
Фото: allPhoto Bangkok / Unsplash
Камбоджа обычно ассоциируется у нас с буддизмом, движением хиппи и тропическим климатом. Поколение постарше может вспомнить режим «красных кхмеров» — камбоджийских коммунистов, управлявших страной в 50-80-е годы прошлого столетия. Но современная Камбоджа далеко не всегда соответствует нашим стереотипным представлениям о ней. Взять хотя бы тот факт, что последние два десятилетия в этой стране активно развивается местная Православная традиция. Она пока еще довольно малочисленна — православных камбоджийцев не более трехсот человек. Но ведь и у Христа сначала было не так уж много учеников.
Первый православный храм появился на территории Камбоджи в 1993 году. Он располагается при болгарском посольстве и был создан как мемориал в память о погибших в Камбодже болгарских миротворцах. Богослужение в храме совершалось крайне нерегулярно, а попасть на охраняемую территорию посольства было проблематичным. Поэтому в середине 2000-х годов Московской Патриархией было принято решение о строительстве в столице Камбожди, Пномпене, полноценного храма — уже в юрисдикции Русской Церкви.
Новая церковь находится в стадии строительства и будет освящена во имя святого великомученика Георгия Победоносца. Богослужения совершаются пока в прежнем помещении — на территории посольства Болгарии. Пока храм в столице строится, центром камбоджийского Православия является церковь во имя святого великомученика Пантелеимона. Она располагается в городе Сиануквиль. По внешнему виду храм похож на настоящий собор — русская церковная архитектура очень необычно смотрится на фоне тропической растительности. Освящение церкви святого Пантелеимона состоялось в 2015 году. Богослужение в православных храмах Камбожди совершается на трёх языках: церковнославянском, английском и кхмерском. Это связано с многонациональным составом прихожан, каждый из которых хотел бы слышать молитву на родном для себя наречии. Перевод богослужения на язык кхмеров, титульной нации Камбоджи, — одно из главных направлений деятельности местных православных приходов. В настоящее время православные камбоджийцы издали кхмерский молитвослов. Несмотря на то, что камбоджийское православие ещё совсем молодо, оно уже имеет собственный яркий символ. Им стала Сиануквильская икона Божией Матери.
Сиануквильская икона Богородицы была создана вятским художником Константином Кривошеиным. Образ выполнен в технике маркетри — мозаики из дерева. Иконы написана не красками, а выполнена из кусочков дерева разных пород. Роль красок в образе играет цвет древесины — у каждого дерева он свой, особенный. Сиануквильская икона Богородицы — это единственное изображение Богоматери с младенцем Христом на руках, где у Него не видно лица. Богородица как бы защищает Спасителя от жестокости мира. Христос держит в руках свиток со словами «Просите и дано будет». По замыслу художника композиция иконы передает дух Православия Камбоджи — где храмы появились по горячей молитвенной просьбе местных жителей.
Все выпуски программы Вселенная православия
14 октября. О Святом храме Божьем как о лечебнице человеческих душ

12 октября Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную Литургию в новоосвящённом храме Святой Троицы в селе Саввино в Егорьевском районе Московской области.
На проповеди после богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви говорил о Святом храме Божьем как о лечебнице человеческих душ.
Переходя в порог Храма Божьего, каждый из нас должен осознавать, что он пришёл в лечебницу, он пришёл в больницу, в ту самую больницу, где его ждут, кто от него не потребует ничего. Если есть возможность пожертвовать — пожертвуйте что-то, а нет возможностей, никто тебе даже об этом не напомнит. Потому что Храм Божий — это есть лечебница, освобождающая нас от наших внутренних недугов. А каждый человек таким недугом страдает.
А лекарством в этой больнице является наша молитва и таинства. В первую очередь, таинство Святой Евхаристии — это причащение Тела и Крови Господа и Спасителя нашего, которому предшествовать должна исповедь. Исповедь в наших грехах.
Почему? Да потому что в злохудожную душу, как говорит Слово Божие, не входит премудрость, и она не обитает в теле, повинном в грехе. Поэтому, если душа злохудожная, если грех не раскаян, если всё это не переосмыслено, то требовать от Господа помощи несправедливо.
Конечно, справедливость божественная — это не то, что человеческая справедливость. И Господь прощает нам, грешным, наши грехи. Потому что Бог есть любовь.
Но в ответ на Божью любовь, ведь мы должны чем-то Ему отвечать, хотя бы самым малым: в храм ходить почаще. Но наступает воскресный день, и не к телевизору припадать с утра, а перекреститься, в храм пойти, взять детей с собой, супругу, если таковая есть, пойти помолиться и спросить у Господа помощи и прощения за свои грехи.
И с каким чувством обычно люди выходят из храма? Это с радостным, светлым. Никогда посещение храма не оставляет тяжелых чувств, за исключением, когда пришёл человек с плохими мыслями, искушать Бога: «Ну-ну, я вот сейчас помолюсь, посмотрим, ты поможешь мне или не поможешь?» Выходит и говорит: «Не помог, значит, и Бога нет». Вот если так, то ничего не получится.
А если мы со смирением, с любовью, с верой к Господу обращаемся и просим Его, даже иногда в мелочах (простите), но если эти мелочи для нас важны, то Господь в ответ на молитву и эти мелочи помогает исцелить.
Все выпуски программы Актуальная тема
14 октября. О встрече праведной Елисаветы и Богородицы

