
15 января 1782 года стало настоящим праздником в семье мелкого служащего Ивана Григорьевича Путилова из города Борисоглебска под Воронежем. Супруга, Анна Ивановна, подарила ему сына. Пока мать баюкала младенца, счастливый отец выбирал мальчику имя по Месяцеслову — православному календарю с указанием дней памяти святых. Одной из ближайших ко дню рождения малыша праздновалась память святого апостола Тимофея. В его честь и окрестили новорождённого.
Отец и мать с младенчества прививали сыну христианское благочестие и веру в Бога. Анна Ивановна вместо колыбельных часто пела Тимоше псалмы. Под них, и под негромкие отцовские молитвы перед домашним иконостасом, ребёнок тихо засыпал. Приучали родители мальчика и к труду. С малых лет Тимофей научился помогать матери по хозяйству. Осенью Иван Григорьевич брал сына с собою на базар — закупать съестные припасы на зиму. Радостные, они возвращалась домой на телеге, полной мешками с зерном, крупой и овощами. Анна Ивановна встречала добытчиков, и начиналась весёлая суета — все вместе заполняли покупками домашние закрома.
Под ласковым присмотром отца и матери Тимоша рос послушным и умным ребёнком. Иван Григорьевич, человек грамотный и образованный, учил мальчика чтению, письму и тем наукам, в которых сам был сведущ. А прежде всего — Закону Божию. По воскресеньям и праздничным дням Путиловы всей семьёй ходили в церковь. Когда возвращались домой, отец обсуждал с Тимошей отрывки из Евангелия и Апостола, которые читались во время Литургии. Иван Григорьевич просил сына пересказать услышанное, спрашивал, что из этого мальчику понятно, а непонятное — объяснял. На досуге Путиловы часто все вместе пели. Особенно они любили 145-й псалом в поэтическом переводе Ломоносова, положенный на простую мелодию: «Хвалу всевышнему Владыке потщися дух мой возсылать». Пели так стройно и благостно, что прохожие останавливались под окнами послушать семейный ансамбль.
У матери Тимофей учился делам милосердия. Анна Ивановна заботилась о бедняках, подавала им щедрую милостыню. Специально для Тимоши она завела кошелёк с монетками, которые мальчик раздавал нищим на церковной паперти. Знакомые хвалили Анну Ивановну за то, какого славного она воспитала сына. Такое родительское воспитание постепенно и незаметно для самих отца и матери, пробудило в Тимофее мысли о монашестве. К 19-ти годам он твёрдо решил посвятить свою жизнь Богу. Однажды Тимофей пришёл к отцу и попросил у него разрешения съездить в Киев — навестить дальних родственников. Иван Григорьевич отпустил сына. Но вместо Киева молодой человек отправился... в монастырь — Саровскую Пустынь. Такой поступок можно было понять. Тимофей знал — отец не одобряет его жизненный выбор. Иван Григорьевич не раз говорил сыну, что благочестиво и по-христиански жить можно и в миру. Но в душе юноши горело призвание к монашеской жизни, и он не мог противиться Божьему зову. Однако Тимофея мучила совесть. Из монастыря он отправил отцу письмо, в котором раскаивался в обмане и просил благословения на постриг.
Родительское прощение и благословение Тимофей получил, когда через полгода приехал проведать заболевшего отца. Иван Григорьевич примирился с сыном. Он вспомнил своё трудное сиротское детство и рассказал, как однажды, от нищеты и беспомощности, долго со слезами молился Богу, прося Его о помощи. И после этой смиренной молитвы вдруг почувствовал душевное обновление, и переносить жизненные тяготы стало легче. «Молись за всех нас, сынок», — сказал Тимофею Иван Григорьевич, и перекрестил его иконой Спасителя. В тот же день муж сообщил Анне Ивановне, что благословил их сына Богу.
Вскоре после этого Тимофей принял монашеский постриг с именем Моисей. А через несколько лет стал настоятелем Свято-Введенской Оптиной пустыни. Он прославился как один из великих Оптинских старцев. Не раз в беседах с духовными чадами старец Моисей Оптинский вспоминал отца и мать, просил о них помолиться. И сам молился за родителей до последнего дня своей жизни.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
18 июля. О почитании великой княгини Елисаветы и инокини Варвары

Сегодня 18 июля. День памяти преподобномучениц великой княгини Елисаветы и инокини Варвары, убитых большевиками в 1918 году.
О почитании святых — священник Стахий Колотвин.
Подвиг двух сестёр — это подвиг равноценный. Тем не менее, мы смотрим, внимание особенно уделяют великой княгине. Да, такая знатная дама, такая у нее трагедия личная, жизненная. Как она всё организовала, как она, пользуясь своим знатным положением, связями, родством, смогла послужить ближним, заботе о них, наладила социальное служение и в Российской империи, и в Русской церкви, привлекла к нему сотни и тысячи людей.
Но надо понимать, что забывать о преподобномученице Варваре ни в коем случае не стоит, потому что её подвиг мученичества был в чём-то даже выше, потому что она, как человек простого, незнатного происхождения, могла в любой момент оставить свою игуменью, да потрудилась бы, да точно так же помогала бы больным, немощным, много было бы оправданий. Но она выбрала вместе с ней пойти и принять мученический венец.
Все выпуски программы Актуальная тема
18 июля. О примере служения преподобного Сергия Радонежского для современных христиан

Сегодня 18 июля. Обретение честных мощей преподобного Сергия, игумена Радонежского, отошедшего ко Господу в 1422 году.
О примере служения преподобного Сергия для современных христиан — протоиерей Максим Первозванский.
Преподобный Сергий — удивительный пример того, как человек, не ставивший перед собой задачу спасения других людей, стал воистину всероссийским батюшкой, который сыграл колоссальную роль для всей России на протяжении её истории: и для Руси сначала, и потом для России, и в современной России продолжает эту роль играть, и при этом не ставил перед собой задачу приводить ко Христу или что-то делать для других людей.
Мне кажется, это такое большое утешение для тех, кто переживает, что он не может совершить каких-то великих деяний. Все великие деяния совершаются, в первую очередь, в сердце самого человека, а дальше уже Господь говорит, что не ставит светильник под спудом, но на свечнике, да будет он светить всем в доме.
Поэтому наша задача — все-таки просветить своё сердце Духом Евангелия, а каково будет наше служение, какие будут наши плоды, это Его дело, Он разберётся.
Все выпуски программы Актуальная тема
Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла

Рембранд. «Апостол Павел в темнице». 1629
1 Кор., 130 зач. (от полу́), IV, 5-8.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Слово «фарисей» знают все — и верующие, и неверующие. Причём, иногда даже не в прямом значении, которое оно имело в истории народа израильского, но в значении лицемера, смотрящего на всех сверху вниз. При этом странным образом нередко именно верующие люди, которые уж точно понимают опасность фарисейства, начинают вести себя по-фарисейски. Почему это происходит и самое главное, как от этого избавиться? Ответ на эти вопросы звучит в отрывке из 4-ой главы 1-го послания апостола Павла к Коринфянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 4.
5 Посему не судите никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога.
6 Это, братия, приложил я к себе и Аполлосу ради вас, чтобы вы научились от нас не мудрствовать сверх того, что написано, и не превозносились один перед другим.
7 Ибо кто отличает тебя? Что ты имеешь, чего бы не получил? А если получил, что хвалишься, как будто не получил?
8 Вы уже пресытились, вы уже обогатились, вы стали царствовать без нас. О, если бы вы и в самом деле царствовали, чтобы и нам с вами царствовать!
Помню, когда я поступил в университет на филологический факультет, мне довольно часто приходилось слышать фразу «в школе говорят, что это так, но на самом деле всё сложнее, а иногда и вовсе не так», и подобный подход характерен не только для филологии. Наука развивается, и то, что считалось правильным, оказывается не совсем правильным или даже просто неправильным. На первый взгляд в богословии подобный подход невозможен. Однако одно дело догматы — как вечные истины о Боге, мире и человеке, и другое дело — формулировки и особенно попытки объяснения, которые бывали менее или более удачными у разных авторов. Да и в нравственной сфере тоже не так просто, ведь Бог, обращая к людям заповеди, учитывал их духовное состояние. Именно поэтому заповеди Ветхого Завета заменены новозаветными. Естественно, и в сфере нравственной есть вещи, которые от завета к завету оставались неизменными. Впрочем, дело не только в изменении форм или норм, порой через время оказывается, что человек был прав, а его гонители нет. Кроме очевидных библейских примеров Спасителя или архидиакона Стефана, из истории вспоминаются святитель Иоанн Златоуст или преподобный Максим Исповедник, которые были гонимы и обличаемы при жизни и прославлены как святые после смерти. Причём, самое важное для нашего разговора — гонимы не язычниками, а теми, кто называл себя христианами.
Сегодняшний отрывок из первого послания апостола Павла к Коринфянам начинается с очень важного призыва к верующим: «не судить до времени, пока не придёт Господь». Этот призыв не касается смертных грехов или ересей, потому что в другом месте этого же послания апостол говорит, что коринфяне должны были сами оценить смертный грех кровосмесителя как недопустимый и даже изгнать этого человека из общины. Подобным образом он не раз предупреждал христиан других общин остерегаться лжеучителей. Но в то же время, там, где нет очевидного нарушения заповедей, лучше предполагать добрые намерения, а не злые, и не судить. Почему? Потому что только Бог — сердцеведец и только Он знает сердечные намерения. Павел видит, что коринфскую общину разделяют противоречия, так как одним ближе его подход, а другим подход Аполлоса. Апостол призывает учеников не думать о себе много, то есть не судить, опираясь на личные вкусы и представления, потому что может оказаться, что перед Богом прав и тот, и другой, потому что в своих намерениях они оба стремились исполнить волю Божию, пусть и способ исполнения у каждого несколько отличался.
Очевидно, что призыв апостола Павла актуален и сегодня. Когда мы смотрим на других христиан, мы нередко позволяем себе оценки, даже не задумываясь о том, что можем исходить из неполноты информации, незнания условий, изнутри которых они действуют, непонимания духовных законов, по которым развивается человек. И вместо того, чтобы судить других, нам стоит помнить, что мы, как и каждый человек, получили свой дар Господа и призваны развивать его в служении людям.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов