Творчество — как служение Богу. Именно в этом видел свое предназначение известный духовный писатель и публицист XX века Сергей Нилус.
Сегодня мы говорим о преподобном Моисее Оптинском и книге Сергея Нилуса «На берегу Божией реки».
Место действия — монастырь Оптина пустынь неподалеку от города Козельска Калужской губернии.
Время действия — начало XX века.
С октября 1907 года по июнь 1912 года, почти пять лет, писатель Сергей Александрович Нилус с семьей жил в монастыре Оптина пустынь.
С 1 января 1909 года он взял за правило вести ежедневные записки своего пребывания в Оптиной пустыни, из которых родилась его книга «На берегу Божией реки».
«Река Божия» — это поэтической образ Оптиной Пустыни, где время течет неспешно, как река, и несет обитателей монастыря на своих волнах в царство Вечной Жизни.
Многие порядки в обители и строй духовной жизни сохранились от первого настоятеля Оптиной, схиархимандрита Моисея.
Сергей Александрович Нилус жил в Оптиной пустыне, когда прошло уже более полувека со дня кончины Моисея Оптинского, но память о мудром старце передавалась из уст в уста.
В книгу «На берегу Божией реки», например, вошла история об одном иеромонахе, который в слезах явился к настоятелю признаться в грехе прелюбодеяния.
Преподобный Моисей Оптинский первым делом его спросил: «А ты веруешь ли, раскаиваешься ли?»
— Верую и раскаиваюсь! — ответил тот.
— А если веруешь, становись со мной и молись!
Настоятель сам прослезился, стал перед иконами на колени, поставил иеромонаха возле себя, и начали они молиться. И такую сильную молитву он произнёс, что иеромонах так и упал, залившись слезами.
— А теперь иди с миром, — говорит настоятель.
— А как же служить? — спрашивает иеромонах. — Как же? Грех-то?
— Принимаю твой грех на себя. Иди и служи.
С той поры тот иеромонах совершенно исправился.
При преподобном Моисее обитель Оптина пустынь в середине XIX века преобразилась и расцвела. Старые храмы подновились, начали строиться и новые, вокруг них выросли корпуса братских келий, трапезной, библиотеки. Но главной заботой Моисея Оптинского было духовное состояние братии.
Старец Моисей учил монахов быть строгим к собственным грехам и проявлять снисхождение и любовь к ближним.
Как-то один монах пришел к настоятелю пожаловаться на мальчика из певчих, который жил вместе с ним в келье. В последнее время мальчик стал грубить, пропускать церковные службы, и монах хотел, чтобы настоятель его наказал. Выслушав жалобу, отец Моисей покачал головой и задумался...
— Жаль мальчика! Детская душа — ангельская. Так ты говоришь: к тебе поступил, хорош был; а у тебя пожил, и нехорош стал? Отчего же он у тебя именно и нехорош стал? С кого же он взял дурные примеры? — спросил настоятель.
Монаха даже в жар бросило. Тот и не рад был, что пошёл жаловаться на мальчика. Он ясно увидел, что он-то сам, своей неисправностью, и был виноват в порче мальчика.
Нам не довелось жить в одно время со знаменитыми Оптинскими старцами. Хорошо, что их наставления и изречения сохранились на страницах книг, и одна из них — замечательное произведение Сергея Нилуса «На берегу Божией реки».
Все выпуски программы Прообразы
«Небо улыбается»
Много о небе не скажешь, иногда ни слова не проронит, промолчит и накроет прохладной ночью; а иной раз слышится в нём былина древняя, песнь ли, тоска о запредельном или светлая чистая радость. Есть в нём ещё одна необъяснимая черта, незаметная сразу, его маленькая-премаленькая тайна: небо улыбается. Да, улыбается, смотрит на тебя, нет, не только на этого назойливого сверчка в траве, ждущего внимания, а обымает своим лучистым взором всю вселенную и улыбается ей.
Все выпуски программы Утро в прозе
15 января. О народном почитании преподобного Серафима Саровского
Сегодня 15 января. Церковь празднует Преставление и Второе обретение мощей преподобного Серафима, Саровского чудотворца, жившего в девятнадцатом веке.
О его народном почитании — протоиерей Константин Харитонов.
У нас на Руси особенно почитают преподобного Сергия Радонежского и преподобного Серафима Саровского. Как-то в народе стали их называть, что преподобный Сергий — это игумен всея Руси, а батюшка Серафим — это духовник всея Руси. Почему? Потому что батюшка Серафим явил особый пример: и любовь, и заботу о мирских людях. Хотя и преподобный Сергий в этом особо потрудился, но преподобный Сергий особенно потрудился, основав множество монастырей в нашем Отечестве. А батюшка Серафим особенно окормлял близких людей и многим-многим помог духовно окрепнуть и спастись.
И сегодня множество людей приходят к батюшке Серафиму и получают от него духовного утешения, как от родного отца. И на самом деле мы можем заметить, та благодать, которую Господь даровал преподобному Серафиму, нас утешает, укрепляет, как та благодать, которая дана каждому духовнику, которая тоже имеет власть от Бога людей утешать, укреплять и наставлять.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 января. О личности и служении Петра Румянцева-Задунайского
Сегодня 15 января. В этот день в 1725 году родился русский полководец Пётр Румянцев-Задунайский.
О его личности и служении — протоиерей Артемий Владимиров.