В 1-й главе Евангелия от Луки есть слова: «Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве её».
О встрече праведной Елисаветы и Богородицы — протоиерей Владимир Быстрый.
После Благовещения, после явления Архангела Гавриила с Благой Вестью, Пресвятая Дева Мария с поспешностью идёт в Нагорную страну, чтобы посетить свою родственницу Елизавету. Она несёт в себе величайшую тайну и идёт не только для служения, но и чтобы узреть знамение веры: беременность престарелой Елизаветы.
И вот на пороге дома Захарии происходит чудо, которое потрясает до основания: при одном лишь звуке приветствия Марии младенец взыграл во чреве Елизаветы. И это не простое движение, это пророческий лик ещё не рождённого Иоанна Предтечи, который духом уже узрел пришедшего в мир Христа. Сама Елизавета, исполнившись Святого Духа, провозглашает: «Благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне?»
Святитель Иоанн Златоуст обращает наше внимание на суть этого прославления. Елизавета ублажает Деву не только за то, что она зачала, но и за то, что уверовала. В этих словах блаженно уверовавшей — ключ ко всему.
Здесь, в смиренном доме, человеческая воля в лице Девы Марии даёт полный и радостный ответ на призыв Божий, открывая тем самым врата спасения для всего мира. Этот ответ «се, Раба Господня» становится для нас образом подлинного избранничества.
Быть избранником Божиим — это не путь к безмятежному покою, но сочетание верха блаженства с тяжестью креста. Это призвание к служению, которое потребует всей нашей жизни, всех душевных сил.
Истинное блаженство, как показала нам Богородица, рождается не в бегстве от скорбей, но в благоговейном приятии воли Божьей, которая одна только и делает нас причастниками вечной радости.
Все выпуски программы Актуальная тема
14 октября. Об истории Псково-Покровской иконы Богородицы

Сегодня 14 октября. Церковь чтит Псково-Покровскую икону Богородицы.
О её истории — протоиерей Василий Гелеван.
Псково-Покровская икона Божией Матери явилась в 1581 году, и её чудесное явление связано с именем старца Дорофея. Дело было так, что возле городских стен уже стояли вражеские ополчения во главе со Стефаном Баторием, и, в общем, неминуемо угрожала городу гибель.
Когда что-то подобное происходило с Москвой, к примеру, люди сразу прибегали к молитве. Смоленск, Москва, Рязань, любые города — люди сразу прибегали к молитве Божьей Матери о заступлении. Потому и Россия называется уделом Божьей Матери, потому что есть потрясающий опыт, веками проверенный. Мы сразу молимся, и Богородица откликается, что есть эта обратная связь.
И вот тогда, в далёком XVI веке, в далёком от Москвы Пскове, люди русские пришли и помолились, причём начиная от архиереев и заканчивая вот этим кузнецом старцем Дорофеем. Люди искренне припали к Божьей Матери, со слезами просили избавления и получили его.
Матерь Божья, согласно видению, вошла в Покровскую церковь, потому и название иконы такое — Псково-Покровская икона Божией Матери.
Печерский монастырь мы все хорошо знаем. Уже оттуда пришла икона умиления, опять же, Божьей Матери, как подтверждение присутствия Матери Божьей и избавления.
Этот механизм работает и сегодня, и во все времена. Когда мы искренне просим Богородицу, она отзывается, приходит и помогает.
Все выпуски программы Актуальная тема