В древнем Израиле еврейским народом управляли старейшины, или как их называли — судьи, которых выбирали из самых уважаемых мужчин. Но однажды судьёй Израиля стала женщина.
Сегодня мы говорим о праведной Деворе и стихотворении Семёна Фруга «Девора».
Из «Книги Судей» Ветхого Завета известно, что Девора была четвёртой по счёту судьёй Израиля. Народ почитал её за мудрость, дар пророчества, а ещё за редкую отвагу.
В те времена израильтян притесняло Ханаанское царство, которым правил царь Иавин. Его армия постоянно совершала набеги на израильские селения. Воинственные соседи присваивали себе урожай и угоняли домашний скот, обрекая израильтян на голод.
Вот как говорится об этом в стихотворении Семёна Фруга «Девора».
Была весна… Но средь полей
Не пели пахари над нивой;
Под зноем долгих летних дней
Не шли ряды жнецов по ней
Толпой веселой и шумливой;
Но не затем, что мирный сын
Лугов и пажитей зеленых
Ушел с родных своих равнин
С рядами ратей ополченных
В простор и даль иных полей —
В защиту родины своей…
Увы! Потоками, реками
Текла родная кровь кругом…
Но пред могучими врагами
Стоял с недвижными руками
Народ в бессилии немом.
Ханаанская армия насчитывала сотни железных колесниц и считалась непобедимой.
Но однажды Девора решила положить конец опустошительным набегам и велела собрать свою армию. Израильские военачальники попросили Девору возглавить войско. Она согласилась — и это подняло дух израильтян.
Она звала, и к ней толпами
Со всех концов родной земли
На клич призывный шли и шли
Крутыми горными тропами,
Песком пустынь и лоном вод
Сыны пределов отдалённых…
Народ восстал, воскрес народ!
Рядами ратей ополчённых,
Отважных, мстительных дружин
Кипит, шумит простор долин
У ног державного Фавора.
«Пусть враг силён, что горя в том!
Девора с нами — мы идём!..
Хвала тебе, хвала, Девора!..
Решающая битва произошла у подножья горы Фавор, возле небольшой речки, которая в Библии называется «поток Киссона». Казалось, у израильтян не было никаких шансов на победу против ханаанских конников и колесниц. Однако израильское войско под командованием Деворы начало наступление неожиданно, во время проливного дождя. Тяжелые колесницы противника с трудом маневрировали в грязи и слякоти, давая пехотинцам преимущество. Начальник ханаанского войска бежал с места сражения и вскоре был убит.
Так, благодаря мудрому руководству и отваге Деворы, Израиль был освобождён от захватчиков и в стране надолго воцарился долгожданный мир.
Девора до конца своей жизни была судьёй Израиля. Сидя под пальмовым деревом (это дерево потом долго называли «пальмой Деворы») она справедливо разбирала судебные тяжбы израильтян и давала мудрые советы.
Под пальмой старой, на горе,
Рисуясь в ярком серебре
Ручья, что тихо пробирался
Среди цветов и в даль полей
По скатам горным устремлялся
Струей зеркальною своей,
Шатёр Деворы возвышался.
Под сень шатра, к горе святой,
Внимать пророчице, толпой
Сыны народа приходили
В благоговении немом.
Автор этого стихотворения Семён Григорьевич Фруг — известный в дореволюционной России поэт и публицист — многие темы для своих стихотворений черпал из Библии. Однажды во время путешествия по Палестине он увидел засыпанную песком реку, в прошлом — «поток Киссона», где произошла знаменитая битва. Там же поэту показали древнюю гробницу женщины, которая в Библии названа «судьёй Израиля» — так появилось стихотворение «Девора».
Шуйская Смоленская икона Божией Матери
В середине семнадцатого века в небольшом российском городке Шуя, в тридцати километрах к юго-востоку от Иваново, вспыхнула эпидемия чумы. Жители усердно молились Иисусу Христу и Богородице об избавлении от напасти. Прихожане городского храма Воскресения Господня дали Богу обет. Они сообща решили заказать список Смоленского образа Божией Матери и держать строгий пост до тех пор, пока идёт работа над иконой.
