
В аптеке большого нижегородского села Лыскова было тихо и прохладно. За прилавком стоял молодой человек в отглаженной белой сорочке и атласных нарукавниках. Его звали Андрей Медведев. Он был помощником аптекаря. Андрею исполнилось четырнадцать лет, когда он поступил сюда на службу. Мальчик на лету схватывал аптечную премудрость и вскоре уже знал названия, состав и область применения даже самых сложных лекарств. Аптекарь стал всё реже и реже появляться на рабочем месте, доверив дело смышлёному помощнику.
Зазвенел дверной колокольчик, и в аптеку вошла женщина. Бедно одетая, с заплаканным лицом, она беспомощно оглядывала стеллажи с лекарствами.
— Что угодно? — вежливо поинтересовался Андрей.
Женщина умоляюще посмотрела на него.
— Сын у меня болеет... Если не достану лекарство, помрёт...
Она протянула Андрею рецепт. В нём был указан довольно редкий и дорогостоящий препарат. Андрей снял с полки склянку и, поставив перед женщиной, назвал цену.
Из глаз посетительницы потекли слёзы. Она развернула скомканный платок. На прилавок со звоном высыпались несколько мелких монет. Их не хватило бы даже на пузырёк рыбьего жира...
Андрея с головы до пят пронзила жалость к несчастной. Он решительно протянул ей лекарство.
— Вот, берите так. Не надо денег!
За это подаренное лекарство Андрею пришлось вернуть в кассу почти половину своего жалованья. Но молодой человек совсем не расстроился — он был счастлив, что смог помочь кому-то в беде. И с тех самых пор всё чаще стал задумываться об истинном предназначении человеческой жизни...
Эти раздумья, в конце концов, привели Андрея в монастырь. В тысяча восемьсот двадцать втором году в Высокогорской пустыни неподалёку от города Арзамаса он принял монашеский постриг с именем Антоний. А в тысяча восемьсот тридцать первом году был назначен настоятелем Троице-Сергиевой Лавры. Одним из первых дел нового настоятеля стало возрождение заведённой ещё в четырнадцатом веке основателем Лавры, преподобным Сергием Радонежским, традиции бесплатных трапез для бедных, странников и инвалидов. По распоряжению отца Антония специально для них была устроена кухня и особая трапезная, где вкусно и сытно обедали по тысяче человек в день.
Распорядился настоятель и о приёме и размещении больных бедняков в монастырской лечебнице на полном содержании. Выздоровевших снабжали тёплой одеждой и продуктами первой необходимости. На территории Троице-Сергиева монастыря стараниями отца Антония было открыто бесплатное ремесленное училище для мальчиков с мастерскими и сиротский Дом призрения. Неподалёку от Лавры — женская богадельня и училище для девочек. Благодаря хлопотам настоятеля Лавры даже за её территорией — в Посаде — были вымощены и приведены в порядок центральные улицы.
Однажды отцу Антонию довелось посетить посадскую тюрьму. Грязь, сырость, теснота и духота, в которой пребывали заключённые, повергли его в ужас. «Это ведь тоже люди!» — сказал он тогда тюремному начальству. А через год с небольшим выстроил в Посаде новое тюремное помещение с домовой церковью во имя иконы Божьей Матери «Утоли Моя Печали». Здание настоятель Лавры спроектировал лично и возвёл его на щедрые пожертвования одной из своих духовных дочерей.
«Вашему попечению, отец наместник, обязан я тем, что завещанное преподобным Сергием человеколюбие распространяет свой дух и свои действия», — писал отцу Антонию митрополит Московский Филарет Дроздов. Настоятелем Троице-Сергиевой Лавры отец Антоний пребывал до самого дня своей смерти — 12 мая 1877 года. А в конце двадцатого века — в 1998 году — отец Антоний был прославлен Русской Православной Церковью в чине преподобного.
Все выпуски программы Имена милосердия
Псалом 60. Богослужебные чтения

Окружающий мир никогда не был простым для обитания местом. Вокруг нас постоянно происходят события, которые заставляют в лучшем случае волноваться, но чаще всего содрогаться, ужасаться. Где же найти утешение и опору? Верующий человек скажет — в молитве. И будет прав. Доказательством же может стать псалом 60-й, который читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 60.
1 Начальнику хора. На струнном орудии. Псалом Давида.
2 Услышь, Боже, вопль мой, внемли молитве моей!
3 От конца земли взываю к Тебе в унынии сердца моего; возведи меня на скалу, для меня недосягаемую,
4 ибо Ты прибежище моё, Ты крепкая защита от врага.
5 Да живу я вечно в жилище Твоём и покоюсь под кровом крыл Твоих,
6 ибо Ты, Боже, услышал обеты мои и дал мне наследие боящихся имени Твоего.
7 Приложи дни ко дням царя, лета его продли в род и род,
8 да пребудет он вечно пред Богом; заповедуй милости и истине охранять его.
9 И я буду петь имени Твоему вовек, исполняя обеты мои всякий день.
Услышанный нами псалом был написан царём Давидом и имеет интересное надписание, которое указывает, что псалом должен петься под игру струнного инструмента. На первый взгляд, может показаться, что это свидетельствует о радостном характере произведения. Но нет. Псалом представляет собой самый настоящий молитвенный вопль. И предполагаемое сопровождение на струнном инструменте должно было, по замыслу автора, усилить религиозное чувство исполнителя.
Во всяком случае, сам царь Давид составленный им псалом пел, играя на, собственно, псалтири — переносной арфе. И делал это проникновенно, предельно остро переживая горестные обстоятельства жизни. Дело в том, что против Давида поднял бунт его сын Авессалом, решивший свергнуть отца и править самостоятельно. Царь, не желая воевать с наследником, покинул Иерусалим, начал скитаться. Но не столько внешние обстоятельства мучили Давида, его терзала изнутри невозможность посещать скинию — переносной храм-шатёр. И молиться там Богу. Это и имеет в виду пророк, когда в псалме провозглашает: «Да живу я вечно в жилище Твоём и покоюсь под кровом крыл Твоих».
Царь, конечно, понимает, что Господь способен услышать его откуда угодно. И Давид выражает готовность быть стойким до конца. Для него власть как таковая имеет, при этом, второстепенное значение. Царь, по большей степени, заботится о том, чтобы его служение принесло спокойствие и мир народу. Давид, в частности, понимал, что собственными силами он, например, не может преодолеть постигший страну кризис. То есть может — с помощью насилия, но принесёт ли данный вариант желаемый мир? Царь понимает, что не принесёт.
Поэтому Давид просит, умоляет Бога, усиливая молитву с помощью струнного инструмента, о том, чтобы случилось, по сути, самое настоящее чудо. И надо сказать, что Господь откликался на призыв Давида, через людей и обстоятельства жизни пытался достучаться до Авессалома. Но, к сожалению, упрямый наследник остался на изначальных позициях. За что впоследствии и поплатился. Авессалом был убит. И о смерти его Давид сильно горевал.
Какой же вывод можем мы сделать? Их, на самом деле, два. Первый — состоит в том, что никогда не нужно отчаиваться. Второй же вывод заключается в стремлении ценить молитву. Не просто как какую-то ежедневную обязанность, а как живой диалог с Господом Богом. Подобное отношение к молитве окажет на человека самое светлое влияние, принесёт человеку желаемые мир и утешение.
Псалом 60. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 60. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 60. На струнах Псалтири.
1 Начальнику хора. На струнном орудии. Псалом Давида.
2 Услышь, Боже, вопль мой, внемли молитве моей!
3 От конца земли взываю к Тебе в унынии сердца моего; возведи меня на скалу, для меня недосягаемую,
4 ибо Ты прибежище мое, Ты крепкая защита от врага.
5 Да живу я вечно в жилище Твоем и покоюсь под кровом крыл Твоих,
6 ибо Ты, Боже, услышал обеты мои и дал мне наследие боящихся имени Твоего.
7 Приложи дни ко дням царя, лета его продли в род и род,
8 да пребудет он вечно пред Богом; заповедуй милости и истине охранять его.
9 И я буду петь имени Твоему вовек, исполняя обеты мои всякий день.
1 июля. Об отношении ко Христу Его современников

В 11-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Пришёл Сын Человеческий, ест и пьёт; и говорят: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам».
Об отношении ко Христу Его современников — священник Стахий Колотвин.
Почему совместные застолья Господа с грешниками, с мытарями воспринимали настороженные люди, которые Его плохо знали?
Вот апостолы, они от души вместе с Господом пировали, и никак у них радости в сердце от этого меньше не становилось. Единственное, что смущение из-за критики окружающих фарисеев могло появиться.
На самом деле, нам это можно понять, глядя на невоцерковленных людей, которые вроде Христа уважают, признают, считают, что можно какие-то Его заповеди исполнять, но всё равно знают плохо, потому что точно так же есть подкинутый лукавым стереотип:«Ой, если ты следуешь за Христом, это сплошные страдания, нельзя веселиться, надо постоянно грустить».
Нет, всё-таки, если мы посмотрим, да, в Евангелии есть моменты, где Господь идёт на Голгофу, где Он говорит: «Возьми свой крест, иди за Мною». Но если мы посмотрим на процент, посвящённый этому в евангельском тексте, и процент, где Господь радостно проводил время, — да, в поучениях, да, в наставлениях, да, в путешествиях, вместе со Своими учениками, — то мы увидим, что всё-таки Господь в основном даёт нам такую опору для счастливой жизни с Ним уже сейчас, несмотря на наши грехи.
Поэтому, если ты постоянно ходишь мрачный и угрюмый, значит, что-то в твоей жизни не так. Господь пришёл, чтобы с нами, грешными, вместе здесь порадоваться. Однако вот возьмёт Он с Собой в Царство Небесное или нет, это уже зависит от наших усилий.
Все выпуски программы Актуальная тема