
Фото: PxHere
Читая о подвигах египетских отцов-пустынников первых веков христианства, всегда хочется узнать: что же побудило их отказаться от прежней жизни и стать монахом-пустынником?
Сегодня мы говорим о преподобном Моисее Мурине и повести Леонида Денисова «Феникс пустыни».
Место действия — Египет.
Время действия — IV век по Рождестве Христовом.
Преподобный Моисей Мурин, чернокожий эфиоп, в молодости был рабом знатного человека. Но после того как он совершил убийство, господин прогнал его, и тогда Моисей, обладавший большой физической силой и суровым нравом, стал главарем шайки разбойников.
Несколько лет, никого не щадя, он занимался грабежами, разбоем и убийствами. Но однажды, по великой милости Божией, Моисей раскаялся в своих грехах, оставил шайку разбойников и ушел в пустыню Скит на юго-западной границе Египта с Ливаном. Он хотел поступить в монастырь.
Не сразу согласились отцы-пустынники принять в монастырь бывшего разбойника, именем которого в Египте пугали детей. Но Моисей так искренне плакал и так долго умолял их принять его в число братии, что в конце концов монахи согласились.
Однажды на уединенную келью, где жил Моисей Мурин, напали четыре разбойника из его бывшей шайки. Преподобный Моисей, не утративший огромной физической силы, связал их всех и, подняв на плечи, принёс в монастырь...
В повести Леонида Денисова «Феникс пустыни» показано, как египетские старцы собрались вместе, чтобы обсудить ситуацию с нападением, и приняли удивительное, на первый взгляд, решение.
— Отпусти их на свободу, Моисей, — единодушно восклицают они все вместе.
— Идите, друзья: свобода с вами! — говорит Моисей, выходя с злодеями из собрания.
Разбойники, узнав в Моисее своего прежнего вождя, удивились его раскаянию и перемене жизни. Это так благотворно подействовало на них, что они сами пробудились от душившего их кошмара греховной жизни, — и умиление коснулось их сердец... Они остались в монастыре и в истинном раскаянии прожили до конца своих дней.
Повесть Леонида Денисова о преподобном Моисее Мурине не случайно называется «Феникс пустыни».
Мифологическая птица-феникс, чувствуя приближение смерти, сама себя сжигала на костре, после чего возрождалась из пепла еще прекрасней. Древние христиане пользовались изображением феникса как символом воскресения.
Так и Моисей умер для прежней, греховной жизни, и душа его возродилась для жизни новой — вечной.
Насколько это было не просто, автор повести «Феникс пустыни» даёт понять в разговоре преподобного Моисея с аввой Макарием Египетским.
— Авва, — тоскливо проговорил Моисей. — Я не боюсь и не бегу страданий: в них очищение. Но душевная пытка терзает меня и ввергает в отчаяние. Сознание грехов моих пронзающей болью проходит насквозь моё сердце, и я падаю в бездну отчаяния...
— Не отчаивайся, — возразил на это Макарий, — взгляни на лазурь неба! Бездонная его глубина, а там за ней — светила, зажжённые рукой Вечного, а ещё дальше — обитель праведных, светлое царство Христа! Жизнь коротка: так надо спешить и заботиться об одном: как и с чем предстать перед очами Господа...
Повесть «Феникс пустыни» написана на основе жития преподобного Моисея Мурина, которое автор, несомненно, очень хорошо знал.
Духовный писатель, историк и переводчик Леонид Иванович Денисов владел двенадцатью языками, включая древнегреческий, средневековый византийский, коптский, древнееврейский, арабский и другие, и многие древние сказания читал в оригинале.
В 1908 году Леонид Иванович принял монашество с именем Арсений. После революции он стал епископом, продолжал заниматься литературной работой и переводами.
В начале XX века сборник художественных произведений Леонида Денисова под названием «Сыны света», куда вошла и повесть «Феникс пустыни», пользовался большой популярностью. Тема покаяния разбойника, ставшего монахом и великим подвижником — преподобным Моисеем Муриным, оказалась близкой и важной для читателей.
Все выпуски программы Прообразы
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел. Худ.: Джованни Франческо Барбьери
Рим., 105 зач., XI, 2-12.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В истории еврейского народа было несколько очень серьёзных ошибок, когда ошибались не какие-то отдельные люди, а почти весь народ. В качестве примера можно вспомнить последнюю ошибку: народ не сумел узнать в Иисусе из Назарета посланного Богом Мессию. Однако, нельзя сказать, что ошиблись все, нет, ведь есть апостолы, которые были евреями, да и в наше время среди христиан немало людей, которые по своему происхождению принадлежат к израильскому народу. Существование христиан из евреев давало апостолу возможность надеяться и верить в благую участь его родного народа. Именно об этом мы слышим сегодня во время литургии в православных храмах в отрывке из 11-й главы Послания апостола Павла к Римлянам.
Глава 11.
2 Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря:
3 Господи! пророков Твоих убили, жертвенники Твои разрушили; остался я один, и моей души ищут.