Выполнить заказ поручили потомственному мастеру Герасиму Иконникову. Он принялся за труд, молясь об успешном его завершении. Иконописец в первый же день нанёс на доску прорись – то есть контур будущего изображения. А на следующее утро с изумлением обнаружил, что Богомладенец на рисунке поменял положение ножек! Герасим поправил прорись, но спустя сутки увидел, что она изменилась вновь! Художник больше не дерзнул трогать иконописные контуры. Он принял случившееся как волю Божию и сохранил нерукотворные преобразования святого изображения. Так появилась новая разновидность древней Смоленской иконы – Шуйская Смоленская.
Святыню поместили в храме Воскресения, слева от Царских врат иконостаса. С этого момента эпидемия чумы стала отступать от Шуи и вскоре прекратилась. В последующие годы по молитвам перед Шуйским Смоленским образом совершилось более ста исцелений и прочих чудес. Все они были засвидетельствованы и послужили основанием для прославления иконы в 1667 году.
В начале восемнадцатого века поклониться Шуйской Смоленской иконе Богородицы приезжал царь Пётр Первый. В следующем столетии на богомолье в Шуе побывал наследник престола, будущий император Александр Второй. А простые паломники непрерывным потоком стекались в городок под Иваново.
Почитание чудотворного образа продолжалось и после революции 1917 года. В 1924-ом священник Воскресенского собора Александр Миловский составил особый текст богослужения перед Шуйской Смоленской иконой Богородицы. Эти молитвенные строки звучали под сводами храма, где хранилась святыня, до середины тридцатых годов двадцатого века. Затем церковь закрыли и благодатный образ исчез. Где он находится сейчас – неизвестно.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
Праведный протоиерей Алексий Мечёв умел любовью и лаской решать сложные конфликтные ситуации. Как-то в 1905 году в храм святителя Николая на Маросейке, где служил священник, во время богослужения пришла большая группа студентов. Отец Алексий был в алтаре и услышал громкие мужские голоса, плясовые напевы. Вошедшие вели себя развязано. Прихожане посоветовали батюшке выгнать их, но он только горячо молился. Один из студентов вошёл в алтарь с явным намерением спровоцировать скандал. Батюшка ласково встретил безумца, похвалил за желание начать день с молитвы о себе и своих родственниках. Юноша был сражён сердечным обращением священника. Агрессивный настрой пропал. После службы батюшка обратился к пришедшим с проповедью. Его слова так растрогали студентов, что многие раскаялись в своём бесчинном поведении. Так благодаря батюшке конфликт был решён мирным путём. Праведный протоиерей Алексий Мечёв всегда говорил своим духовным детям:
«Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога, теряют, значит, всё, а тебе Господь даёт случай спасти их, если сводит тебя с ними, а если так, значит, они ведут тебя к Богу, в рай, к блаженству, можно ли сердиться на них?»
Все выпуски программы Слова Святых
- «Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
- «Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
- «Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца»
«Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
Старец Силуан Афонский был простым монахом. Он не имел священного сана. О его духовной опытности мало догадывалась окружающая братия. Свои аскетические труды старец не демонстрировал, советами людей не донимал. Архимандрит Софроний, который стал учеником отца Силуана, поначалу не замечал старца и не догадывался, какой самоотверженный христианский подвиг несёт инок. Их встреча произошла по поводу неудачной рекомендации архимандрита Софрония одному насельнику монастыря. Архимандрит посоветовал брату в борьбе с унынием стоять на «грани отчаяния». А старец Силуан заметил, что совет превышает возможности этого унывающего брата. Духовная нужда вывела на откровенное обсуждение архимандрита Софрония и старца Силуана. После той беседы архимандрит постиг, какое чудо Божие монах Силуан. Сам же старец всю жизнь оставался неприметным, учился смирению и другим говорил:
«Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
Все выпуски программы Слова Святых
- «Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
- «Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
- «Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца»