
В аптеке большого нижегородского села Лыскова было тихо и прохладно. За прилавком стоял молодой человек в отглаженной белой сорочке и атласных нарукавниках. Его звали Андрей Медведев. Он был помощником аптекаря. Андрею исполнилось четырнадцать лет, когда он поступил сюда на службу. Мальчик на лету схватывал аптечную премудрость и вскоре уже знал названия, состав и область применения даже самых сложных лекарств. Аптекарь стал всё реже и реже появляться на рабочем месте, доверив дело смышлёному помощнику.
Зазвенел дверной колокольчик, и в аптеку вошла женщина. Бедно одетая, с заплаканным лицом, она беспомощно оглядывала стеллажи с лекарствами.
— Что угодно? — вежливо поинтересовался Андрей.
Женщина умоляюще посмотрела на него.
— Сын у меня болеет... Если не достану лекарство, помрёт...
Она протянула Андрею рецепт. В нём был указан довольно редкий и дорогостоящий препарат. Андрей снял с полки склянку и, поставив перед женщиной, назвал цену.
Из глаз посетительницы потекли слёзы. Она развернула скомканный платок. На прилавок со звоном высыпались несколько мелких монет. Их не хватило бы даже на пузырёк рыбьего жира...
Андрея с головы до пят пронзила жалость к несчастной. Он решительно протянул ей лекарство.
— Вот, берите так. Не надо денег!
За это подаренное лекарство Андрею пришлось вернуть в кассу почти половину своего жалованья. Но молодой человек совсем не расстроился — он был счастлив, что смог помочь кому-то в беде. И с тех самых пор всё чаще стал задумываться об истинном предназначении человеческой жизни...
Эти раздумья, в конце концов, привели Андрея в монастырь. В тысяча восемьсот двадцать втором году в Высокогорской пустыни неподалёку от города Арзамаса он принял монашеский постриг с именем Антоний. А в тысяча восемьсот тридцать первом году был назначен настоятелем Троице-Сергиевой Лавры. Одним из первых дел нового настоятеля стало возрождение заведённой ещё в четырнадцатом веке основателем Лавры, преподобным Сергием Радонежским, традиции бесплатных трапез для бедных, странников и инвалидов. По распоряжению отца Антония специально для них была устроена кухня и особая трапезная, где вкусно и сытно обедали по тысяче человек в день.
Распорядился настоятель и о приёме и размещении больных бедняков в монастырской лечебнице на полном содержании. Выздоровевших снабжали тёплой одеждой и продуктами первой необходимости. На территории Троице-Сергиева монастыря стараниями отца Антония было открыто бесплатное ремесленное училище для мальчиков с мастерскими и сиротский Дом призрения. Неподалёку от Лавры — женская богадельня и училище для девочек. Благодаря хлопотам настоятеля Лавры даже за её территорией — в Посаде — были вымощены и приведены в порядок центральные улицы.
Однажды отцу Антонию довелось посетить посадскую тюрьму. Грязь, сырость, теснота и духота, в которой пребывали заключённые, повергли его в ужас. «Это ведь тоже люди!» — сказал он тогда тюремному начальству. А через год с небольшим выстроил в Посаде новое тюремное помещение с домовой церковью во имя иконы Божьей Матери «Утоли Моя Печали». Здание настоятель Лавры спроектировал лично и возвёл его на щедрые пожертвования одной из своих духовных дочерей.
«Вашему попечению, отец наместник, обязан я тем, что завещанное преподобным Сергием человеколюбие распространяет свой дух и свои действия», — писал отцу Антонию митрополит Московский Филарет Дроздов. Настоятелем Троице-Сергиевой Лавры отец Антоний пребывал до самого дня своей смерти — 12 мая 1877 года. А в конце двадцатого века — в 1998 году — отец Антоний был прославлен Русской Православной Церковью в чине преподобного.
Все выпуски программы Имена милосердия
Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла

1 Кор., 127 зач., II, 9 - III, 8.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Ни для кого не секрет, что люди бывают в разной степени воцерковлены. Будучи крещён в детстве или даже во взрослом возрасте, человек может присматриваться к Церкви очень долго, приходить, задавать вопросы. И кажется, нет ничего сложного в том, чтобы на эти вопросы отвечать. Но так ли это на самом деле? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 2-й и 3-й глав 1-го послания апостола Павла к Коринфянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 2.
9 Но, как написано: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его.
10 А нам Бог открыл это Духом Своим; ибо Дух все проницает, и глубины Божии.
11 Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия.
12 Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога,
13 что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святаго, соображая духовное с духовным.
14 Душевный человек не принимает того, что́ от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно.
15 Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может.
16 Ибо кто познал ум Господень, чтобы мог судить его? А мы имеем ум Христов.
Глава 3.
1 И я не мог говорить с вами, братия, как с духовными, но как с плотскими, как с младенцами во Христе.
2 Я питал вас молоком, а не твердою пищею, ибо вы были еще не в силах, да и теперь не в силах,
3 потому что вы еще плотские. Ибо если между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли вы? и не по человеческому ли обычаю поступаете?
4 Ибо когда один говорит: «я Павлов», а другой: «я Аполлосов», то не плотские ли вы?
5 Кто Павел? кто Аполлос? Они только служители, через которых вы уверовали, и притом поскольку каждому дал Господь.
6 Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог;
7 посему и насаждающий и поливающий есть ничто, а все Бог возращающий.
8 Насаждающий же и поливающий суть одно; но каждый получит свою награду по своему труду.
Человеку, у которого есть дети, довольно часто приходится давать простые ответы на сложные вопросы. Причём простота ответов может зависеть не только от того, что ребёнок чего-то не знает, он может быть не готов к сложному ответу психологически, может не иметь необходимого внутреннего опыта для того, чтобы понять серьёзность аргументов взрослого. Скажем, у многих из нас есть опыт объяснения ребёнку того, что ему нельзя есть много сладкого или долго сидеть у экрана. Аргументы, связанные со здоровьем, нас взрослых вполне удовлетворяют и, кажется, не требуют никаких дополнительных объяснений. Но для ребёнка или даже подростка перспектива проблем со здоровьем обычно ничего не доказывает, потому что у него может не быть опыта серьёзной болезни.
В сегодняшнем отрывке из послания Коринфянам апостол Павел говорит с учениками о том, что его проповедь не была полна и он не мог и не может открыть им всего, потому что они просто не будут готовы этого вместить. Кому-то может показаться, что взрослый человек, в отличие от ребёнка, уже знает достаточно и ему можно всё рассказывать сразу. Однако такой подход очень наивен. Можно сколько угодно рассуждать о браке, о воспитании детей, о героизме в бою и многом другом, но мы понимаем, что слова, не подкреплённые опытом, мало что значат. То же самое происходит в религиозной жизни. Если человек не имеет опыта молитвы, покаяния, жертвенной любви, радости богообщения, ему можно будет с большим или меньшим успехом объяснить лишь форму, но без постепенного обретения реального опыта он не поймёт содержания.
Глядя на Церковь со стороны, человек может смущаться или даже возмущаться её пониманием тех или иных вещей. Может не знать, почему нечто она считает грехом, а другое, напротив, проявлением праведности. Конечно, грамотное объяснение может быть не бесполезным, но всё же подлинное знание духовной жизни открывается через опыт, в котором мы призваны возрастать.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Притча о пшенице и плевелах». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном, в частности о смыслах притчи о пшенице и плевелах и почему Бог сразу не карает людей, совершающих страшные преступления, а оставляет существовать вместе и праведных, и неправедных.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Путь к священству». Протоиерей Георгий Власенко

У нас в гостях был настоятель храма Рождества Иоанна Предтечи в поселке Северный Белгородской области, председатель отдела образования и катехизации Белгородской епархии протоиерей Георгий Власенко.
В начале беседы — личная история: как он впервые прочитал Евангелие в детстве — из тщеславия, но это стало первым шагом к вере. Как побывал на богослужении, после чего пообещал себе никогда больше не приходить в храм. И как через трудности и внутреннюю борьбу всё-таки пришёл к священническому служению.
Звучит мысль: смирение — «плодородная земля», на которой всё растёт. Как смирение помогает принимать испытания, сохранять мир в сердце и доверять Богу даже в трудностях.
Поднимается и тема воспитания: уважение к ребёнку, внимание, честность. Отец Георгий делится опытом и размышляет, чему взрослый может научиться у детей.
Особый разговор — о служении людям с нарушением зрения и слуха, о создании в Белгороде храма для незрячих, о том, как быть рядом в трудностях и помогать любовью.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Светлый вечер