Преподобный Моисей Оптинский - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Преподобный Моисей Оптинский

* Поделиться

Фото: Сергей Власов / Пресс-служба Патриарха

Творчество — как служение Богу. Именно в этом видел свое предназначение известный духовный писатель и публицист XX века Сергей Нилус.

Сегодня мы говорим о преподобном Моисее Оптинском и книге Сергея Нилуса «На берегу Божией реки».

Место действия — монастырь Оптина пустынь неподалеку от города Козельска Калужской губернии.

Время действия — начало XX века.

С октября 1907 года по июнь 1912 года, почти пять лет, писатель Сергей Александрович Нилус с семьей жил в монастыре Оптина пустынь.

С 1 января 1909 года он взял за правило вести ежедневные записки своего пребывания в Оптиной пустыни, из которых родилась его книга «На берегу Божией реки».

«Река Божия» — это поэтической образ Оптиной Пустыни, где время течет неспешно, как река, и несет обитателей монастыря на своих волнах в царство Вечной Жизни.

Многие порядки в обители и строй духовной жизни сохранились от первого настоятеля Оптиной, схиархимандрита Моисея.

Сергей Александрович Нилус жил в Оптиной пустыне, когда прошло уже более полувека со дня кончины Моисея Оптинского, но память о мудром старце передавалась из уст в уста.

В книгу «На берегу Божией реки», например, вошла история об одном иеромонахе, который в слезах явился к настоятелю признаться в грехе прелюбодеяния.

Преподобный Моисей Оптинский первым делом его спросил: «А ты веруешь ли, раскаиваешься ли?»

— Верую и раскаиваюсь! — ответил тот.

— А если веруешь, становись со мной и молись!

Настоятель сам прослезился, стал перед иконами на колени, поставил иеромонаха возле себя, и начали они молиться. И такую сильную молитву он произнёс, что иеромонах так и упал, залившись слезами.

— А теперь иди с миром, — говорит настоятель.

— А как же служить? — спрашивает иеромонах. — Как же? Грех-то?

— Принимаю твой грех на себя. Иди и служи.

С той поры тот иеромонах совершенно исправился.

При преподобном Моисее обитель Оптина пустынь в середине XIX века преобразилась и расцвела. Старые храмы подновились, начали строиться и новые, вокруг них выросли корпуса братских келий, трапезной, библиотеки. Но главной заботой Моисея Оптинского было духовное состояние братии.

Старец Моисей учил монахов быть строгим к собственным грехам и проявлять снисхождение и любовь к ближним.

Как-то один монах пришел к настоятелю пожаловаться на мальчика из певчих, который жил вместе с ним в келье. В последнее время мальчик стал грубить, пропускать церковные службы, и монах хотел, чтобы настоятель его наказал. Выслушав жалобу, отец Моисей покачал головой и задумался...

— Жаль мальчика! Детская душа — ангельская. Так ты говоришь: к тебе поступил, хорош был; а у тебя пожил, и нехорош стал? Отчего же он у тебя именно и нехорош стал? С кого же он взял дурные примеры? — спросил настоятель.

Монаха даже в жар бросило. Тот и не рад был, что пошёл жаловаться на мальчика. Он ясно увидел, что он-то сам, своей неисправностью, и был виноват в порче мальчика.

Нам не довелось жить в одно время со знаменитыми Оптинскими старцами. Хорошо, что их наставления и изречения сохранились на страницах книг, и одна из них — замечательное произведение Сергея Нилуса «На берегу Божией реки».


Все выпуски программы Прообразы

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем