
Ближний Восток — регион уникальный, поскольку, несмотря на все военные и политические конфликты, продолжает оставаться землей со множеством библейских святынь. Здесь вы сможете найти места, являющиеся свидетелями событий, о которых рассказывается в Священном Писании и которые произошли несколько тысяч лет назад. Если вы вдруг надумаете посетить Иорданию, обязательно постройте свой маршрут так, чтобы побывать на горе Нево или Небо, находящуюся к востоку от Мертвого моря в семи километрах от города Мадаба. Нево место уникальное с библейской точки зрения. Согласно Священному Писанию вершина этой горы стала пристанищем для величайшего святого Ветхого Завета — пророка Моисея. Пророку Моисею Богом было поручено освободить еврейский народ от египетского рабства и привести в Землю Обетованную, регион, часть которого сегодня занимает государство Израиль. Путешествие евреев из Египта в Палестину продолжалось сорок лет. Таков был замысел Бога, чтобы в Землю обетованную пришли только те евреи, кто не помнил египетского плена и не был носителем рабского самосознания. Не суждено было войти в Палестину и пророку Моисею. Перед самой кончиной святого Бог повелел ему взойти на гору Нево и с ее вершины посмотреть на Землю Обетованную. После этого пророк Моисей умер, а его тело чудесным образом исчезло. В Библии, в послании апостола Иуды (не предателя, а другого — которого именовали Фаддеем) говорится, что за останки Моисея бились между собой Архангел Михаил и дьявол. Нет сомнений, что именно отсюда Моисей созерцал Палестину. Гора Нево представляет собой точку, позволяющую увидеть всю Святую землю. Если глядеть на запад, то можно в ясную погоду рассмотреть отсюда Вифлеем и Иерусалим.
С библейских времен к вершине горы Нево стремились люди, желавшие почувствовать святость этого места. В четвертом веке по Рождестве Христовом на Нево была построена маленькая церковь в честь пророка Моисея и в память о последних мгновениях его земной жизни. Со временем храм на вершине Нево был преобразован в монастырь. Из-за исламского нашествия к 16 веку обитель опустела и была полностью разрушена. Монашеская жизнь возобновилась здесь только в первой половине двадцатого века стараниями Католической Церкви. Именно ее священнослужители и ученые устроили на Нево археологические раскопки, в ходе которых были найдены остатки древних построек — благодаря этому удалось восстановить историю пребывания в на Нево православных монахов. Найденные объекты и новопостроенный храм в честь Архангела Михаила католики объединили в так называемый Мемориал Моисея — комплекс зданий на вершине горы. Надо сказать, что католики сегодня не только не препятствуют православным посещать вершину Нево, но выступили инициаторами учреждения в 1976 году совместного с Иерусалимской Православной церковью литургического фестиваля. Проводится он ежегодно 4 сентября. В этот день со всех концов Иордании, а также из иных стран сюда съезжаются православные и католические паломники. Православным священнослужителям предоставляется право отслужить Литургию в главном храме Мемориала Моисея — в течение года в нем по большей части служат католики. Для всех паломников устраивается экскурсия по главным объектам Мемориала. Особое внимание приехавших привлекает металлический крест с прикрепленным к нему медным змеем. Это библейский символ. При помощи медного змея пророк Моисей исцелял евреев от укусов змей во время их путешествия по пустыне. Кроме духовного и культурного удовлетворения паломники получают и вполне ощутимое подкрепление телесных сил. В день литургического фестиваля, после богослужения, всех приехавших на Нево обычно угощают чем-нибудь вкусным — например, традиционными восточными сладостями.
Все выпуски программы Вселенная православия
13 июля. О святости замученных во время Второй мировой войны сербских детей

Сегодня 13 июля. Собор святых детей-мучеников Ястребарских и Сисакских.
О святости замученных во время Второй мировой войны сербских детей — священник Стахий Колотвин.
Когда мы смотрим на мучеников-детей, на новомучеников, которые пострадали от рук фашистов, на этих сербских деток, то, конечно, может закрасться мысль: а может, это просто жертвы войны, жертвы злодеяний, жертвы геноцида? Насколько их можно считать мучениками?
Да, конечно, их мучители относили себя к католической церкви. Да, они сами были крещены в церкви православной. Но был ли у них вот этот свободный выбор исповедовать Христа?
Надо понять одно важное отличие. Взрослый, грешный, несовершенный человек, когда он вспоминает слова Христа: «Возьми свой крест и иди за мной», — он идёт, чтобы преодолеть свои грехи. Господь пошёл на крест не потому, что у него была какая-то необходимость. Он пошёл на крест за нас, чтобы понести тяжесть наших грехов. Мы, когда следуем за Христом и берём свой крест, то мы можем искупить свои грехи, своё несовершенство. И мученический венец, возможно, порой бывает нам последней возможностью, чтобы достичь Царства Небесного.
Маленькие же дети, чья душа ещё чужда греху, им этой необходимости нет. Поэтому, когда они, не имея твёрдого исповедания и знания веры, когда они, не имея возможности выбора — страдать или не страдать за Христа, — всё равно страдают от злодеев, они всё равно по своему совершенству получают мученический венец.
Все выпуски программы Актуальная тема
13 июля. О почитании Балыкинской Иконы Богородицы

Сегодня 13 июля. Церковь чтит Балыкинскую Икону Богородицы.
О её почитании — протоиерей Андрей Ефанов.
Балыкинская икона прославилась в начале XVIII века, когда в 1709 году во время Шведской войны на иконе Пресвятой Богородицы поступили слёзы. После этого чуда образ был передан в Никольский храм села Балыкино, сейчас это Брянская область.
Иконография образа характерна для малороссийских икон и представляет собой сочетание образа Пресвятой Богородицы Умиление и Рождества Христова.
После передачи иконы в храм от неё стали происходить множественные исцеления, а её списки были написаны для многих храмов. Точный список Балыкинской иконы находится в Орловском Введенском женском монастыре, где каждую среду перед иконой читается акафист, а затем в четверг совершается водосвятный молебен.
Все выпуски программы Актуальная тема
13 июля. О духовном смысле праздника Собора славных и всехвальных 12-ти апостолов

Сегодня 13 июля. Собор славных и всехвальных 12-ти апостолов.
О духовном смысле праздника — протоиерей Игорь Филяновский.
Православная Церковь, вспоминая каждого из 12 апостолов в разное время года, с давних времен установила и общее празднование им на следующий день после памяти первоверховных апостолов Петра и Павла.
В этот день вспоминают апостолов Петра, Андрея Первозванного, Иакова Заведеева, Иоанна Богослова, Филиппа, Варфоломея (или Нафанаила), Фому, Матфея, Иакова Алфеева, Иуду Иаковлева, Симона Зилота и Матфия.
Апостолы после вознесения Христа ценой своей жизни проповедовали Евангелие в разных концах империи. Их верность Спасителю, личные подвиги и мученическая смерть привлекли тысячи людей к вере во Христа и легли в основу развития христианского учения.
Они были живыми свидетелями земной жизни, смерти и воскресения Господа и первыми, кто передал эти свидетельства всему миру. Память о служении апостолов, их жертвенность и любовь к Господу продолжают вдохновлять миллионы верующих по всему миру.
Все выпуски программы Актуальная тема