Может быть, мечтать вредно? — подумала я однажды, когда вспомнила, как много мечтала и как мало из этого сбылось. Лет в семь хотела стать балериной. В майке и юбке, сделанной из маминых тонких платков, кружилась под музыку Чайковского по комнате и мечтала, мечтала, мечтала...
Но комплекция не балетная и растяжка плохо даётся. Пришлось смириться. Хотя тогда ещё не знала, что это так называется.
Или в десять лет — мечтала спеть с хором на настоящем выездном концерте в белой блузке, чёрной длинной юбке и обязательно в туфлях-лодочках. Старалась на репетициях изо всех сил. Блузку раздобыли. Юбку длинную тоже. Немного перешили под меня. Даже туфли-лодочки родители для такого случая нашли и купили. Кто помнит, в девяностые годы это было не так просто, как сегодня.
В ночь перед выступлением я почти не спала. Мечтала! А утром проснулась с температурой 39. И никуда не поехала.
Когда мысли о тщетности мечтаний пришли ко мне, я была уже человеком воцерковленным. Задумалась, почему многие мечты не осуществились? Что я сделала не так? Мне хотелось преодолеть какую-то внутреннюю досаду за то, что у меня не получилось.
Одна фраза святителя Феофана Затворника показалась мне ответом на вопрос: «Смотрите не мечтайте о себе более, чем подобает, чтобы не заставить Господа, любящего вас, принять в отношении вас смирительные меры». Вот в чём была моя ошибка! Не грех чего-то сильно желать и стремиться к цели. Иногда это помогает в жизни идти вперёд и делать добрые дела. Но нужно реально оценивать свои возможности и силы. Не желать себе слишком многого, неосуществимого — сделала вывод я.
И всё же была у меня одна мечта, которая бесспорно сбылась.
В семнадцать лет я мечтала о юноше, с которым смогу создать семью, большою, многодетную. И буквально на первом курсе встретила своего будущего мужа.
Но была ли это только мечта? Нет, я не фантазировала, но молилась об этом. Не год, не два, много лет, сколько помнила себя. Как умела в те годы, как могла. Думаю, Господь услышал мои наивные молитвы. Получилось, как в Притче, рассказанной Христом: «Если, говорю вам, он не встанет и не даст ему по дружбе с ним, то по неотступности его, встав, даст ему, сколько просит».
Лучше не мечтать, а молиться. Теперь мне это кажется выходом в любой ситуации: молиться вместо мечтаний. А Господь рассудит.
Автор: Ольга Кутанина
Все выпуски программы Частное мнение
8 декабря. Об исполнении пророчества

В 19-й главе Евангелия от Луки есть пророчество Христа об Иерусалиме: «Не оставят в тебе камня на камне за то, что ты не узнал времени посещения твоего».
Об исполнении этого пророчества — протоиерей Максим Горожанкин.
Пророчество Господа об Иерусалиме исполнилось в точности. Действительно, язычники, захватив город, не оставили в нём камня на камне. Всё было снесено, а Иерусалим был перепахан и пересеян солью.
И только в IV веке, когда мать императора Константина, равноапостольная Елена, совершит своё паломничество в Иерусалим, город будет расчищен, будет обретён Честной и Животворящий Крест, и церковная жизнь в Иерусалиме, который и название своё на тот момент утратил, будет восстановлена.
Вот так Господь показал, что для народа Божия может означать отступление от Бога. Иудеи, которые кричали: «Распни, распни Его», в итоге оказались без своего города, без своих святынь и вне своей Родины. Это мощнейший урок, сильнейший урок для каждого человека, читающего Евангелие. Нужно просить Бога о том, чтобы и нас за неверие, или маловерие, или жестокосердие, или нечувствие не постигла та же участь.
Все выпуски программы Актуальная тема
8 декабря. Об увещевании ближних с любовью и чистым сердцем

В 5-й главе 1-го Послания апостола Павла к Тимофею есть слова: «Старца не укоряй, но увещевай, как отца; младших, как братьев; стариц, как матерей; молодых, как сестёр, со всякою чистотою».
Об увещевании ближних с любовью и чистым сердцем — протоиерей Максим Первозванский.
Мы увещеваем кого-то, когда, с нашей точки зрения, человек поступает неправильно. В чём-то заблуждается, возможно, живёт не так, говорит не так, думает не так. И апостол Павел противопоставляет укорению увещевание. Он говорит: старца не укоряй, но увещевай.
Укорение — это всегда с позиции такой менторской, это всегда с позиции руководителя, это всегда сверху вниз. Если можно так сказать, с позиции фарисейской, в смысле, я такой хороший, я знаю, как правильно, а ты вот, значит, послушай теперь меня.
Конечно, апостол Павел говорит о том, что наша помощь нашим близким в ситуации, когда нам кажется (это ведь ещё не факт, что на самом деле так, но нам кажется), что человек заблуждается и как-то живёт не так или думает не так, чувствует не так — это всегда позиция либо равных, либо снизу вверх. И даже если вдруг мы относимся к младшим, например, младших как братьев (то есть, мы вроде бы можем как старшие братья, но всё равно братья — это равные), то есть либо это позиция равных, либо это позиция снизу вверх. Я не знаю, но вот, извини, я хочу тебе сказать, мне кажется, что это вот так-то, так-то и так-то. То есть ни в коем случае не учительская позиция, в которую мы встаём, а позиция сострадательная и обязательно с любовью. Апостол Павел ещё говорит про молодых сестёр: молодых как сестёр увещевай, — и обязательно добавляет — со всякой чистотой.
Все выпуски программы Актуальная тема
8 декабря. О наследии церковных художников
Сегодня 8 декабря. Международный день художника.
О наследии церковных художников — протоиерей Владимир Быстрый.
В Международный день художника мы чествуем не только современных творцов, но и безвестных мастеров прошлого, чьи кисти возводили мост между душой и небом. Мы говорим о великом наследии церковного искусства.
В отличие от светского, где важно самовыражение, здесь художник-иконописец был проводником, а его творение — молитвой. Икона — это окно в горний мир, где через символ и цвет говорит сама вера. Вспомните «Троицу» Андрея Рублёва: это не портрет, а целое богословие в линиях и красках.
А фрески? Они были Библией для неумеющих читать. Взгляните на собор Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре. Фрески Дионисия — это не суровый суд, а светлая райская симфония. Его святые парят в золотом сиянии, а нежные лазурные и бирюзовые краски создают ощущение неземной радости. Это праздничное богословие, где всё творение ликует о спасении.
В наш стремительный цифровой век это искусство учит нас созерцательности. Оно напоминает, что мир глубже, чем кажется, что он полон скрытых смыслов, которые нам необходимо найти. И давайте в этот день вспомним этих удивительных художников-богословов. Их творчество — не реликт, а живой источник. Свидетельство того, что искусство может быть не просто украшением, а настоящей службой и дорогой к вечной красоте.
Все выпуски программы Актуальная тема











