
Может быть, мечтать вредно? — подумала я однажды, когда вспомнила, как много мечтала и как мало из этого сбылось. Лет в семь хотела стать балериной. В майке и юбке, сделанной из маминых тонких платков, кружилась под музыку Чайковского по комнате и мечтала, мечтала, мечтала...
Но комплекция не балетная и растяжка плохо даётся. Пришлось смириться. Хотя тогда ещё не знала, что это так называется.
Или в десять лет — мечтала спеть с хором на настоящем выездном концерте в белой блузке, чёрной длинной юбке и обязательно в туфлях-лодочках. Старалась на репетициях изо всех сил. Блузку раздобыли. Юбку длинную тоже. Немного перешили под меня. Даже туфли-лодочки родители для такого случая нашли и купили. Кто помнит, в девяностые годы это было не так просто, как сегодня.
В ночь перед выступлением я почти не спала. Мечтала! А утром проснулась с температурой 39. И никуда не поехала.
Когда мысли о тщетности мечтаний пришли ко мне, я была уже человеком воцерковленным. Задумалась, почему многие мечты не осуществились? Что я сделала не так? Мне хотелось преодолеть какую-то внутреннюю досаду за то, что у меня не получилось.
Одна фраза святителя Феофана Затворника показалась мне ответом на вопрос: «Смотрите не мечтайте о себе более, чем подобает, чтобы не заставить Господа, любящего вас, принять в отношении вас смирительные меры». Вот в чём была моя ошибка! Не грех чего-то сильно желать и стремиться к цели. Иногда это помогает в жизни идти вперёд и делать добрые дела. Но нужно реально оценивать свои возможности и силы. Не желать себе слишком многого, неосуществимого — сделала вывод я.
И всё же была у меня одна мечта, которая бесспорно сбылась.
В семнадцать лет я мечтала о юноше, с которым смогу создать семью, большою, многодетную. И буквально на первом курсе встретила своего будущего мужа.
Но была ли это только мечта? Нет, я не фантазировала, но молилась об этом. Не год, не два, много лет, сколько помнила себя. Как умела в те годы, как могла. Думаю, Господь услышал мои наивные молитвы. Получилось, как в Притче, рассказанной Христом: «Если, говорю вам, он не встанет и не даст ему по дружбе с ним, то по неотступности его, встав, даст ему, сколько просит».
Лучше не мечтать, а молиться. Теперь мне это кажется выходом в любой ситуации: молиться вместо мечтаний. А Господь рассудит.
Автор: Ольга Кутанина
Все выпуски программы Частное мнение
28 сентября. О подлинной жизни во Христе

В 6-й главе 2-го Послания апостола Павла к коринфянам есть слова: «Мы неизвестны, но нас узнают; нас почитают умершими, но вот, мы живы».
О подлинной жизни во Христе — священник Родион Петриков.
Как нам понять эти удивительные слова апостола Павла? Преподобный Ефрем Сирин даёт ключ к пониманию, раскрывает парадокс христианской жизни. В глазах окружающего мира, который стремится к славе, к успеху, верующий человек часто кажется неизвестным. Его истинная ценность, его внутренний мир скрыты от внешнего наблюдения, а иногда его и вовсе почитают умершим, когда он терпит гонения, насмешки или просто выбирает путь смирения и отказывается от эгоистичных амбиций.
Однако именно в этой кажущейся слабости и открывается сила Божия. Мир узнаёт таких людей не по титулам, должностям или богатству, а по делам любви, по миру в сердце, по стойкости в испытаниях. Их жизнь сокрыта во Христе, а потому она подлинно жива и подлинно наполнена.
Эти слова — огромное утешение для каждого из нас. Когда чувствуешь себя незамеченным, непонятым или уставшим, помни: твоя настоящая жизнь и главная награда — не в признании мира, а в Господе. И именно это делает нас по-настоящему и действительно живыми.
Все выпуски программы Актуальная тема
28 сентября. О грехах человека

Во 2-й главе Послания апостола Павла к галатам есть слова: «Если же, ища оправдания во Христе, мы и сами оказались грешниками, то неужели Христос есть служитель греха? Никак».
О грехах человека — игумен Лука (Степанов).
Речь апостола о том, что раб Христов не может быть рабом греха. Оправдание бесценной кровью Христа Спасителя не может служить для человека оправданием его пребывания в страстях, которые были ему присущи прежде крещения и прежде его христианской жизни.
Апостол указывает на иной дух жизни христианина, и без этого иного духа, без духа Богосыновства, взывающего «Авва, Отче» к своему Создателю и Спасителю, не может быть христианина. Ведь многие, приняв святое крещение и оказавшись в составе христианского общества, тем не менее, не изжили свои навыки к сквернословию, к вражде, к похотям века сего.
И, на таковых взирая, апостол указывает, что зря они надеются на то, что нынешнее звание христианина само по себе поставляет их в число праведников или благонадежных для Небесного Царствия. Неоднократно и в иных местах своих посланий апостол Павел исчисляет: «И пьяницы, и прелюбодеи, и воры Царствия Небесного не наследуют», несмотря на то, что называют себя христианами.
Все выпуски программы Актуальная тема
28 сентября. О почитании святого Иосифа Алавердского

Сегодня 28 сентября. День памяти святителя Иосифа, епископа Алавердского, жившего в шестом веке.
О почитании святого — священник Стахий Колотвин.
В России все хорошо знают и почитают, и любят, и крестят девочек с именем равноапостольной Нины. Вот она Грузию крестила, просветила. Тем не менее, проходит 200 лет, а под гнётом завоевателей персов — уклонение в язычество, и даже люди крещёные ничего не знают о вере.
Поэтому второе просвещение Грузии — это 13 ассирийских отцов, монахов, которые пришли и поселились сначала в одном месте, а потом в разных уголках Грузии для того, чтобы проповедовать веру Христову, прежде всего, примером своей праведной жизни.
Из 13 ассирийских отцов более всего известен у нас преподобный Давид Гареджийский, но и он просто игумен монастыря. А вот сегодня мы празднуем память епископа Иосифа Алавердского, который был избран не просто для проповеди Христа, но и для руководства Церковью в Восточной Грузии, в Кахетии.
Его мощи покоятся в великолепном соборе Алаверды, который ещё буквально 20 лет назад, на протяжении тысячи лет, был самым высоким строением в Грузии. Этот собор напоминает нам о величии подвига святого.
Был там с паломниками первый раз ещё шесть лет назад, и когда спустя несколько лет мы снова проезжали рядом и ехали в другой монастырь, то, конечно, мы не могли не остановиться, потому что это величие собора над виноградниками напоминает нам, каким был великий святой угодник Божий.
Все выпуски программы Актуальная тема