
«Апостол Павел». Рембрандт (1606–1669)
1 Кор., 144 зач., X, 5-12.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Историю исхода евреев из Египта знает каждый христианин. Эта история важна для нас не просто как часть библейского повествования, она интересна, в первую очередь, теми уроками, которые мы можем из нее извлечь. Для научения нам нет необходимости самим пытаться увидеть скрытые и неочевидные смыслы, нам достаточно обратиться к апостольским посланиям, в которых содержится все нам необходимое. Сегодня во время литургии в православных храмах звучит отрывок из 10-й главы Первого послания апостола Павла к Коринфянам. В этом отрывке Павел напомнил о некоторых крайне важных уроках библейской книги Исход. Давайте послушаем его слова.
Глава 10.
5 Но не о многих из них благоволил Бог, ибо они поражены были в пустыне.
6 А это были образы для нас, чтобы мы не были похотливы на злое, как они были похотливы.
7 Не будьте также идолопоклонниками, как некоторые из них, о которых написано: народ сел есть и пить, и встал играть.
8 Не станем блудодействовать, как некоторые из них блудодействовали, и в один день погибло их двадцать три тысячи.
9 Не станем искушать Христа, как некоторые из них искушали и погибли от змей.
10 Не ропщите, как некоторые из них роптали и погибли от истребителя.
11 Все это происходило с ними, как образы; а описано в наставление нам, достигшим последних веков.
12 Посему, кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть.
Все вышедшие из Египта люди были равны; книга Исход не говорит, что среди них были какие-то особенные отчаянные грешники, те, кто не достоин жить в Земле Обетованной. Нет, все покинувшие Египет потомки праотца Иакова могли дойти до точки назначения. Однако, как мы знаем, достичь Земли Обетованной смогли лишь два человека из числа рождённых в Египте — Иисус Навин и Халев, сын Иефонии. У этого факта есть своё объяснение и свои духовные причины, истоки которых сокрыты в упомянутых в только что прозвучавшем апостольском отрывке событиях Исхода.
Начался этот отрывок с фразы, которую невозможно понять, если не знать о том, что было написано в начале 10-й главы Первого послания к Коринфянам. Напомню, эта фраза звучит так: «Но не о многих из них благоволил Бог, ибо они поражены были в пустыне» (1Кор. 10:5). А начало мысли апостола Павла такое: «Отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море; и все крестились в Моисея в облаке и в море» (1Кор. 10:1–2). То есть изначально все вышедшие из Египта люди были в одинаковых условиях; они все были свидетелями великих чудес Божиих. Однако реакция людей на эти проявления божественной силы была разной. Увы, но оказалось, что есть и те, кто, помня о событиях Исхода, позволил себе впасть в идолопоклонство, а также иметь непозволительную связь с моавитянками. Страшнее же всего то, что таких людей были не единицы и не десятки, их были десятки тысяч — апостол Павел упомянул двадцать три тысячи человек, наказанных Богом смертью за их грехи.
Конечно, Павел приводит здесь эпизоды истории Исхода вовсе не ради погружения в исследование прошлого. Идея апостола состоит в том, чтобы напомнить христианам о том, что благодать Божия и оказанные нам Богом благодеяния не должны приводить к расслабленности и безмятежности. Не стоит думать, что если где-то в прошлом Бог явным образом помог нам, то теперь у нас какие-то особенные отношения с Богом, позволяющие с пренебрежением относиться к Его заповедям. Нет, напротив, если человек знает о Боге, знает о Его благодеяниях, если человек чувствует, что Бог к нему близок, то это должно означать лишь одно: сугубое внимание к своему нравственному состоянию.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Псалом 68. Богослужебные чтения

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Все мы порой оказываемся в тяжёлой ситуации, когда подступает отчаяние и страх сжимает сердце. При этом человек может чувствовать одиночество и покинутость всеми. Но стоит ли в таких ситуациях ориентироваться только на чувства? И есть ли что-то, что может стать нашей опорой? Ответ на этот вопрос звучит 68-м псалме, который согласно уставу, может читаться сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Псалом 68.
1 Начальнику хора. На Шошанниме. Псалом Давида.
2 Спаси меня, Боже, ибо воды дошли до души моей.
3 Я погряз в глубоком болоте, и не на чем стать; вошёл во глубину вод, и быстрое течение их увлекает меня.
4 Я изнемог от вопля, засохла гортань моя, истомились глаза мои от ожидания Бога моего.
5 Ненавидящих меня без вины больше, нежели волос на голове моей; враги мои, преследующие меня несправедливо, усилились; чего я не отнимал, то должен отдать.
6 Боже! Ты знаешь безумие моё, и грехи мои не сокрыты от Тебя.
