
Фото: PxHere
В годы Великой Отечественной войны появилась советская флотская награда — орден Ушакова, в честь выдающегося русского флотоводца XVIII-начала XIX века Фёдора Фёдоровича Ушакова.
Имя этого человека в России является символом воинской славы и духовной силы.
Сегодня мы говорим о святом праведном воине Фёдоре Ушакове и венке сонетов Юрия Богданова «Русское море вернувший России».
Место действия — Россия.
Время действия — конец XVIII — первая половина XIX века.
Венок сонетов — весьма трудная форма поэтического произведения. Это пятнадцать сонетов, то есть стихотворений из четырнадцати строк, которые связаны между собой в определённом порядке. Как правило, венок сонетов — это поэтическое приношение кому-то.
Современный поэт Юрий Николаевич Богданов написал венок сонетов под названием «Русское море вернувший России» и посвятил его святому праведному воину Фёдору Ушакову. По сути, это биография в стихах великого русского флотоводца.
Фёдор Ушаков родился в 1745 году в сельце Бурнаково Ярославской губернии в дворянской семье. Родители воспитали его в Православной вере. На мальчика сильно повлиял и его дядя, монах Санаксарского монастыря в далёкой Мордовии.
Был перед Фёдором светлый пример:
Дядя-монах и двойной его тёзка —
В служении Богу не знал полумер
Воин за веру Христового войска
Рассказы о нём приносили плоды:
Скромный, уступчивый юноша Фёдор
В минуты опасности, страха, беды
Вдруг становился решительным, твёрдым!
Фёдор Ушаков с блеском окончил Морской кадетский корпус в Санкт-Петербурге и получил направление на юг, где на Чёрном море шло активное формирование регулярного линейного русского флота.
В августе 1787 года Турция объявила России войну. Ушакову в ту пору исполнилось сорок два года, он был капитаном корабля, и в баталиях с турецким флотом одержал не одну победу над превосходящими силами противника.
В начале 1790 года 45-летний Федор Ушаков, получив чин контр-адмирала, был назначен командующим Черноморским флотом. За четыре года русско-турецкой войны он проявил выдающиеся способности флотоводца и принёс России победу.
Фёдор Ушаков благодарил Бога за одержанные победы и воспитывал дух благочестия в своих матросах.
Придя в Севастополь, дал строгий приказ:
Быть на молебне всем в храме Николы,
И принести благодарность Престолу
За помощь, что вверил Всемилостный Спас.
29 декабря 1791 года был подписан мирный договор между Турцией и Россией. Императрица Екатерина Вторая лично пожелала увидеть и наградить контр-адмирала Ушакова, стяжавшего громкую славу Отечеству в русско-турецкой войне.
Достигнув преклонных лет, Фёдор Фёдорович поселился в своей деревне Алексеевка вблизи Санаксарского Рождество-Богородичного монастыря.
Выйдя в отставку, от дел удалился:
От славы великой, двора и царя,
В своей деревеньке навек поселился
Вблизи Санаксарского монастыря.
По воскресеньям и праздничным дням
С братией службы выстаивал там!
В одной из служебных записок Фёдор Фёдорович Ушаков так оценил свою деятельность флотоводца: «Благодарение Богу во всю бытность флота под моим начальством на море, сохранением Всевысочайшей благости ни одно судно не потеряно и пленными ни один человек из наших служителей неприятелю не достался».
В двухтысячном году адмирал Российского флота Фёдор Ушаков был прославлен в лике святых.
Все выпуски программы Прообразы
Арзгир. Путешествие в историю

Фото: Annika Treial / Unsplash
Село Арзгир расположено на юго-востоке Ставропольского края, в долине реки Чограй. На карте России это селение появилось в 1876 году. Его жителями стали крестьяне из южных губерний Российской империи — государство помогало им обосноваться на новом месте после отмены крепостного права. Такое освоение земель вначале враждебно встретили кочевники — они привыкли использовать Чограйские просторы для выпаса лошадей. Однако, вскоре переняли у крестьян оседлый образ жизни, методы ведения хозяйства и православную веру. Население Арзгира стало единой дружной семьёй. Взаимовыручка помогла жителям пережить голод в двадцатых годах двадцатого века, немецкую оккупацию во время Великой Отечественной войны. Сплочённость отличает сельчан и поныне. Её основа — православие. В праздничные дни на богослужении в местной церкви Рождества Богородицы яблоку негде упасть.
Радио ВЕРА в Арзгире можно слушать на частоте 103,8 FM
15 сентября. О примере глубокой веры

В 5-й главе Евангелия от Марка есть слова кровоточивой женщины о Христе: «Если хотя к одежде Его прикоснусь, то выздоровею».
О примере глубокой веры — игумен Назарий (Рыпин).
Перед нами трагедия человеческой жизни, потому что эта женщина не могла много лет исцелиться. По закону, она не имела права в этом состоянии никому прикасаться, хотя эта кровь была уже не тем очищением, которое происходит циклично в жизни каждой женщины в определённом возрасте, репродуктивном, а было уже именно болезненно с течением крови, как рана кровоточит.
И поэтому она, конечно же, в несколько ином состоянии была, но всё равно, по закону, она не имела права прикасаться ни к кому. Но здесь она, видя перед собой Спасителя и имея глубокую веру, сама себе сказала, что «если только прикоснусь, то выздоровею». И именно поэтому она прикасается ко Христу.
И Господь свидетельствует об этой вере её, когда Он увидел, то есть почувствовал силу, исшедшую из Него, как сказано в Евангелии, стал оглядываться для того, чтобы её веру объявить перед другими. Не потому, что Он не знал, кто это, Он прекрасно знал, но Он это сделал с тем, чтобы она стала видна и известна всем, как в пример и апостолам, и окружавшим его людям.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 сентября. О вере в Иисуса Христа и подлинной праведности

Во 2-й главе Послания апостола Павла к галатам есть слова: «Человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа».
О вере в Иисуса Христа и подлинной праведности — игумен Лука (Степанов).
Для ветхозаветного человека было очень важно понятие праведности. Эта праведность достигалась, по их убеждению, исполнением божественных повелений. Те установления, заветы, которые были заключены Богом с Израилем, были облечены в определённые запреты или предписания. И от исполнения их и надеялись иудеи получить свидетельство своей праведности и принадлежности к богоизбранному народу и к вечному царству грядущего Мессии.
А вот новозаветные времена объявляют другой закон праведности. Не могли ни ветхозаветные жертвы животных, ни наблюдение каких-либо дней, когда надлежало что-либо делать или чего-либо не делать, сообщить душе святость. И является эта возможность только во Христе Спасителе.
Вера во Христа и благодать, даруемая Им Его ученикам и верующим в Него, оказывается способной к преображению человека и, таким образом, сообщению ему подлинной праведности. Потому и слова апостола Павла отсекают, как уже бесполезные дела закона, и утверждают необходимым для человека веру в Иисуса Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема