
«Праведник», студии: Телеканал «Россия 1», Централ Партнершип, Тритэ, ВайТ Медиа, режиссёр Сергей Урсуляк
— Смотри сюда. Мы идём так.
— Так.
— Евреи за нами. Немцы за евреями. Ты евреев уведёшь — и их спасёшь, и наших бойцов сохранишь. Всё. Возьмёшь с собой 3-4 человека на своё усмотрение.
— Это приказ?
— А вот это уже приказ. У тебя неделя, чтоб собраться и двинуть.
Офицер красной армии, командир партизанского отряда Николай Киселёв получает сложное и рискованное задание — вывести с оккупированной территории за линию фронта еврейское население. Около трёхсот человек — столько их осталось в процветающем некогда маленьком городке. Мирных жителей, которые не умеют воевать, не умеют стрелять. Их самих бесчеловечно расстреливают фашисты. Они измучены, истощены, до ужаса напуганы. Большинство — женщины, дети, старики. А путь предстоит долгий, трудный и опасный. Полторы тысячи километров походного марша через густой лес. И немцы, идущие по пятам. Реальные события, произошедшие в Белорусии в годы Великой Отечественной войны, легли в основу художественного фильма «Праведник». Лента режиссёра Сергея Урсуляка вышла на экраны в 2023 году и стала одним из самых ожидаемых и крупных кинособытий. Фрагмент из неё прозвучал в начале нашей программы.
Взваливать на себя обузу в виде трёх сотен человек, которые понятия не имеют, как вести себя в условиях партизанского отряда, командиру Киселёву не особенно хотелось. По крайней мере, добровольно, по просьбе самих этих людей, он брать их с собой отказался. Ну, а когда получил приказ от вышестоящего командования — делать было нечего. Участниками этого непростого похода станем и мы с вами. А когда он закончится, возможно, почувствуем, как что-то в нашей душе неуловимо изменилось. Ведь недаром генеральный продюсер картины Леонид Верещагин назвал фильм «Праведник» удивительной и очень человечной историей о жертвенном подвиге русского солдата.
Кстати, мне хотелось бы немного поразмышлять над названием картины. В ней есть вторая сюжетная линия, которая развивается спустя много лет после войны. В Израиле идёт рассмотрение дела о том, чтобы присвоить Киселёву звание «праведник народов мира». Оно даётся Институтом Холокоста неевреям, спасавшим евреев в годы нацистской оккупации. Спасая людей, командир Киселёв действует по правде. Но, в первую очередь, как мне кажется, по правде человеческой. По христианской заповеди «Возлюби ближнего своего, как самого себя».
Он спасает мальчика, которого в перестрелке с фашистами задела пуля. Началась гангрена. Помочь остановить её мог бы... сахар. Но где его взять? В деревнях за пару килограммов просили золото. И кое у кого в отряде оно неожиданно обнаружилось! Паренёк по имени Моше Таль прибился к партизанам, сбежав из гетто. Отец дал ему семейную реликвию — золотую антикварную астролябию — прибор для наблюдений за звёздами. Узнав об этом, командир Киселёв поступает так, как того требует ситуация. Ведь на кону жизнь и смерть ребёнка.
— Товарищ Киселёв! У него есть золото! Пусть он отдаст, товарищ Киселёв!
— У тебя есть золото?
— Я не отдам. Это мне отец дал, я не могу, я не отдам, это моей семьи...
— Покажи, что у тебя есть. Мне покажи.
— Я не могу отдать.
— Просто покажи. Я верну.
— Киселёв! Ты сказал, что вернёшь. Все слышали, ты сказал, что вернёшь...
Вокруг этого обещания командира как раз и строится вторая, современная сюжетная линия фильма. Впрочем, не буду раскрывать подробностей. Как будет развиваться сюжет, где сойдутся вместе прошлое, настоящее и будущее героев картины, мы узнаем, посмотрев фильм Сергея Урсуляка «Праведник». Историю о настоящем человеке.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рим., 107 зач., XI, 25-36.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Во время богослужения прочитывается далеко не весь Новый Завет, а потому сам выбор Церковью для чтения во время литургии того или иного отрывка заслуживает нашего внимания. Так, сегодня читается отрывок из 11-й главы Послания апостола Павла к Римлянам, он заканчивает собой начатые апостолом ранее размышления относительно судьбы его родного народа — евреев. Возможно, что кому-то покажется довольно странным выбор Церковью именно этой главы и этого отрывка апостольского послания для чтения за богослужением. Однако странного здесь ничего нет, и мы это поймём после того, как послушаем сегодняшний отрывок Послания апостола Павла к Римлянам.
Глава 11.
25 Ибо не хочу оставить вас, братия, в неведении о тайне сей,- чтобы вы не мечтали о себе, что ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдет полное число язычников;
26 и так весь Израиль спасется, как написано: придет от Сиона Избавитель, и отвратит нечестие от Иакова.
27 И сей завет им от Меня, когда сниму с них грехи их.
28 В отношении к благовестию, они враги ради вас; а в отношении к избранию, возлюбленные Божии ради отцов.
29 Ибо дары и призвание Божие непреложны.
30 Как и вы некогда были непослушны Богу, а ныне помилованы, по непослушанию их,
31 так и они теперь непослушны для помилования вас, чтобы и сами они были помилованы.
32 Ибо всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать.
33 О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!
34 Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему?
35 Или кто дал Ему наперед, чтобы Он должен был воздать?
36 Ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки, аминь.
Как мы только что услышали, свои размышления об израильском народе апостол Павел адресовал не евреям, а язычникам, и сделал он это по одной простой причине, которая была озвучена здесь же: «Чтобы вы не мечтали о себе» (Рим. 11:25). Вообще, о мечтательности как о пороке было много сказано древними христианскими аскетами, можно вспомнить, к примеру, слова преподобного Иоанна Лествичника: «Мечтание есть исступление ума при бодрствовании тела. Мечтание есть видение того, чего нет». В схожем ключе о мечтательности писали и другие, более близкие к нам по времени жизни, святые, в частности, у святителя Феофана Затворника мы можем найти такую мысль: «Смотрите, не возмечтайте о себе паче, нежели подобает, чтобы не заставить Господа, любящего вас, принять в отношении вас смирительные меры».
Собственно, упомянутые святителем Феофаном «смирительные меры» — это то, от чего хотел предостеречь своих адресатов из числа бывших язычников апостол Павел, а Церковь, избрав для чтения во время литургии этот отрывок, хочет предостеречь против мечтательности всех своих чад.
Увы, но впадать в мечтательность свойственно не только отдельным людям, но и целым народам. Всем нам известны трагические исторические примеры, когда народы вместо кропотливого труда внезапно начинали думать о себе как об особенных избранниках Божиих, которым надлежит господствовать над всем миром. Знаем мы и то, к чему в конечном итоге привели такие мысли, ставшие на какой-то период времени государственной идеологией.
Слова апостола Павла самим своим существованием показывают, что в пагубную мечтательность может впасть какой угодно человек и какой угодно народ, и есть только один путь избежать этого порока, указание на него мы только услышали в заключительных словах прозвучавшего отрывка апостольского послания: стоит помнить, что бездна мудрости заключена в Боге, а не в наших измышлениях, следовательно, и доверять стоит Богу, а не самим себе, «ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки, аминь» (Рим. 11:36).
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Церковная горячая линия оказывает срочную помощь людям. Проекту важна поддержка

Поддержка горячей линии «Милосердие» Русской Православной Церкви не имеет границ! Разные страны, часовые пояса, иное вероисповедание — не препятствие для оказания срочной помощи.
Четырнадцатилетняя Сабрина живёт в Ташкенте, столице Узбекистана. Однажды, развешивая бельё после стирки на балконе, она неудачно встала на стул, сорвалась и упала с четвёртого этажа. Сабрина получила травму позвоночника. Ей потребовалась срочная дорогостоящая операция по замене позвонков. Быстро собрать необходимую сумму мама девушки не могла. В растерянности она позвонила брату Руслану, который в тот момент жил и работал в России. Мужчина в составе ремонтной бригады восстанавливал купола православных храмов. Узнав о беде, Руслан обратился за помощью на горячую линию «Милосердие» по номеру: 8-800-70-70-222. Проект приходит на выручку людям в самых разных ситуациях.
После звонка Руслана заработал сложный механизм церковной социальной помощи. Нужные средства на операцию собрали при поддержке Бишкекской епархии Русской Православной Церкви. И уже на следующий день Сабрину прооперировали.
Со временем девушка полностью восстановилась и вернулась к обычной жизни. В благодарность за спасение дочери, её мама регулярно делает пожертвования на дела милосердия в ближайшем к их дому православном храме несмотря на то, что семья исповедует другую религию.
Ежемесячно операторы церковной горячей линии «Милосердие» принимают около пяти тысяч звонков. Во многих случаях помощь людям необходима незамедлительно. Поэтому горячей линии очень важна поддержка. Присоединяйтесь к делам милосердия Церкви, переходите на сайт проекта «Поможем».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Христианство на Кавказе — археологические данные». Анна Кадиева

У нас в студии была научный сотрудник Государственного исторического музея, руководитель объединенной Северо-Кавказской археологической экспедиции Анна Кадиева.
Разговор шел о том, что археологические находки и исторические экспонаты говорят о культуре народов Кавказа и о том, как на эти земли пришло Христианство.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных собраниям и деятельности Государственного исторического музея.
Первая беседа с заместителем генерального директора Исторического музея Мариной Чистяковой была посвящена истории Новодевичьего монастыря в Москве;
Вторая беседа с заведующей музеем «Покровский собор» Татьяной Сарачевой была посвящена истории знаменитого храма Василия Блаженного;
Третья беседа с заведующей отделом дерева и мебели Натальей Углевой была посвящена деревянным церковным сокровищам в собраниях ГИМа.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер