Выражение «предоставить мёртвым погребать своих мертвецов» происходит из Библии. Событие, к которому оно относится описывается в Евангелии от Матфея сразу после Нагорной проповеди.
Господь сошёл с горы и направился в Капернаум, а вечером велел ученикам отплывать на другую сторону Галилейского озера. Тогда появились люди, пожелавшие сопровождать Спасителя, и последовать за ним. Процитируем первоисточник и приведём фрагмент:
«Другой же из учеников Его сказал Ему: Господи! позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего. Но Иисус сказал ему: иди за Мною, и предоставь мертвым погребать своих мертвецов».
В Евангелие от Луки слова Спасителя звучат несколько иначе:
«Но Иисус сказал ему: предоставь мертвым погребать своих мертвецов, а ты иди, благовествуй Царствие Божие».
Это прибавление есть только у евангелиста Луки. В Евангелии от Матфея эти слова, как мы услышали, пропущены. И без них ответ Господа ученику кажется несколько суровым. Ученик готов следовать за Христом, но сначала просит разрешения похоронить своего отца.
Толкование обращает наше внимание, что Спаситель нередко ставил любовь к Богу выше любви к близким — матери и отцу. Приглашая ученика следовать за Собою, оставив отца быть погребенным другими людьми, Христос не стремиться ослабить сыновьи чувства, а только заменяет их высшими — любовью к Господу.
Говоря так, Он ещё имеет в виду, что времени осталось немного, ибо Царство Божие должно скоро открыться, и к этому нужно скорее подготавливать людей.
Существует мнение, что выражение, сказанное Христом, было чем-то похожим на пословицу, смысл которой таков: «отвращайся от прошлого, когда требует внимания с твоей стороны настоящее». И хотя оно не находит подтверждения у историков и лингвистов, именно такой смысл и мы вкладываем в это выражение сегодня. «Предоставить мертвым погребать своих мертвецов» означает — следует жить настоящим и думать о будущем, решительно порвав с прошлым.
Икона Божией Матери «Спорительница хлебов»
Образ «Спорительница хлебов» появился в иконографии Пресвятой Богородицы в конце девятнадцатого века. Название иконы означает, что Царица Небесная — неизменная помощница людям в урожайности хлебных посевов. Образ был написан по благословению старца Оптиной пустыни, преподобного Амвросия. В 1889 году в России случился неурожай, и старец понимал, что может начаться голод. Чтобы воодушевить людей на молитву об избавлении от беды, он задумал создать икону Божией Матери соответствующего содержания.
Написание образа Амвросий Оптинский поручил иеромонаху Даниилу Болотову, родному брату игуменьи Шамординского монастыря, матушки Софии. Икона «Спорительница хлебов» была заказана специально для этой обители. Преподобный покровительствовал сёстрам и хотел, чтобы монастырь стал центром молитвы об избавлении от голода.
Иеромонах Даниил выполнил заказ старца Амвросия. Болотов был выпускником Академии художеств, и образ написал в привычном для себя академическом стиле. Иконописец изобразил Небесную Заступницу сидящей на облаках. Её руки распростёрты навстречу молящимся. В нижней части иконы видны бескрайние колосящиеся поля со снопами.
Новую реликвию доставили в Шамордино осенью 1890 года — такого же неурожайного, как и предыдущий. Жители близлежащих сёл и деревень потянулись в обитель, чтобы попросить Спорительницу хлебов о помощи. И Богородица откликнулась. Летом 1891 года поля в окрестностях Шамордино порадовали крестьян хорошим урожаем вопреки сильной засухе.
Слава об иконе «Спорительница хлебов» распространилась по всей России. Началось повсеместное народное почитание святыни. Во многих храмах и монастырях появились списки чудотворного образа.
После революции 1917 года икона, написанная иеромонахом Даниилом, бесследно исчезла. Но в 2023 году, в праздник Рождества Христова, в Оптиной Пустыни появился список «Спорительницы хлебов», созданный при жизни преподобного Амвросия. Это произошло благодаря прихожанам монастыря. Они увидели объявление о продаже реликвии из частной коллекции, выкупили её и передали в обитель. Случившееся можно назвать ещё одним свидетельством милости Пресвятой Богородицы.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Путь к священству». Протоиерей Алексей Митюшин
У нас в гостях был настоятель московского храма Живоначальной Троицы в Косино протоиерей Алексей Митюшин.
Наш гость рассказал о том, почему он с детства хотел стать священником, как эта мечта стала реальностью, и что для него самое трудное и самое радостное в служении Богу и людям.
«Поэзия и поэтические переводы». Олег Скляров, Владимир Макаров
У нас в гостях были доктор филологических наук, профессор кафедры славянской филологии Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Олег Скляров и кандидат филологических наук, доцент Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, сопредседатель Шекспировской комиссии Российской академии наук Владимир Макаров.
Мы говорили о значении поэзии и поэтических переводов произведений классиков для современных людей, а также о том, как поэзия связана с духовным развитием человека.