурь, Здесь пристань тихая от всех житейских бурь Для тех, что жаждут вечного спасенья. Кто грех сознавши свой и полный сокрушенья Пред Господом стоит с поникшею главой И с Ним всецело ищет примиренья; Кто жаждет новой жизни, возрожденья, В ком не иссяк родник воды живой; Кто веры не утратил в христианский идеал И творческую мощь его начал, Не изнемог под бременем скорбей, и слуха От гласа истины святой не отвратил, И лучших дум и чувств навек не схоронил; Кто всей душой тоскующей сознал, Что жизнь есть суета, томленье духа; Кто как пришлец в земле чужой Обрек себя на скорби и лишенья, — Все здесь найдут они упокоенье И радость светлую, душевный мир святой, Из плена тяжкого страстей освобожденье.
Преподобный Варсонофий Оптинский, из цикла «На пути» (Оптина пустынь)
За время своей монашеской жизни в Оптиной (а преподобный пришёл туда, представьте, на сорок седьмом году жизни) старец покидал обитель только по послушанию, в том числе и для поездки в Астапово, к умирающему Льву Толстому. Увы, эта встреча не состоялась.
«Ищущие Христа, — говорил в беседах со своими духовными чадами преподобный, — обретают Его, по неложному евангельскому слову: „Стучите и отверзется вам, ищите и обрящете“, „В доме Отца Моего обителей много“. И заметьте, — продолжал Варсонофий, — что здесь Господь говорит не только о небесных, но и о земных обителях, и не только о внутренних, но и о внешних...» Конец цитаты.
На прощание — маленький стихотворный этюд из духовного наследия преподобного Варсонофия:
Ветер, дождь и холод, И мятеж души и голод, И былого думы и мечты, Как с деревьев спадшие листы... Грустна эта жизнь земная! Но за нею есть другая — Область вечного блаженства, рая, Царство невечерней красоты.
Преподобный Варсонофий Оптинский, «Осень», 1902 год.
14 декабря. О жизни по заповедям Божьим

В 6-й главе Евангелия от Луки есть слова: «И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними».
Об исполнении заповедей Божьих — протоиерей Константин Харитонов.
Каждый христианин должен исповедовать Христа, исполняя Его заповеди. Таким образом, мы проявляем любовь к Богу и любовь к ближнему. Бог направляет нас в правильное русло нашей любви.
К сожалению, поэтому происходит постоянная борьба — или с нашим человекоугодием, или с нашим самолюбием. Отсюда и бывает очень трудно иногда исполнить заповедь Божию. Но если мы откажемся от своего самолюбия, если мы не будем человекоугодничать (соответственно, опять же, тоже иногда это мы делаем ради своего же самолюбия, лицемерия или лукавства), если мы откажемся от этого гнилого состояния и пойдем по заповеди Божьей, то тогда мы сможем исполнить завет Божий о любви и к Богу, и к ближнему.
Все выпуски программы Актуальная тема
14 декабря. О том, что нам недостает

В 18-й главе Евангелия от Луки есть слова Христа, сказанные богатому юноше: «Одного недостает тебе: все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною».
О стремлении к совершенству — игумен Назарий Рыпин.
Господь говорит юноше (через него всем нам, безусловно), о том, что недостаточно внешнего исполнения заповедей Христовых, но нужно стремиться к внутреннему совершенству. Не случайно в другом месте другого евангелиста, там приводятся ещё другие слова: «Если хочешь быть совершенным, — говорит Христос, — то продай, что имеешь, раздай нищим, и будешь иметь сокровища на небесах». То есть речь о совершенстве.
Безусловно, это путь не многих, не всякий способен к такой высоте, но мы должны знать о том, что такая высота есть, стремиться к ней и, по крайней мере, не имея возможности её достигать, смиряться в том, что для нас это недостижимо. Зачастую для мирянина, особенно, достаточно, по мысли Игнатия Брянчанинова святителя и святителя Феофана Затворника, ограничиться исполнением заповедей Божиих и самоукорением. Уже лишь монахи имеют возможность к более внимательной жизни, к чистоте сердца через хранение ума и сердца от греховных помыслов.
Но, так или иначе, Христос обращается ко всем нам, чтобы мы, когда можем, не оправдывались тем, что «я — человек мирской, и мне простительно то и это», потому что Он сказал: «Будьте совершенны, якоже Аз совершен есьм». Поэтому это — заповедь, обращённая ко всем, и по возможности нам, конечно же, нужно стараться к этому стремиться и это исполнять в меру своих человеческих сил и с помощью Божией.
Все выпуски программы Актуальная тема
14 декабря. О том, как укрепляться Господом
В 6-й главе Послания апостола Павла к эфесянам есть слова: «Укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его».
О взаимодействии человека с Богом — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
В общении с Богом есть две стороны — божественная и человеческая. Поэтому в любых ситуациях, где описывается взаимодействие Бога и человека, надо смотреть, что в этом общении даёт Господь и что нужно от человека.
Слова апостола Павла — «Укрепляйтесь Господом» — как раз и говорят о взаимодействии с Богом. Чем Творец может помочь человеку? Об этом хорошо сказано в «Псалтири»: «Он избавит тебя от сети ловца, от гибельной язвы; перьями Своими осенит тебя, и под крыльями Его будешь безопасен». То есть Господь посылает благочестивому человеку Свою благодать, которая сохраняет его от зла и направляет к вечной жизни.
А какие условия должен создать для этого человек? Он, по слову апостола Павла, должен укрепляться Господом. Как это сделать, поясняет сам Святой Павел, перечисляя необходимые для нас инструменты спасения. Он называет истину, праведность, благовестие, веру, слово Божие и молитву. Главное, чтобы человек пребывал в истине. В этом ему поможет слово Божие. Когда человек станет праведным, то Божие слово донесёт другим, а связь с Всевышним будет держать через молитву. Именно так христианин сможет избежать сетей лукавого и унаследовать Царство Небесное.
Все выпуски программы Актуальная тема











