Кто же не слышал знаменитого кавказского возгласа - “алаверды”?! На постсоветском пространстве это возглашение обычно используется в случае, если кто-то произносит скучный и длинный тост. Тот из гостей, кому тост не нравится, громко произносит - “алаверды”. Так он прерывает говорящего и после вставляет свои слова. Бывает и такое, что алаверды произносится, когда тост нынешний является ответом на тост предыдущий.
Традиция Алаверды пришла к нам из Грузии. Надо сказать, там этот возглас понимается принципиально иначе, чем у нас. Во-первых, в Грузии не только не принято перебивать тостующего, это даже считается оскорблением.
В Грузии вообще к застолью относятся не так как у нас. Для грузин застолье не просто совместная трапеза, это прежде всего общение человеческих душ и сердец. А тамада, кстати именно из Грузии пришло это слово, не только развлекает гостей. Он выполняет роль настоящего управителя трапезы.
Обычно тамада - старший или наиболее авторитетный человек за столом. Он распределяет тосты, также следит и за тем, чтобы за столом царила душевная атмосфера. Со служением тамады непосредственно связано правильное понимание возгласа Алаверды.
Кстати, в Грузии его произносят как “АлавЕрди”. Переводится он с грузинского так – “я даю, а ты бери”. Алаверди обозначает по сути связь между людьми, а также связь времен.
За грузинским столом тост Алаверди выглядит так. Тамада берет специальную чашу, наполненную вином, произносит тост и передает ее следующему гостю и тот тост тамады продолжает. Чаша затем переходит к следующему гостю, потом – к следующему. Таким образом получается общий тост.
Грузинское застолье имеет четкую связь с раннехристианскими трапезами, когда древние христиане имели общий хлеб и делились друг с другом и пищей, и радостным душевным настроем. Более того, литургия в те времена выглядела именно так. Это была общая трапеза, на которой христиане делили между собой евхаристические хлеб и вино, друг за другом вознося благодарение Богу.
Грузия имеет и живое воплощение Алаверди. В Кахетии, одной из областей Грузии, стоит величественный монастырь, названный “Алаверди”. Построенный в 5 веке, он воплощает собой связь поколений народов Грузии. Его древние стены являются свидетелями многих радостных и печальных страниц истории Грузии.
В Грузии в 20 веке к власти пришли коммунисты и многим представителям грузинской знати и интеллигенции пришлось эмигрировать. Эти люди, находясь за границей и не имея возможности вернуться на родину, с печалью вспоминали Грузию и, говоря за столом Алаверди, тем самым связывали воедино себя и свою страну. У многих из них дома хранилось фото древнего монастыря Алаверди, ставшего олицетворением грузинского православия.
С вами был священник Антоний Борисов. Сегодня мы говорили о грузинской традиции застольного приветствия Алаверди.
Радио ВЕРА из России на Кипре. Ο ραδιοφωνικός σταθμός ΠΙΣΤΗ απο την Ρωσία στην Κύπρο (26.11.2024)
Послание к Евреям святого апостола Павла
Евр., 318 зач., VII, 26 - VIII, 2
Комментирует священник Антоний Борисов.
Иерусалим — город проповеди, смерти и воскресения Христа — по-прежнему имеет для православных христиан особенное значение. Не только в связи с упомянутыми событиями из жизни и служения Спасителя, но и потому что именно в Иерусалиме через сошествие Святого Духа на апостолов была основана наша Церковь. Первоначальным членам Иерусалимской церкви апостол Павел направил однажды послание, вошедшее в состав Библии под названием «Послание к Евреям». Отрывок из 7-й и 8-й глав этого послания читается сегодня утром во время богослужения. Давайте послушаем.
Глава 7.
26 Таков и должен быть у нас Первосвященник: святой, непричастный злу, непорочный, отделенный от грешников и превознесенный выше небес,
27 Который не имеет нужды ежедневно, как те первосвященники, приносить жертвы сперва за свои грехи, потом за грехи народа, ибо Он совершил это однажды, принеся в жертву Себя Самого.
28 Ибо закон поставляет первосвященниками человеков, имеющих немощи; а слово клятвенное, после закона, поставило Сына, на веки совершенного.
Глава 8.
1 Главное же в том, о чем говорим, есть то: мы имеем такого Первосвященника, Который воссел одесную престола величия на небесах
2 и есть священнодействователь святилища и скинии истинной, которую воздвиг Господь, а не человек.
Распространившись по всему миру, православные христиане по-прежнему сохраняют духовную связь с Палестиной, где вот уже более двух тысяч лет существует поместная Иерусалимская Церковь. Первым её епископом, то есть главой и духовным наставником был святой Иаков, сводный брат Христа, сын Иосифа Обручника от первого брака. Иаков первоначально не верил в Иисуса как в Мессию, но, как свидетельствует Предание, в корне изменил своё мнение, увидев воскресшего Брата. Иакова ещё при жизни прозвали Праведником — даже непримиримые враги христианства не могли отрицать его благочестия и личной святости. Это, однако, не помешало им жестоко убить святого Иакова. Ветхозаветные законники возвели его на крышу храма Соломона и сбросили оттуда вниз на землю. Покалеченного Иакова гонители добивали камнями.
Убийство иерусалимского праведника произошло в начале 60-х годов первого века. В это же время в Риме иной святой — апостол Павел был оправдан имперским судом и отпущен на свободу. Узнав о безвременной кончине святого Иакова, Павел поспешил направить христианам Палестины послание, в котором призывал их не падать духом, набраться храбрости и быть верными Христу. Как уже отмечалось выше, указанный текст вошёл в состав новозаветной части Библии под названием «Послание к Евреям».
В этом послании апостол Павел рассуждает о том, кому принадлежит право быть главой Церкви. И делает однозначный вывод, что данное право есть только у Христа, Который является основателем церковного сообщества. Крестная жертва Спасителя есть, по мысли Павла, фундамент существования Церкви.
При этом Христос управляет Церковью через конкретных людей — епископов. Епископ — высшая степень церковного служения. Первые епископы были поставлены в первом веке святыми апостолами. Современные епископы Православной Церкви так же, как и епископы древности, являются наследниками учеников Христа. Человек, поставленный в степень епископа, призван всю свою жизнь посвятить служению Богу и людям. Епископ, достойно несущий своё служение, приближается ко Христу как абсолютному эталону — «Первосвященнику святому и непорочному». Примером такого достойного служения был святой Иаков Праведный. Таковым был и святитель Иоанн Златоуст, память которого Православная Церковь совершает сегодня, 26 ноября по новому стилю.
Иоанн Златоуст, живший на рубеже четвертого и пятого веков, вошёл в историю как великий аскет. Будучи Патриархом столичного града, Константинополя, он жил самой простой жизнью, являлся большим постником и молитвенником. Подобно Иакову Праведному, Златоуст стал жертвой человеческой злобы и завершил свою земную жизнь в изгнании в 407 году. Но промысел Божий расставил всё на свои места — Иоанн Златоуст теперь один из самых почитаемых православных святых, а его гонители посрамлены на века. Что служит для каждого христианина укреплением веры в Божественную справедливость.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поможем Вячеславу из Омска пройти реабилитацию
Вячеславу из Омска 19 лет. В раннем детстве мальчик перенёс тяжёлое заболевание, которое повлекло за собой осложнения. Поэтому сегодня Слава не может нормально двигаться и ходит только с опорой, но всеми силами с поддержкой мамы старается это исправить. Молодой человек выполняет дома необходимые физические упражнения и по возможности ездит на занятия со специалистами.
Он стремится жить активно, как и многие его сверстники. Слава учится в университете на филолога. С удовольствием читает, пишет эссе и критические статьи на разные произведения. В будущем хочет стать литературным критиком и даже потихоньку ищет подработку в этой области.
Пока Слава не может обходиться без посторонней помощи. Но у него появился шанс стать более самостоятельным. Недавно молодому человеку провели операцию на ногах. И теперь он может научиться ходить уверенно, без поддержки. Однако для этого важно пройти профессиональную реабилитацию. Семье из Омска необходима помощь в её оплате. Папа Славы умер и маме приходится справляться со всеми заботам одной.
Если вы хотите поддержать Вячеслава на его пути к самой важной победе, переходите на сайт фонда «Мои друзья», в раздел «Нужна помощь» и сделайте любой благотворительный взнос.
Также вы можете отправить СМС на номер 7715 со словом «Друзья» и любой суммой, например, «Друзья 100».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов