
В житиях святых встречается много чудес. Некоторые истории настолько удивительные, что похожи на сказку, но это быль и свидетельства о том, что для Бога нет ничего невозможного.
Сегодня мы говорим о преподобном Антонии Римлянине и стихотворении Александра Братолюбова «Антоний Римлянин, новгородский чудотворец».
В новгородских летописях есть запись о том, что в 1105 году, в трёх верстах от Великого Новгорода, возле села Волховское появился загадочный человек. Незнакомец в монашеском одеянии, говоривший на непонятном языке, приплыл к берегу реки Волхов на большом камне как на корабле. А потом три дня и три ночи молился на берегу, не сходя со своего камня.
Вот как это показано в стихотворении Александра Братолюбова «Антоний Римлянин, новгородский чудотворец».
БРАТОЛЮБОВ:
... Ветер злобно
Его одеждою играл
И брызгал пеною холодной
В лицо. Недвижим он стоял.
Как бы с мольбой воздеты руки
И очи радостно горят…
Вот, вот сейчас, казалось звуки
Хвалебной песни огласят
Пустынный берег и бесплодный,
Вершины грозных, хмурых скал
И гребни волн. То преподобный
Антоний римлянин стоял.
Антоний родился в Риме, в семье, где исповедовали православную веру. В семнадцать лет он остался сиротой и стал монахом, поселившись в скиту вместе с единоверцами. Однажды Антоний молился на большом камне на берегу моря. Вдруг поднялась буря, камень, на котором стоял Антоний, оторвался от берега и оказался в морской пучине. Однако монах не утонул, он с изумлением обнаружил, что стоит на камне и чудесным образом несётся по волнам.
БРАТОЛЮБОВ:
Теперь он видел, что трудами
Снискал у Бога благодать.
И не боялся над волнами
На камне трепетном стоять…
Как солнце среди мглы блистая,
Пред ним на светлых облаках
Шла Богоматерь Пресвятая
С Младенцем Вечным на руках.
Неизвестно, сколько времени носило камень по волнам. Но однажды он остановился на берегу неподалеку от красивого города, где на куполах церквей сияли православные кресты и звучал колокольный звон. Антоний понял, что это место ему предназначено Самим Богом и возблагодарил Его за своё чудесное спасение.
Через три дня Антоний отправился в город, где встретил купца из Рима, который говорил на итальянском языке. От него монах узнал, что находится на Руси, в городе Великий Новгород. А сейчас православный народ спешит в храм Святой Софии на праздник Рождества Пресвятой Богородицы, где будет служить святитель Никита, епископ Новгородский.
БРАТОЛЮБОВ:
…С купцом простясь,
Пошёл Антоний, поклонился
Мощам Софийским и опять
На камень с миром возвратился.
Теперь недолго уж стоять
Ему пришлось на нём. Святитель
Никита скоро разрешил
Ему создать свою обитель.
Антоний в ней потом и жил.
Автор стихотворения об Антонии Римлянине — протоиерей Александр Братолюбов — был известным в дореволюционной России педагогом и составителем учебников по библеистике и истории Церкви. Отец Александр имел и поэтический дар. Его стихотворение о святом Антонии было опубликовано в одном из номеров журнала «Русский паломник» за 1888 год.
Послание к Галатам святого апостола Павла

Апостол Павел
Гал., 208 зач., III, 23 - IV, 5.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. В одном из романов Эриха Марии Ремарка меня сначала смутила, а потом глубоко потрясла фраза героини — Лилиан — когда она говорит, что «шляпка, которая идёт тебе, служит большей моральной опорой, чем целый свод законов».
Отрывок из 3-й главы послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах за богослужением, как это ни покажется странным, напрямую перекликается с кажущейся очень странной фразой героини Ремарка.
Глава 3.
23 А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того времени, как надлежало открыться вере.
24 Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою;
25 по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя.
26 Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса;
27 все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись.
28 Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе.
29 Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники.
Глава 4.
1 Еще скажу: наследник, доколе в детстве, ничем не отличается от раба, хотя и господин всего:
2 он подчинен попечителям и домоправителям до срока, отцом назначенного.
3 Так и мы, доколе были в детстве, были порабощены вещественным началам мира;
4 но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону,
5 чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление.
Слушатель уже, наверное, недоумевает: да как вообще возможно увязать дамскую шляпку и высокодуховные призывы апостола Павла к колеблемой разными проповедниками общине христиан в Галатии?
Главная мысль, которую старается донести апостол, — о «новой идентичности» во Христе, которую обретает всякий уверовавший и крестившийся. Причём эта идентичность — не внешняя, обусловленная соблюдением религиозных правил и обрядов — иудейских, а именно внутренняя, сокровенная, находящаяся в сердце и потому — неотменяемая. Всё внешнее, ритуальное — лишь «детоводитель» ко Христу: ну какая разумная женщина будет надевать свою замечательную шляпку на грязную голову? В этом-то и заключалась миссия Ветхого Завета — подготовить условия для возможности пришествия Христа и Его принятия людьми как своего Спасителя: и на этом роль закона завершалась. Он — лишь охраняет от недолжного, «проводит диагностику» соответствия Божественному замыслу — но не лечит: в плане терапии закон сам по себе — бессилен.
Продолжим аналогию. Когда женщина, тщательно подготовившись, надевает на себя шляпку, которая великолепно подходит к ней — и она сама это видит! — она чувствует, что преображается, потому что «об» эту шляпку она словно бы «настраивается» изнутри тону красоты, чистоты и элегантности, который и задаёт сама шляпка. Казалось бы — шляпка — всего лишь элемент одежды, а, оказывается, и по отношению к ней можно вести себя... предательски — если обрушить высокую планку соответствия.
Апостол говорит о том, что все, кто во Христа крестились, — во Христа облеклись. Другими словами, теперь внутри каждого христианина есть глубинное, сердечное ощущение высоты идеала Христовой святости — который побуждает постоянно «подтягиваться» к нему. И это ощущение настолько объективное, понятное для самого верующего — что сама возможность греха как предательства, как преступления, пере-ступания через границу между должным и недолжным, начинает восприниматься как самая настоящая трагедия, беда. Как если бы милую шляпку сорвали и втоптали в грязь — как себя после этого ощутила бы героиня Ремарка, догадаться несложно!
Внутри каждого христианина есть величайшая святыня — образ Христов, запечатлённый в сердце. Пока он близок, ощущается и живой — греху трудно близко подобраться. Вот об этом и следует всем нам заботиться прежде всего — о чистоте и ясности нашей главной святыни — дорожа которой мы всегда будем изнутри «подсвечены»!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Земля как дар от Бога». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о Земле как даре от Бога. Как человек должен заботиться об этом даре и какую несет за него ответственность перед Создателем.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный - человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена жизни как дару от Бога;
Вторая беседа с протоиереем Максимом Козловым была посвящена времени как дару от Бога.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Как приход в Церковь меняет жизнь». Иеромонах Геннадий (Войтишко)

У нас в гостях был руководитель сектора приходского просвещения Синодального отдела религиозного образования и катехизации иеромонах Геннадий (Войтишко).
Разговор шел о том, как меняется жизнь человека после прихода к вере и в Церковь.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер