
Фото: Vince Gx/Unsplash
Православное христианство сегодня существует даже в таких регионах, где, казалось, его быть не может. Вот яркий пример. В наши дни Православие живет и развивается в... Монголии.
С Монголией наша страна взаимодействует очень давно. Когда-то монголо-татары являлись завоевателями русских земель. Несмотря на всю сложность отношений между Русью и Монгольской империей уже в те давние времена в столице монголо-татар Сарае имелось представительство Русской Церкви.
Полноценная миссия Православия на монгольской земле началась в 19 веке, но была прервана из-за революции. В социалистические годы Православие в Монголии фактически исчезло и стало возрождаться только в 2000-х годах. Сегодня в монгольской столице Улан-Баторе существует единственный православный храм в честь Святой Троицы. Прихожан у него пока немного — всего 100 человек. В большинстве своем прихожане- выходцы из стран СНГ, но есть и православные монголы. Двое из них учились несколько лет назад в Московской духовной семинарии в Троице-Сергиевой Лавре.
Православной миссии в Монголии пришлось столкнуться с неожиданными проблемами. Первая из них — монголы, в том числе и столичные жители, продолжают вести кочевой образ жизни. Весну, лето и осень они проводят в степях, а на зиму возвращаются в города.
Из-за того, что монголы все теплое время года кочуют, а зимой озабочены подготовкой к новому кочевому сезону проповедовать им Православие очень затруднительно. Даже если зимой православному священнику удается рассказать монголу о христианстве, то в течение кочевого сезона все услышанное он забывает и возвращается к прежним языческим верованиям. Тем не менее, местный православный храм делает для этого все возможное.
В частности, был разыскан дореволюционный перевод богослужения на старо-монгольский язык, на его основе создается перевод на язык новомонгольский. Это довольно сложная задача, так как монгольская культура иначе относится к религии, чем мы. Монголы на протяжении веков являются язычниками и не всегда понимают истины православной веры.
Богослужение в улан-баторском приходе совершается параллельно на церковнославянском и старомонгольском языках. Для привлечения людей к церковной жизни православный приход устраивает различные культурные мероприятия. Например, при храме действует шахматный клуб, устраиваются различные детские праздники. Улан-Баторский храм активно общается с Православной Церковью Японии. Опыт Японского Православия является очень полезным с точки зрения проповеди среди восточных народов.
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема
9 мая. О поминовении усопших воинов в День Победы

Сегодня 9 мая. О поминовении усопших воинов в День Победы — священник Родион Петриков.
9 мая, в День Победы, мы особенно поминаем воинов, которые отдали свою единственную жизнь за мир и за своих ближних. С точки зрения православной веры, поминовение усопших — это не только дань памяти, но и духовный долг любви. В Евангелии от Иоанна Господь говорит: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». Эти слова напоминают нам, что жертва воинов во все времена — это реальный пример действенной христианской любви. Святитель Иоанн Златоуст учит так: «Не напрасно установлено поминать усопших, ибо общая у всех надежда воскресения». Еще наша молитва об усопших — это наша священная обязанность, потому что благодаря ей они находят утешение в вечности. Молясь о погибших, мы утверждаем веру в победу жизни над смертью и уповаем на милость Божию к ним. А еще, конечно же, мы молимся о нашем единстве с ними в Господе. Пусть память о героях станет молитвой, а их подвиг вдохновляет нас, еще живущих, на дела мира и добра. Вечная им память!
Все выпуски программы Актуальная тема
1000 мешков цемента для храма Казанской иконы Божией Матери в селе Курба

Церковь в честь Казанской иконы Божией Матери в селе Курба Ярославской области – уникальный памятник русского зодчества, построенный в 1770 году и чудом устоявший до наших времён. Он выделяется своей необычной архитектурой и древними росписями ярославских мастеров. Всего сохранилось более 350 фресок!
Уцелела и местная святыня – чудотворная Казанская икона Божией Матери, написанная в 17 веке. В 20 столетии, во время гонений на церковь, жители села Курба спрятали икону на местном кладбище, там она пролежала 2 года. А потом образ Божией Матери стал переходить из дома в дом. Так, благодаря людской заботе он сохранился. Сейчас икона находится в храме в соседнем селе. К ней в надежде на помощь стекаются десятки верующих. Когда Казанский храм восстановят, святыня вернётся домой.
Возрождением Курбской церкви занимается фонд «Белый ирис». Стараниями фонда и всех неравнодушных людей она обрела новую жизнь. Был разработан проект реставрации и проведена полная консервация: установлена временная кровля, заколочены щитами окна и двери. Всё это помогает задержать разрушение храма и защищает его от снега и дождя.
Своё 255-летие святыня встречает новым этапом восстановления – фонд начинаетдолгожданную реставрацию! Основа любого здания – это фундамент, именно с его укрепления стартуют работы. На это потребуется около 300 тонн цемента. Как только установится тёплая погода, мастера-реставраторы примутся за дело. 681 рубль – столько стоит один мешок цемента вместе с транспортными расходами. Фонд «Белый ирис» ведёт сбор на первую тысячу мешков.
Присоединяйтесь к помощи уникальному Казанскому храму. Сделать благотворительный взнос на мешок цемента можно на сайте фонда.