Жизнь братьев-венгров, вошедших в русскую историю – Ефрема Новоторжского, Георгия и Моисея - яркий пример того, что принято называть братской любовью. Ефрем, Георгий и Моисей, которых отличали благочестие и твёрдая христианская вера, всегда были готовы пожертвовать собой, когда дело касалось защиты друг друга.
Они родились и воспитывались в Венгрии, а став взрослыми переехали в Ростов, где поступили на службу к сыну киевского князя Владимира Ясно Солнышко – Борису. Борис даровал братьям боярское звание и зачислил их в свою дружину. Служили Ефрем, Георгий и Моисей с усердием, они любили Бориса и бесконечно его уважали.
В то время Русь часто подвергалась нападениям печенегов. Один из таких набегов отправился отражать князь Борис. Вместе с ним в поход ушли и Георгий с Моисеем. Битва не состоялась, печенеги бежали ещё до появления дружины Бориса. Воины радостно повернули домой. Но дорогой Борис получил печальное известие о кончине своего отца. Это был страшный удар для князя, но следом за ним последовал и второй: двоюродный брат Святополк захотел единолично управлять Русью, объявил себя великим князем и послал убийц к Борису. Они подошли к походному шатру князя и стали протыкать его копьями. Георгий бросился защищать Бориса. Он закрыл его своим телом и принял на себя удар копья, от которого тут же скончался.
Ефрем не участвовал в том походе. Узнав о смерти брата, он прибыл на место трагедии. Хотел похоронить Георгия, но тела его не нашёл. Обнаружил только отрубленную голову. И был так потрясён злодеянием, что решил изменить свою жизнь и посвятить её Богу и добрым делам.
Рядом с городом Торжок Ефрем открыл странноприимный дом и начал служить людям. Принимал путешественников и торговцев, ухаживал за заболевшими в дороге, помогал тем, кто попал в беду. А через несколько лет основал на горе возле Торжка обитель с каменным храмом во имя святых князей-страстотерпцев Бориса и Глеба. Монастырь тоже назвали Борисоглебским. До конца своих дней Ефрем служил в обители в сане архимандрита.
Судьба третьего брата - Моисея сложилась трагически. Он сумел избежать смерти в ту страшную ночь, когда убили Георгия и добрался до Киева, где его спрятали от Святополка. Но спустя три года город захватили поляки, Моисей попал в плен и был увезён в Польшу. Необыкновенно красивый молодой человек понравился богатой вдове-полячке. Горя желанием выйти замуж за Моисея, она выкупила его из плена. Но Моисей категорически отказался вступать в брак, так как мечтал принять монашеский постриг. К каким только ухищрениям ни прибегала вдова - всё было бесполезно. Моисея не сломили ни обещания сделать его богатым, ни даже жестокие пытки.
Когда в Польше вспыхнуло восстание, вдова погибла. А истерзанный Моисей потом ещё несколько лет восстанавливал подорванное пытками здоровье. Залечив раны, он пришёл в Киево-Печерский монастырь и прожил в нём иноком больше десяти лет. А когда Моисей – образец чистоты и целомудрия умер, то прикосновением к его мощам монахи избавлялись от плотских искушений.
Все три брата-венгра, пришедшие в Киевскую Русь в конце десятого столетия просияли в лике святых. Георгия канонизировали как мученика, а Ефрема и Моисея как преподобных.
15 сентября. О примере глубокой веры

В 5-й главе Евангелия от Марка есть слова кровоточивой женщины о Христе: «Если хотя к одежде Его прикоснусь, то выздоровею».
О примере глубокой веры — игумен Назарий (Рыпин).
Перед нами трагедия человеческой жизни, потому что эта женщина не могла много лет исцелиться. По закону, она не имела права в этом состоянии никому прикасаться, хотя эта кровь была уже не тем очищением, которое происходит циклично в жизни каждой женщины в определённом возрасте, репродуктивном, а было уже именно болезненно с течением крови, как рана кровоточит.
И поэтому она, конечно же, в несколько ином состоянии была, но всё равно, по закону, она не имела права прикасаться ни к кому. Но здесь она, видя перед собой Спасителя и имея глубокую веру, сама себе сказала, что «если только прикоснусь, то выздоровею». И именно поэтому она прикасается ко Христу.
И Господь свидетельствует об этой вере её, когда Он увидел, то есть почувствовал силу, исшедшую из Него, как сказано в Евангелии, стал оглядываться для того, чтобы её веру объявить перед другими. Не потому, что Он не знал, кто это, Он прекрасно знал, но Он это сделал с тем, чтобы она стала видна и известна всем, как в пример и апостолам, и окружавшим его людям.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 сентября. О вере в Иисуса Христа и подлинной праведности

Во 2-й главе Послания апостола Павла к галатам есть слова: «Человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа».
О вере в Иисуса Христа и подлинной праведности — игумен Лука (Степанов).
Для ветхозаветного человека было очень важно понятие праведности. Эта праведность достигалась, по их убеждению, исполнением божественных повелений. Те установления, заветы, которые были заключены Богом с Израилем, были облечены в определённые запреты или предписания. И от исполнения их и надеялись иудеи получить свидетельство своей праведности и принадлежности к богоизбранному народу и к вечному царству грядущего Мессии.
А вот новозаветные времена объявляют другой закон праведности. Не могли ни ветхозаветные жертвы животных, ни наблюдение каких-либо дней, когда надлежало что-либо делать или чего-либо не делать, сообщить душе святость. И является эта возможность только во Христе Спасителе.
Вера во Христа и благодать, даруемая Им Его ученикам и верующим в Него, оказывается способной к преображению человека и, таким образом, сообщению ему подлинной праведности. Потому и слова апостола Павла отсекают, как уже бесполезные дела закона, и утверждают необходимым для человека веру в Иисуса Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 сентября. О почитании Калужской Иконы Божией Матери

Сегодня 15 сентября. День памяти Калужской Иконы Божией Матери.
О её почитании — священник Захарий Савельев.
Пресвятая Богородица изображена в момент чтения. И действительно, это особенный образ Божией Матери, ведь даже на этой иконе виден процесс чтения. И, в общем, этот образ являет собой наказ читать, наказ просвещаться и, самое главное, конечно же, молиться. То есть такое чудотворное изображение Престо-Богородицы учит нас и труду, и молитве.
В наше непростое время образ Престо-Богородицы посетил всю Калужскую землю. В самые тяжёлые моменты истории нашего государства этот образ защищал калужан. Это случалось и во время 1812 года. Во время холеры в конце XIX века этот образ Божией Матери также избавил Калугу от этого страшного поветрия.
И в наше сегодняшнее непростое время также Пресвятая Богородица своим молитвенным заступничеством и чудом, явленным в этом иконографическом изображении, не оставляет верующие сердца и, опять же, призывает нас всех молиться, трудиться и просвещаться.
Все выпуски программы Актуальная тема