Кто же не слышал знаменитого кавказского возгласа - “алаверды”?! На постсоветском пространстве это возглашение обычно используется в случае, если кто-то произносит скучный и длинный тост. Тот из гостей, кому тост не нравится, громко произносит - “алаверды”. Так он прерывает говорящего и после вставляет свои слова. Бывает и такое, что алаверды произносится, когда тост нынешний является ответом на тост предыдущий.
Традиция Алаверды пришла к нам из Грузии. Надо сказать, там этот возглас понимается принципиально иначе, чем у нас. Во-первых, в Грузии не только не принято перебивать тостующего, это даже считается оскорблением.
В Грузии вообще к застолью относятся не так как у нас. Для грузин застолье не просто совместная трапеза, это прежде всего общение человеческих душ и сердец. А тамада, кстати именно из Грузии пришло это слово, не только развлекает гостей. Он выполняет роль настоящего управителя трапезы.
Обычно тамада - старший или наиболее авторитетный человек за столом. Он распределяет тосты, также следит и за тем, чтобы за столом царила душевная атмосфера. Со служением тамады непосредственно связано правильное понимание возгласа Алаверды.
Кстати, в Грузии его произносят как “АлавЕрди”. Переводится он с грузинского так – “я даю, а ты бери”. Алаверди обозначает по сути связь между людьми, а также связь времен.
За грузинским столом тост Алаверди выглядит так. Тамада берет специальную чашу, наполненную вином, произносит тост и передает ее следующему гостю и тот тост тамады продолжает. Чаша затем переходит к следующему гостю, потом – к следующему. Таким образом получается общий тост.
Грузинское застолье имеет четкую связь с раннехристианскими трапезами, когда древние христиане имели общий хлеб и делились друг с другом и пищей, и радостным душевным настроем. Более того, литургия в те времена выглядела именно так. Это была общая трапеза, на которой христиане делили между собой евхаристические хлеб и вино, друг за другом вознося благодарение Богу.
Грузия имеет и живое воплощение Алаверди. В Кахетии, одной из областей Грузии, стоит величественный монастырь, названный “Алаверди”. Построенный в 5 веке, он воплощает собой связь поколений народов Грузии. Его древние стены являются свидетелями многих радостных и печальных страниц истории Грузии.
В Грузии в 20 веке к власти пришли коммунисты и многим представителям грузинской знати и интеллигенции пришлось эмигрировать. Эти люди, находясь за границей и не имея возможности вернуться на родину, с печалью вспоминали Грузию и, говоря за столом Алаверди, тем самым связывали воедино себя и свою страну. У многих из них дома хранилось фото древнего монастыря Алаверди, ставшего олицетворением грузинского православия.
С вами был священник Антоний Борисов. Сегодня мы говорили о грузинской традиции застольного приветствия Алаверди.
«О Боге в мировом кино: цикл фильмов «Декалог». Августина До-Егито

У нас в студии была киновед, автор и преподаватель курса «Религия и кино» в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете Августина До-Егито.
Разговор шел о цикле из десяти фильмов Кшиштофа Кесьлёвского «Декалог», в котором каждый фильм соотнесен с одной из заповедей, как режиссер размышляет о взаимоотношениях человека и Бога, о том, как соотносятся вера и научные знания и как пороки и нарушения заповедей разрушают жизнь человека.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед посвященных тому, как классики мирового кинематографа обращались к темам, связанным напрямую с жизнью Церкви, церковной историей и Библией.
Первая беседа с Августиной До-Егито была посвящена фильму Карла Теодора Дрейера «Страсти Жанны д’Арк» (эфир 13.10.2025)
Вторая беседа с Августиной До-Егито была посвящена фильму Робера Бессона «Дневник сельского священника» (эфир 14.10.2025)
Третья беседа с Августиной До-Егито была посвящена фильму Ингмара Бергмана «Причастие» (эфир 15.10.2025)
Все выпуски программы Светлый вечер
«Выставка «Августейший хозяин Москвы». Анна Громова

В гостях у программы «Светлый вечер» была председатель наблюдательного совета фонда «Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество», ведущий научный сотрудник Института всеобщей истории РАН Анна Громова.
Мы говорили о Великом Князе Сергее Александровиче Романове, о его судьбе и служении Отечеству, а также о выставке «Августейший хозяин Москвы», приуроченной к 120-летию со дня трагической гибели Великого Князя.
Ведущая программы: кандидат экономических наук Мария Сушенцова
Все выпуски программы Светлый вечер
Музей Патриарха Тихона в Донском монастыре
Для сердца каждого верующего человека образ Святителя Тихона Патриарха Московского и Всея Руси является примером любви, доброты, милосердия, мужества, бесстрашия, верности Русской Православной Церкви и России, веры в Бога.
Мы можем прийти сегодня в Донской ставропигиальный мужской монастырь в будний день и увидеть много людей. Одни из них прогуливаются по территории обители, рассматривая памятники одного из самых значительных Некрополей, где упокоилось столько людей, послуживших своими дарованиями нашему Отечеству. Другие заходят в Большой и Малый Донской Соборы — приложиться к чудотворной Донской иконе Божией Матери и, чтобы постоять у мощей великого Патриарха и помолиться на месте его погребения. Он почил о Господе 7 апреля 1925 года.
В Донской обители к 100-летию этого события был открыт мемориальный музей в домике, где Патриарх Тихон провел последние годы своей жизни, и где с 19 мая 1922 года по 27 июня 1923 года он пребывал под арестом.
Мы приглашаем вас в этот музей, чтобы узнать о том, как это было. Узнать о том времени, когда Русская Православная Церковь силой воли и мужества ее Первосвятителя, помощью Божией нашему великому Патриарху, верностью многих и многих его духовных детей выстояла, и позволила нам сегодня жить и молиться, верить и любить.









Московский и Всея Руси

Московский и Всея Руси
Фотографии предоставлены Музеем Святителя Тихона Патриарха Московского и Всея Руси в Донском ставропигиальном мужском монастыре.
В программе использована музыка Инока Дионисия Новоселова.
Все выпуски программы Места и люди