7 Да не постыдятся во мне все, надеющиеся на Тебя, Господи, Боже сил. Да не посрамятся во мне ищущие Тебя, Боже Израилев,
8 ибо ради Тебя несу я поношение, и бесчестием покрывают лицо моё.
9 Чужим стал я для братьев моих и посторонним для сынов матери моей,
10 ибо ревность по доме Твоём снедает меня, и злословия злословящих Тебя падают на меня;
11 и плачу, постясь душою моею, и это ставят в поношение мне;
12 и возлагаю на себя вместо одежды вретище, — и делаюсь для них притчею;
13 о мне толкуют сидящие у ворот, и поют в песнях пьющие вино.
14 А я с молитвою моею к Тебе, Господи; во время благоугодное, Боже, по великой благости Твоей услышь меня в истине спасения Твоего;
15 извлеки меня из тины, чтобы не погрязнуть мне; да избавлюсь от ненавидящих меня и от глубоких вод;
16 да не увлечёт меня стремление вод, да не поглотит меня пучина, да не затворит надо мною пропасть зева своего.
17 Услышь меня, Господи, ибо блага милость Твоя; по множеству щедрот Твоих призри на меня;
18 не скрывай лица Твоего от раба Твоего, ибо я скорблю; скоро услышь меня;
19 приблизься к душе моей, избавь её; ради врагов моих спаси меня.
20 Ты знаешь поношение моё, стыд мой и посрамление моё: враги мои все пред Тобою.
21 Поношение сокрушило сердце моё, и я изнемог, ждал сострадания, но нет его, — утешителей, но не нахожу.
22 И дали мне в пищу желчь, и в жажде моей напоили меня уксусом.
23 Да будет трапеза их сетью им, и мирное пиршество их — западнёю;
24 да помрачатся глаза их, чтоб им не видеть, и чресла их расслабь навсегда;
25 излей на них ярость Твою, и пламень гнева Твоего да обымет их;
26 жилище их да будет пусто, и в шатрах их да не будет живущих,
27 ибо, кого Ты поразил, они ещё преследуют, и страдания уязвлённых Тобою умножают.
28 Приложи беззаконие к беззаконию их, и да не войдут они в правду Твою;
29 да изгладятся они из книги живых и с праведниками да не напишутся.
30 А я беден и страдаю; помощь Твоя, Боже, да восставит меня.
31 Я буду славить имя Бога моего в песни, буду превозносить Его в славословии,
32 и будет это благоугоднее Господу, нежели вол, нежели телец с рогами и с копытами.
33 Увидят это страждущие и возрадуются. И оживёт сердце ваше, ищущие Бога,
34 ибо Господь внемлет нищим и не пренебрегает узников Своих.
35 Да восхвалят Его небеса и земля, моря и все движущееся в них;
36 ибо спасет Бог Сион, создаст города Иудины, и поселятся там и наследуют его,
37 и потомство рабов Его утвердится в нём, и любящие имя Его будут поселяться на нём.
Всякий, кто переживал незаслуженную травлю, знает, насколько это порой невыносимо. Одно дело, когда ты совершил грех и не исправляешься. Или даже исправился, но он настолько велик, что люди попросту не могут сразу изменить своего отношения и по инерции продолжают не доверять. И совсем другое дело, если ты по совести знаешь, что прав, но люди вокруг считают иначе. В такой ситуации мы не чувствуем удовлетворения одной из самых базовых потребностей — потребности в принятии нас обществом, в мирной жизни с теми, кто нас окружает. И этот разлад внутреннего и внешнего кажется невыносимым.
Псалом 68-й, который мы сейчас услышали, являет нам Давида именно в такой ситуации. В очень ярких и поэтических образах он говорит о том, что буквально захлёбывается в ненависти окружающих его людей и чувствует себя человеком, потерявшим дно под ногами, его буквально уносит отчаяние. Он понимает, что несовершенен и в его жизни были ошибки и грехи, но ненависть к нему явно с ними несоразмерна.
Однако Давид собирается с духом и находит выход. И первое, в чём он чувствует опору — Бог, которому он остаётся верен. Он молится, и эта молитва, даже первоначально остающаяся без ответа, уже даёт ему чувство облегчения. Давид знает, что он не один. Верит, что Бог слышит его, даже если сразу не отвечает. Но примечательно, что Давид вспоминает не только о Боге. Он вспоминает о людях, которые так же верны Богу, как и он. И хотя, он вспоминает о них в молитве, само их существование указывает ему на необходимость держаться правды и не отчаиваться, чтобы вместе с ним были посрамлены и не постыдились в своей надежде все, кто стремятся к общению с Богом и сохраняют верность ему. Может показаться, что Бога в качестве поддержки никто не может заменить, и это, конечно, верно. Но человеку, который отчаивается, бывает важно увидеть в такой ситуации именно подобного себе, понять, что он не один именно среди людей.
И если Давиду тяжело, и он в отчаянии не может найти того, кто его утешит, мы как люди Нового Завета можем найти поразительный пример в Иисусе Христе. Мы не только молимся Богу, не только думаем о других гонимых... Мы, страшно себе представить, можем увидеть гонимого и поруганного Творца, Который пришёл умереть за Своё творение. Давид боится захлебнуться в отчаянии, но Тот, Кому дали в пищу желчь, Тот, Кого в жажде напоили уксусом, встречает нас на глубине нашего отчаяния и не просто слышит нас в скорби, но готов нести её тяготы вместе с нами.
Псалом 68. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 68. (Церковно-славянский перевод)
Неизвестный художник. «Портрет схимонахини Нектарии – Натальи Борисовны Долгорукой, урождённой Шереметевой»
Проект «Свидание с шедевром» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

— Маргарита Константиновна, удивительное место — Шереметевский дворец в московской усадьбе Кусково, правда? Здесь потрясающая Портретная галерея! Чувствуешь себя окружённой людьми, которые жили давным-давно...
— Да, Наташенька, я понимаю, что ты хочешь сказать. Как будто окунаешься в историю, и воочию видишь перед собою лица тех, кто эту историю творил.
— Многих сразу можно узнать! Тут портрет царя Алексея Михайловича. А там — императрица Екатерина Великая. Ещё вижу патриарха Московского Филарета (Дроздова). А это кто? Какая-то монахиня...
— Перед нами, Наташенька «Портрет схимонахини Нектарии — Натальи Борисовны Долгорукой, урождённой Шереметевой».
— Маргарита Константиновна, я запуталась! Схимонахиня Нектария, Наталья Долгорукая, Шереметева — это что, один и тот же человек?
— Верно, Наташа!
— Я всё-таки не совсем понимаю... Похоже, за этим портретом стоит какая-то необыкновенная история!
— Как ты сама, Наташенька, верно заметила, на портрете изображена монахиня. Однако до принятия пострига она была знатной женщиной — дочерью фельдмаршала Бориса Петровича Шереметева. Кстати, владельца усадьбы Кусково, где мы сейчас находимся. Жила она в 18-м столетии.
— Значит, Долгорукая — это её фамилия в замужестве?
— Да. В 1730 году Наталья Борисовна вышла замуж за князя Ивана Алексеевича Долгорукова, ближайшего друга императора Петра Второго. Когда князь только ещё посватался к Наталье, он был влиятельными человеком в государстве.
— А потом что-то изменилось?
— Тогда же, в 1730-м, Пётр Второй скоропостижно скончался. На российский престол взошла племянница Петра Великого — Анна Иоанновна. У неё были подозрения, что влиятельный Долгоруков не хотел её воцарения, и намеревался захватить трон. Поэтому новая императрица решила выслать его в Сибирь.
— И Наталья Борисовна всё равно согласилась выйти за опального князя?!
— Родные отговаривали её от этого шага. Но Наталья искренне полюбила Ивана Алексеевича. И осталась твердой в своём выборе.
— И что же, после венчания с Долгоруковым Наталья отправилась с ним в ссылку?
— Отправилась. Далеко — в Берёзов... Это посёлок на территории современного Ханты-Мансийского округа. Там она провела 11 лет. Супруги жили в избе с земляным полом, выходили из дому только в церковь. А в 1739-м Ивана Долгорукова казнили в Тобольске....
— Как, наверное, тяжело Наталье Борисовне было всё это пережить!
— Она несла свой крест со смирением. Хранила любовь к супругу. И благодарила Бога за то, что он дал ей возможность перенести страдания и невзгоды вместе с ним.
— А что же было потом?
— Потом Анна Иоанновна помиловала вдову князя Долгорукова и разрешила ей вернуться из ссылки. Но к прежней жизни Наталья Борисовна не возвратилась. Вырастив сыновей, которые родились у них с мужем ещё в Сибири, она ушла в монастырь. Затем в 1767 году во Флоровской обители в Киеве она приняла постриг в великую схиму — высшую ступень монашества, с именем Нектария.
— И, наверное, тогда же была запечатлена на портрете, который сейчас перед нами? Если я правильно понимаю, здесь на ней уже облачение схимницы...
— Да, это монашеское облачение с особым узором так и называется — схима. Посмотри, как тщательно, с каким вниманием к деталям художник выписал его. Крест, а вокруг — тонкий растительный орнамент.
— Да, очень красиво! А кстати, кто автор этого портрета?
— К сожалению, имя живописца до нас не дошло. Однако неизвестный художник был явно незаурядного таланта.
— И, по-моему, он написал Наталью Борисовну — то есть, уже, схимонахиню Нектарию — в стилистике, близкой к иконописи!
— Ты права, Наташенька! Ведь перед нами — парсуна. Это особый тип портрета, действительно восходящий к иконописи. Яркий свет выхватывает лицо монахини из темноты фона, оно кажется таинственным, будто не от мира сего.
— А в верхнем левом углу изображён какой-то свиток. Не могу понять, что на нём написано.
— Давай-ка посмотрим... «И положих одеяние мое вретище, и бых им в притчу...». Это же 68-й псалом!
— Я помню его! «И облек я постом душу мою, и стал терпеть поругания; И оделся я в рубище, и стал для всех притчей... Надо мной глумились сидящие у ворот... А я возношу молитву к Тебе, Боже!». Наверное, неспроста именно эти строки художник поместил на портрет.
— Действительно, они — словно иллюстрация жизни схимонахини Нектарии — Натальи Борисовны Долгорукой, урождённой Шереметевой.
— Вот с историей какой удивительной женщины мы сегодня познакомились в Портретной галерее музея-усадьбы Кусково!
Все выпуски программы Свидание с шедевром
Псалом 68. На струнах Псалтири
1 Начальнику хора. На Шошанниме. Псалом Давида.
2 Спаси меня, Боже, ибо воды дошли до души [моей].
3 Я погряз в глубоком болоте, и не на чем стать; вошел во глубину вод, и быстрое течение их увлекает меня.
4 Я изнемог от вопля, засохла гортань моя, истомились глаза мои от ожидания Бога [моего].
5 Ненавидящих меня без вины больше, нежели волос на голове моей; враги мои, преследующие меня несправедливо, усилились; чего я не отнимал, то должен отдать.
6 Боже! Ты знаешь безумие мое, и грехи мои не сокрыты от Тебя.
7 Да не постыдятся во мне все, надеющиеся на Тебя, Господи, Боже сил. Да не посрамятся во мне ищущие Тебя, Боже Израилев,
8 ибо ради Тебя несу я поношение, и бесчестием покрывают лице мое.
9 Чужим стал я для братьев моих и посторонним для сынов матери моей,
10 ибо ревность по доме Твоем снедает меня, и злословия злословящих Тебя падают на меня;
11 и пла'чу, постясь душею моею, и это ставят в поношение мне;
12 и возлагаю на себя вместо одежды вретище,- и делаюсь для них притчею;
13 о мне толкуют сидящие у ворот, и поют в песнях пьющие вино.
14 А я с молитвою моею к Тебе, Господи; во время благоугодное, Боже, по великой благости Твоей услышь меня в истине спасения Твоего;
15 извлеки меня из тины, чтобы не погрязнуть мне; да избавлюсь от ненавидящих меня и от глубоких вод;
16 да не увлечет меня стремление вод, да не поглотит меня пучина, да не затворит надо мною пропасть зева своего.
17 Услышь меня, Господи, ибо блага милость Твоя; по множеству щедрот Твоих призри на меня;
18 не скрывай лица Твоего от раба Твоего, ибо я скорблю; скоро услышь меня;
19 приблизься к душе моей, избавь ее; ради врагов моих спаси меня.
20 Ты знаешь поношение мое, стыд мой и посрамление мое: враги мои все пред Тобою.
21 Поношение сокрушило сердце мое, и я изнемог, ждал сострадания, но нет его,- утешителей, но не нахожу.
22 И дали мне в пищу желчь, и в жажде моей напоили меня уксусом.
23 Да будет трапеза их сетью им, и мирное пиршество их - западнею;
24 да помрачатся глаза их, чтоб им не видеть, и чресла их расслабь навсегда;
25 излей на них ярость Твою, и пламень гнева Твоего да обымет их;
26 жилище их да будет пусто, и в шатрах их да не будет живущих,
27 ибо, кого Ты поразил, они еще преследуют, и страдания уязвленных Тобою умножают.
28 Приложи беззаконие к беззаконию их, и да не войдут они в правду Твою;
29 да изгладятся они из книги живых и с праведниками да не напишутся.
30 А я беден и страдаю; помощь Твоя, Боже, да восставит меня.
31 Я буду славить имя Бога [моего] в песни, буду превозносить Его в славословии,
32 и будет это благоугоднее Господу, нежели вол, нежели телец с рогами и с копытами.
33 Увидят это страждущие и возрадуются. И оживет сердце ваше, ищущие Бога,
34 ибо Господь внемлет нищим и не пренебрегает узников Своих.
35 Да восхвалят Его небеса и земля, моря и все движущееся в них;
36 ибо спасет Бог Сион, создаст города Иудины, и поселятся там и наследуют его,
37 и потомство рабов Его утвердится в нем, и любящие имя Его будут поселяться на нем.