В течение первых трёх веков после Рождества Христова множество последователей Спасителя приняли мученическую кончину за свою веру. Среди них были Феликс и его сестра Регула. Феликс и Регула жили на территории современной Франции, но были казнены римскими воинами за христианскую веру в селении, которое впоследствии превратилось в город Цюрих — северную столицу Швейцарии.
Мученики были умерщвлены на островке в устье реки Лиммат. На месте мученической кончины святых Феликса и Регулы был построен удивительный храм — так называемая Вассеркирхе или Церковь на воде. Сами святые стали почитаться как покровители города Цюрих. Вассеркирхе занимает собой всю площадь упомянутого островка, стены ее со всех сторон омываются водой. В крипте Вассеркирхе хранится камень, на котором Феликсу и Регуле отрубили головы. Данный камень почитается как великая святыня на протяжении многих веков. Еще один храм, связанный с памятью святых Феликса и Регулы, это Гроссмюнстер. Гроссмюнстер был построен на том месте, где по преданию Феликс и Регула совершили свое посмертное чудо. После того, как им отрубили голову, святые встали, взяли отсеченные головы в руки и, совершив сорок шагов, поднялись на холм. Там, сотворив молитву «Отче наш», они и умерли.
Когда-то Гроссмюнстер был монастырем, но в ходе протестантской Реформации был разграблен и стал просто приходским храмом. Протестанты не почитают икон и святых мощей, поэтому все реликвии Гроссмюнстера они решили выбросить. Однако католики спасли святыни. В маленьком швейцарском городке Андерматте католики устроили так называемый «дом костей», куда переносили останки святых из близлежащих церквей. Сюда же привезли спасенные от осквернения мощи святых Феликса и Регулы. В 1950 году в честь покровителей Цюриха была освящена католическая церковь, и их мощи были перенесены сюда из Андерматта, где хранились до тех пор. А в 2004 году священники всех представленных в Цюрихе Православных Церквей — Русской, Сербской, Элладской и Румынской совершили накануне дня памяти святых Феликса и Регулы общее всенощное бдение в Гроссмюнстере, прежнем месте нахождения мощей, и затем подарили церкви икону святых. Сейчас икона висит в Гроссмюнстере на лестничном спуске к бывшей часовне — усыпальнице мучеников. В наши дни общие богослужения 11 сентября, в день памяти святых Феликса и Регулы, проводятся каждый год, благодаря этому в Цюрихе появилась даже «Ассоциация православных церквей». Епископ Амвросий (Кантакузен), проявлявший большой интерес к житиям швейцарских святых, в 80-е годы прошлого века написал им службу. Все перечисленное говорит о том, что православные христиане Швейцарии почитают древних местных святых.
Прийти утром первым в храм или как православные болгары просят Бога о помощи?
Русская Православная Церковь до сих пор находится в стадии восстановления после крайне непростых для нее семидесяти лет коммунистической власти в нашей стране. Схожая по сложности история имеется у Болгарской Православной Церкви. В Болгарии, хоть и не было столь жестоких гонений за веру, как в Советском Союзе, но и здесь последствия антирелигиозной пропаганды до сих пор видны.
Выражаются они, эти последствия, в том, что на современном этапе многие болгары, считая себя православными, тем не менее, по большей части являются людьми нецерковными. Они редко посещают богослужение, еще реже участвуют в церковных таинствах. Даже на богослужениях главы Церкви, Патриарха Болгарского, молящихся крайне немного.
Чаще всего, приход того или иного жителя Болгарии в храм обусловлен какими-то несчастьями, неприятностями, которые с ним приключились. Случилось подобное событие — человек идет просить Бога о помощи. В общем-то, картина привычная и для нашей страны. Но — в Болгарии на протяжении столетий существует обычай, который местные православные христиане стремятся исполнить, если хотят, как они верят, чтобы молитва их была Небом услышана.
Обычай этот состоит в том, что желающий получить от Бога помощи православный болгарин берет на себя обет — в течение какого-то времени исполнять обязанности церковного сторожа. Не в полной мере. Человек обещает приходить в храм раньше всех и отпирать церковные двери.
Данному человеку вручаются ключи от церкви. И он в течение нескольких дней рано утром отпирает храмовые двери, зажигает лампадки, свечи. Делает все необходимое, чтобы подготовить церковь к началу утреннего богослужения. Отпирая двери, зажигая лампады и свечи, взявший на себя обет человек в это время молится Богу и просит Его помочь в решении волнующего вопроса.
Естественно, что подобный обет может исполнять человек, священнику знакомый. Бывали случаи, что данной традицией пользовались люди бессовестные, которые под предлогом благочестия просто обворовывали тот или иной храм, получив от него ключи.
Кто-то может спросить — а что такого трудного в том, чтобы прийти в храм раньше других? В чем подвиг? Отвечать на этот вопрос нужно, зная особенности болгарского менталитета. Современные болгары, как и многие южане, люди неторопливые, живущие по принципу «один день — одно дело». Для них это действительно труд — понудить себя встать с утра пораньше и прийти в храм.
Здесь еще нужно учесть и такую вещь. Каким бы маленьким ни был труд, если он совершен во имя Бога, никогда он без ответа не останется. Господь потрудившегося ради Него человека без своей помощи не оставит.
Все выпуски программы Вселенная православия
Помощь приюту для детей и подростков в городе Старице
В городе Старица Тверской области уже 30 лет работает центр социальной реабилитации для детей и подростков. Здесь ребята, попавшие в трудную жизненную ситуацию, находят приют и поддержку.
Максим оказался в этом центре, когда ему было 14 лет. Но попал он сюда не один, а вместе с братьями и сёстрами. Всего их — шестеро, Максим — самый старший. Ребята очень дружные, друг за друга стоят горой. Повзрослеть им пришлось рано. Их папа и мама пристрастились к алкоголю и настолько погрузились в зависимость, что так и не смогли стать для детей ответственными и любящими родителями. Поэтому ребята росли сами по себе.
В приюте Максим, его браться и сёстры наконец-то обрели поддержку и ощущение безопасности. Все шестеро оказались в тепле и уюте, окружённые заботой. Пока дети находились в центре, отец и мать совсем не навещали ребят и упорно отказывались от помощи специалистов. Поэтому со временем их лишили родительских прав.
Сотрудники центра социальной реабилитации переживали за судьбу братьев и сестёр, они понимали — если ребят направят в детский дом, их обязательно разлучат. К счастью, специалистам удалось вовремя найти для подопечных семью. Сейчас все шестеро живут под одной крышей в любви и заботе.
Ежегодно через центр социальной реабилитации для детей и подростков в Тверской области проходят десятки подопечных. Команда центра старается сделать их жизнь в стенах учреждения максимально комфортной. Недавно появилась необходимость обновить бытовую технику и мебель в детских комнатах. Узнать об этом больше и поддержать приют для детей в городе Старице можно на сайте фонда «Рука помощи»: fondrp.ru
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Путь к святости». Священник Михаил Словцов
У нас в гостях был клирик храма преподобного Сергия Радонежского на Ходынском поле священник Михаил Словцов.
Мы размышляли над смыслами евангельского чтения об апостолах, желающих сесть по правую и левую руку Христа в Его царстве и об ответе Иисуса на эту просьбу: о пути к святости, о неизбежности гонений на христиан и страданий за веру и о том, что на практике могут означать слова Спасителя: «кто хочет быть большим между вами, да будет вам слугою».