Интерес английских богословов к Православию возник ещё в 19 веке. Тогда Россию и Грецию посетили несколько видных британских ученых-теологов, которые затем стали выступать за присоединение английских протестантов к Православной Церкви. Этим планам помешала революция 1917 года. Однако интерес англичан к православному вероучению не угас. Более того, он только вырос благодаря тому, что в Великобританию прибыли русские эмигранты.
Многие из них, как например митрополит Сурожский Антоний (Блум), много потрудились над тем, чтобы на английской земле Православная Церковь стала «своей». Для этого недостаточно было только строить храмы и основывать приходы. Нужно было учебное заведение, в котором студенты могли бы услышать о Православии. Им стал Институт православных исследований в составе Кембриджского университета.
Идея создания православного института принадлежала упомянутому уже митрополиту Антонию. Новое учебное заведение по мысли владыки Антония должно было не только развивать богословское образование, но и свидетельствовать о Православии среди образованных англичан. В 1999 году Институт православных исследований был основан и стал участником Кембриджской теологической федерации.
В число преподавателей института вошли именитые православные богословы — митрополит Диоклийский Каллист (Уэр), митрополит Пергамский Иоанн (Зизиулас), протопресвитер Фома Хопко, священник Эндрю Лаут и иные. Читал лекции в вузе и митрополит Антоний.
В 2012 году статус института был повышен. Православная епископская ассамблея Великобритании и Ирландии утвердила вуз в качестве своего основного учебного центра. В 2013 году у вуза появилось собственное здание, названное в честь святителя Григория Паламы и расположенное на Честертон хай-стрит в городе Кембридж.
В настоящее время в институте обучается около сотни студентов. В основном это заочники, которые получают знания о богословии по программам дистанционного образования. Есть и учащиеся очного отделения — они не только посещают лекции и семинары, но также должны вести регулярную богослужебную жизнь. В институте это одно из обязательных требований. Студенты ходят на службы в православные храмы Кембриджа — их несколько. Богослужения в них совершаются на английском, греческом, церковнославянском и румынском языках. Учащиеся мужского пола по окончании института могут принять священный сан.
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец»
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец» своим названием обязана святителю Димитрию Ростовскому. В 1687 году он стал свидетелем явления образа Богородицы в поселке Рудня, сейчас это город в Смоленской области. Реликвию нашли местные жители на болоте, где добывали железную руду. Икона была написана в древней традиции Одигитрия, что в переводе с греческого означает Путеводительница. Неизвестный иконописец изобразил Богородицу и Младенца Христа в царских коронах. Дева Мария держит Сына левой рукой, а правой указывает на Него, как на истинный Путь спасения.
Святитель Димитрий посвятил явленной в Рудне святыне такие поэтические строки: «Идеже творяшеся железо от блата, /Тамо Дева вселися, дражайшая злата, /Да людем жестокие нравы умягчает /И железные к Богу сердца обращает». В переводе это звучит так: «Там, где из болота добывают железо, поселилась Дева, которая дороже золота. Она умягчает жестокие нравы людей и обращает железные сердца к Богу».
Рудненская икона вскоре прославилась чудотворениями, и её перенесли в Киево-Печерскую лавру. Почитание реликвии широко распространилось, с неё сделали множество списков. На некоторых из них иконописцы помещали стихотворение Димитрия Ростовского. А затем главная мысль этого произведения стала надписанием на иконе: «Умягчение злых сердец». Список с таким названием вошёл в церковный календарь отдельно от Рудненского образа.
Икона из Рудни, вдохновившая святителя Димитрия, пребывала в Киево-Печерской лавре до 1920 года. Во время революционной смуты она бесследно исчезла. Но сохранилось множество её копий, в том числе и с надписанием «Умягчение злых сердец». Сегодня их можно увидеть во многих храмах России. Один из почитаемых списков хранится в Казанском храме города Рудня, где, по слову святого, в семнадцатом веке явилась Дева, обращающая ожесточённые сердца к Богу.
Стоит заметить, что в девятнадцатом столетии получил распространение ещё один вариант иконографии Божией Матери с названием «Умягчение злых сердец». Образы, ему соответствующие, представляют Царицу Небесную без Младенца, пронзённую семью мечами. Такие иконы именуют также Семистрельными. Мы обязательно расскажем вам о них, но уже в другой передаче.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Преобразования в современной системе образования». Максим Костенко
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», который объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях был руководитель института стратегии развития образования Максим Костенко.
Разговор шел о том как можно сделать современную систему образования в нашей стране лучше.
«Донорство крови и костного мозга». Алена Фирсова, Наталья Быстрова, священник Дмитрий Гуров
У нас в гостях были ведущий специалист Национального медицинского исследовательского центра гематологии Алена Фирсова, звонарь московского храма Спаса Нерукотворного на Сетуни Наталья Быстрова и руководитель информационного отдела Тульской духовной семинарии священник Дмитрий Гуров.
Наши гости рассказали, какие виды донорства бывают, как можно стать донором, а также какие опасения и вопросы могут возникать у желающих сдать кровь — и как на них можно ответить.