
«Праведник», студии: Телеканал «Россия 1», Централ Партнершип, Тритэ, ВайТ Медиа, режиссёр Сергей Урсуляк
— Смотри сюда. Мы идём так.
— Так.
— Евреи за нами. Немцы за евреями. Ты евреев уведёшь — и их спасёшь, и наших бойцов сохранишь. Всё. Возьмёшь с собой 3-4 человека на своё усмотрение.
— Это приказ?
— А вот это уже приказ. У тебя неделя, чтоб собраться и двинуть.
Офицер красной армии, командир партизанского отряда Николай Киселёв получает сложное и рискованное задание — вывести с оккупированной территории за линию фронта еврейское население. Около трёхсот человек — столько их осталось в процветающем некогда маленьком городке. Мирных жителей, которые не умеют воевать, не умеют стрелять. Их самих бесчеловечно расстреливают фашисты. Они измучены, истощены, до ужаса напуганы. Большинство — женщины, дети, старики. А путь предстоит долгий, трудный и опасный. Полторы тысячи километров походного марша через густой лес. И немцы, идущие по пятам. Реальные события, произошедшие в Белорусии в годы Великой Отечественной войны, легли в основу художественного фильма «Праведник». Лента режиссёра Сергея Урсуляка вышла на экраны в 2023 году и стала одним из самых ожидаемых и крупных кинособытий. Фрагмент из неё прозвучал в начале нашей программы.
Взваливать на себя обузу в виде трёх сотен человек, которые понятия не имеют, как вести себя в условиях партизанского отряда, командиру Киселёву не особенно хотелось. По крайней мере, добровольно, по просьбе самих этих людей, он брать их с собой отказался. Ну, а когда получил приказ от вышестоящего командования — делать было нечего. Участниками этого непростого похода станем и мы с вами. А когда он закончится, возможно, почувствуем, как что-то в нашей душе неуловимо изменилось. Ведь недаром генеральный продюсер картины Леонид Верещагин назвал фильм «Праведник» удивительной и очень человечной историей о жертвенном подвиге русского солдата.
Кстати, мне хотелось бы немного поразмышлять над названием картины. В ней есть вторая сюжетная линия, которая развивается спустя много лет после войны. В Израиле идёт рассмотрение дела о том, чтобы присвоить Киселёву звание «праведник народов мира». Оно даётся Институтом Холокоста неевреям, спасавшим евреев в годы нацистской оккупации. Спасая людей, командир Киселёв действует по правде. Но, в первую очередь, как мне кажется, по правде человеческой. По христианской заповеди «Возлюби ближнего своего, как самого себя».
Он спасает мальчика, которого в перестрелке с фашистами задела пуля. Началась гангрена. Помочь остановить её мог бы... сахар. Но где его взять? В деревнях за пару килограммов просили золото. И кое у кого в отряде оно неожиданно обнаружилось! Паренёк по имени Моше Таль прибился к партизанам, сбежав из гетто. Отец дал ему семейную реликвию — золотую антикварную астролябию — прибор для наблюдений за звёздами. Узнав об этом, командир Киселёв поступает так, как того требует ситуация. Ведь на кону жизнь и смерть ребёнка.
— Товарищ Киселёв! У него есть золото! Пусть он отдаст, товарищ Киселёв!
— У тебя есть золото?
— Я не отдам. Это мне отец дал, я не могу, я не отдам, это моей семьи...
— Покажи, что у тебя есть. Мне покажи.
— Я не могу отдать.
— Просто покажи. Я верну.
— Киселёв! Ты сказал, что вернёшь. Все слышали, ты сказал, что вернёшь...
Вокруг этого обещания командира как раз и строится вторая, современная сюжетная линия фильма. Впрочем, не буду раскрывать подробностей. Как будет развиваться сюжет, где сойдутся вместе прошлое, настоящее и будущее героев картины, мы узнаем, посмотрев фильм Сергея Урсуляка «Праведник». Историю о настоящем человеке.
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема