
«Апостол Павел». Рембрандт (1606–1669)
1 Кор., 144 зач., X, 5-12.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Историю исхода евреев из Египта знает каждый христианин. Эта история важна для нас не просто как часть библейского повествования, она интересна, в первую очередь, теми уроками, которые мы можем из нее извлечь. Для научения нам нет необходимости самим пытаться увидеть скрытые и неочевидные смыслы, нам достаточно обратиться к апостольским посланиям, в которых содержится все нам необходимое. Сегодня во время литургии в православных храмах звучит отрывок из 10-й главы Первого послания апостола Павла к Коринфянам. В этом отрывке Павел напомнил о некоторых крайне важных уроках библейской книги Исход. Давайте послушаем его слова.
Глава 10.
5 Но не о многих из них благоволил Бог, ибо они поражены были в пустыне.
6 А это были образы для нас, чтобы мы не были похотливы на злое, как они были похотливы.
7 Не будьте также идолопоклонниками, как некоторые из них, о которых написано: народ сел есть и пить, и встал играть.
8 Не станем блудодействовать, как некоторые из них блудодействовали, и в один день погибло их двадцать три тысячи.
9 Не станем искушать Христа, как некоторые из них искушали и погибли от змей.
10 Не ропщите, как некоторые из них роптали и погибли от истребителя.
11 Все это происходило с ними, как образы; а описано в наставление нам, достигшим последних веков.
12 Посему, кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть.
Все вышедшие из Египта люди были равны; книга Исход не говорит, что среди них были какие-то особенные отчаянные грешники, те, кто не достоин жить в Земле Обетованной. Нет, все покинувшие Египет потомки праотца Иакова могли дойти до точки назначения. Однако, как мы знаем, достичь Земли Обетованной смогли лишь два человека из числа рождённых в Египте — Иисус Навин и Халев, сын Иефонии. У этого факта есть своё объяснение и свои духовные причины, истоки которых сокрыты в упомянутых в только что прозвучавшем апостольском отрывке событиях Исхода.
Начался этот отрывок с фразы, которую невозможно понять, если не знать о том, что было написано в начале 10-й главы Первого послания к Коринфянам. Напомню, эта фраза звучит так: «Но не о многих из них благоволил Бог, ибо они поражены были в пустыне» (1Кор. 10:5). А начало мысли апостола Павла такое: «Отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море; и все крестились в Моисея в облаке и в море» (1Кор. 10:1–2). То есть изначально все вышедшие из Египта люди были в одинаковых условиях; они все были свидетелями великих чудес Божиих. Однако реакция людей на эти проявления божественной силы была разной. Увы, но оказалось, что есть и те, кто, помня о событиях Исхода, позволил себе впасть в идолопоклонство, а также иметь непозволительную связь с моавитянками. Страшнее же всего то, что таких людей были не единицы и не десятки, их были десятки тысяч — апостол Павел упомянул двадцать три тысячи человек, наказанных Богом смертью за их грехи.
Конечно, Павел приводит здесь эпизоды истории Исхода вовсе не ради погружения в исследование прошлого. Идея апостола состоит в том, чтобы напомнить христианам о том, что благодать Божия и оказанные нам Богом благодеяния не должны приводить к расслабленности и безмятежности. Не стоит думать, что если где-то в прошлом Бог явным образом помог нам, то теперь у нас какие-то особенные отношения с Богом, позволяющие с пренебрежением относиться к Его заповедям. Нет, напротив, если человек знает о Боге, знает о Его благодеяниях, если человек чувствует, что Бог к нему близок, то это должно означать лишь одно: сугубое внимание к своему нравственному состоянию.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Стратегия в работе и жизни». Алексей Горячев

Гостем программы «Вера и дело» был предприниматель с тридцатилетним опытом, инвестиционный банкир и инвестор, советник лидеров по личной стратегии Алексей Горячев.
Разговор строится вокруг его новой книги «Стратегия личности. Как планировать развитие в работе и жизни, опираясь на свои ценности» и вопросов, которые она поднимает. Алексей объясняет, что важно честно взглянуть на свою жизнь, определить ключевые сильные стороны и опереться на глубинные ценности, чтобы не превратиться в безличную «функцию» бизнеса. Стратегия, по его словам, — это не предсказание будущего, а навык жить с ясным вектором на год, пять и двадцать пять лет вперёд, возвращая энергию в сегодняшний день.
В беседе звучат рассуждения о лидерстве и ответственности, о том, как христианину соединить личные планы с промыслом Божиим и не перекладывать на Господа собственный выбор. Гость подчёркивает: ошибки не повод останавливаться, а материал для роста. Строя личную стратегию, мы учимся сотрудничать с Богом и открывать глубину собственной жизни.
Ведущая программы: кандидат экономических наук Мария Сушенцова
Все выпуски программы Светлый вечер
Святитель Иларион Митрополит Суздальский. Обретение мощей
В городе Суздале в год празднования его тысячелетней истории произошло огромное событие! Были обретены мощи человека, благодаря трудам и молитвам которого, Суздаль стал таким, каким видят его современные паломники и многочисленные туристы. Это Святитель Иларион Митрополит Суздальский. Обретение мощей — всегда событие уникальное, необычайное. Наша программа расскажет о том, как это было. Мощи Святителя пребывают в Храме Казанской иконы Божией Матери на Торговой площади города Суздаля. И мы приглашаем всех прийти поклониться и помолиться человеку, который, по словам участников нашей программы, настоятеля Воскресенского кафедрального Собора в Суздале Иеромонаха Илариона Копытина, диакона Дмитрия Красовского, клирика Спасо-Евфимиева мужского монастыря, и старшего научного сотрудника Владимиро-Суздальского музея-заповедника, заслуженного работника культуры РФ, Аллы Савировны Зайковой, может многому нас научить, прежде всего, вере и надежде!
Святитель Иларион Митрополит Суздальский, моли Бога о нас!

Все выпуски программы Места и люди
Неблагодарный богач

Фото: kenny goossen / Unsplash
Жил когда-то в одном ауле богач по имени Измаил. Был он гордый, важный, жадный, второго такого поискать — не найдёшь.
Как-то раз поехал он после званого пира через лес один, без провожатого, свалился с лошади и упал в глубокую яму, которую охотники вырыли для диких зверей.
Сидит Измаил в яме и слышит со всех сторон рычание да шипение. А кто-то рядом с ним сидит, не видно в темноте. Стал он изо всех сил на помощь людей звать. А тут как раз мимо ехал крестьянин Расул. Услышал он крик, подбежал, срубил поскорее длинный шест, опустил в яму и говорит:
— Эй, кто там в беду попал? Хватайся крепче за шест — я вытащу!
Вдруг вылезает из ямы медведь. Посмотрел на Расула, да и убежал в лес. Удивился крестьянин:
— Вот так диво! Неужели медведь говорил по-человечески?..
Хотел он ехать дальше, а из ямы опять кто-то зовёт на помощь. Вернулся Расул к яме, опустил шест, глядь — а оттуда огромная змея вылезла и в траве исчезла.
Совсем перепугался крестьянин. Хотел бежать, а голос из ямы просит ещё жалобнее:
— Спаси меня и получишь в награду всё, что только пожелаешь! Я богач Измаил из ближнего аула.
Снова опустил Расул в яму шест, и наконец из ямы, вылез Измаил.
Отряхнулся он, взобрался на лошадь и поехал, даже не взглянув на своего избавителя.
Вернулся Расул домой и рот раскрыл от удивления: лежит у него во дворе целая гора дров. А рядом медведь сидит, который деревья в лесу наломал и принёс крестьянину в благодарность за спасение.
Подошёл Расул к двери, а на пороге змея лежит и подаёт ему драгоценный камень.
Обрадовался крестьянин. «Теперь у меня на всю зиму дрова есть, а камень я продам, и дочке хорошую свадьбу справлю».
Отправился он на базар. Как увидел золотых дел мастер драгоценный камень, так и затрясся от удивления — сокровищу цены не было. Стал он обвинять бедняка, что тот у кого-то украл драгоценность. Сбежались люди и повели Расула к судье.
Честно рассказал крестьянин, как он вытаскивал из ямы богача Измаила, а заодно вызволил зверей из беды, которые его отблагодарили.
Судья велел позвать Измаила, чтобы тот подтвердил слова Расула.
— Ничего такого не было — ни ямы, ни медведя, ни змеи, — заявил богач. — Этот камень крестьянин у меня украл, и за это его надо казнить.
— Если нет других свидетелей, отведите вора в темницу, — распорядился судья.
Но вдруг на судебном дворе народ стал разбегаться в разные стороны, и в воротах показался медведь, рядом с которым ползла огромная змея. Приблизившись к Измаилу, они начали на него рычать и шипеть, как тогда в яме...
Богач затрясся от страха и сознался, что оклеветал своего избавителя. Судья возвратил Расулу драгоценный камень, а богачу сказал: «Нельзя быть таким неблагодарным. Иногда даже у зверей можно поучиться отзывчивости и доброте».
(по мотивам осетинской сказки)
Все выпуски программы Пересказки