4 Что же говорит ему Божеский ответ? Я соблюл Себе семь тысяч человек, которые не преклонили колени перед Ваалом.
5 Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток.
6 Но если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью. А если по делам, то это уже не благодать; иначе дело не есть уже дело.
7 Что же? Израиль, чего искал, того не получил; избранные же получили, а прочие ожесточились,
8 как написано: Бог дал им дух усыпления, глаза, которыми не видят, и уши, которыми не слышат, даже до сего дня.
9 И Давид говорит: да будет трапеза их сетью, тенетами и петлею в возмездие им;
10 да помрачатся глаза их, чтобы не видеть, и хребет их да будет согбен навсегда.
11 Итак спрашиваю: неужели они преткнулись, чтобы совсем пасть? Никак. Но от их падения спасение язычникам, чтобы возбудить в них ревность.
12 Если же падение их — богатство миру, и оскудение их — богатство язычникам, то тем более полнота их.
Вполне естественно, что апостола Павла беспокоила судьба его родного народа, и, конечно же, Павел был не одинок в своём беспокойстве, много вопросов было и у других христиан из числа евреев: какой будет дальнейшая судьба их народа? Как соотнести между собой обетования Ветхого Завета и неприятие Христа израильтянами? Неужели же нет никакой надежды?
Ответ апостола Павла можно свести к довольно простому и очевидному утверждению: неприятие Христа — это далеко не первое духовное преступление израильтян, в качестве примера апостол вспомнил историю пророка Илии, в годы жизни которого народ тоже совершал немало преступлений, в какой-то момент пророк вовсе остался в одиночестве. Впрочем, так казалось лишь Илье, потому-то Бог и указал ему на семь тысяч человек, не осквернивших себя язычеством, следовательно, отпали от Бога хоть и многие, но далеко не все. Так было и во время жизни апостола Павла: не верили во Христа многие евреи, но не все, среди первого поколения христиан было немало евреев, немало их среди христиан и в наши дни. Этот факт означает, что Бог не отверг Свой народ, ведь если в народе сохраняется праведность, если есть ещё те, кто остаётся верным Богу, значит, народ не утратил смысл своего бытия, значит, люди ещё могут обрести Христово Царство.
Эту логику легко продлить и на любой другой народ: пока есть праведники, те, кто несмотря ни на что, хранит веру во Христа, значит мы не можем сказать, что Бог отвернулся от этого народа. Здесь довольно сложно не вспомнить историю русского народа в минувшем веке, у нас тоже было всеобщее отступление от Бога, мы уничтожали храмы и пытались искоренить саму веру, но были и те, кто не только сохранил себя от этого помрачения, но и сумел обрести святость, благодаря этим людям Церковь возродилась. Впрочем, успокаиваться рано, ведь Второе Христово Пришествие ещё не произошло, следовательно, мы снова можем массово отречься от нашего Спасителя. Пусть же Бог сохранит нас от этого греха!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Помощь Никите в борьбе с лейкозом

В Санкт-Петербург, больше чем за полторы тысячи километров от дома, Никита Камышов приехал несколько месяцев назад. Ещё зимой врачи в родном Луганске произнесли слова, перевернувшие жизнь юноши и его семьи: «У вас лейкоз», то есть — рак крови.
Любимые занятия боксом, прогулки с друзьями, огромное желание стать пожарным и спасать людей — всё это пришлось поставить на паузу, ведь теперь ему предстояла борьба за собственную жизнь. Никита признаётся, что самым тяжёлым испытанием для него стало расставание с близкими и невозможность покинуть больничные стены. «Я вообще редко сижу дома, а тут — всё время в палате», — сетует Никита. Но он не теряет надежды, что выздоровление уже близко. А значит и возвращение домой, в Луганск, продолжение учёбы и занятия спортом.
Сейчас в лечении Никиты настал перерыв. Организму нужно время, чтобы восстановиться и продолжить борьбу с новой силой. Продвинуться вперёд на пути к выздоровлению юноше поможет дорогостоящее лекарство.
Купить его самостоятельно семья не может, поэтому обратилась за поддержкой в петербургский благотворительный фонд «Свет Дети». С его участием уже удалось собрать часть необходимой суммы. Если вы хотите присоединиться к помощи будущему пожарному Никите Камышову, переходите на сайт фонда «Свет Дети».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Покровский собор — храм Василия Блаженного». Татьяна Сарачева

У нас в студии была Заведующая музеем «Покровский собор» Татьяна Сарачева.
Разговор шел об истории и современности Покровского собора на Красной площади, больше известного как храм Василия Блаженного. Как соединяется здесь богослужебная и музейная жизнь, и какие открытия были сделаны при изучении этого удивительного храма.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных собраниям и деятельности Государственного Исторического музея.
Первая беседа с заместителем генерального директора Исторического музея Мариной Чистяковой был посвящен истории Новодевичьего монастыря в Москве.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер