Антонио Арригони. «Милосердный самарянин» - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Антонио Арригони. «Милосердный самарянин»

Антонио Арригони. «Милосердный самарянин»
Поделиться Поделиться

Проект «Свидание с шедевром» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.


Коридор картиной галереи с посетителями.

— Ах, как же красиво в усадьбе Кусково! Спасибо вам, Маргарита Константиновна, что позвали меня с собой в этот живописный, старинный уголок Москвы.

— И вам спасибо, Татьяна Львовна, что согласились составить мне компанию. Надеюсь, я не оторвала вас от каких-нибудь важных дел?

— Что вы, Маргарита Константиновна! Ваше приглашение меня очень обрадовало. Как раз несколько дней назад мне попалась статья о коллекции живописи музея-усадьбы Кусково. Здесь, оказывается, столько замечательных картин!

— Собрание не слишком большое, но, действительно, интересное. Одно из моих любимых полотен — картина «Милосердный самаряни́н».

— Давайте на неё посмотрим!

— Мы с вами сейчас в Главном дворце усадьбы — полотно как раз здесь. Оно висит на стене в Бильярдной гостиной. Пойдёмте туда.

— Пойдёмте! А кто же автор картины?

— Полотно на Евангельский сюжет написал венецианский мастер конца 17-го — начала 18-го столетия, Антонио Арригони. А вот, кстати, и оно.

— Потрясающе! Мимо такой картины точно не пройдёшь. Персонажи написаны крупным планом, их фигуры занимают почти всё пространство полотна. Интересная манера! Однако имя автора мне совершенно незнакомо. Вероятно, он был не самым известным художником?

— О, нет, напротив! Антонио Арригони был одним из ведущих мастеров своей эпохи. Работы живописца по сей день украшают венецианский Дворец дожей и многие церкви Венеции — Санта-Катерина, Санта-Стефано, базилику Сан-Никола-да-Толентино. И всё же со временем по каким-то причинам имя этого талантливого художника было незаслуженно забыто...

— Совершенно незаслуженно! Ведь с первого взгляда на полотно видна рука большого мастера!

— Верно! Какая выразительная пластика в очертаниях фигур. Какие краски — приглушённые, спокойные; в основном — полутона.

— Маргарита Константиновна, судя по тому, что Арригони украшал венецианские церкви, он писал преимущественно на религиозные темы?

— Именно так. Сюжетами его работ становились ветхозаветные и Евангельские события. Это полотно, как можно понять уже из самого́ его названия, иллюстрирует притчу Христа о милосердном самарянине из Евангелия от Луки.

— Да-да! О человеке, которого в пути настигли разбойники. Избили, ограбили. Он лежал на дороге, израненный, но все проходили мимо. Никто не остановился, чтобы ему помочь.

— И только самаряни́н сжалился над несчастным. Перевязал его раны, отвёз в гостиницу и заплатил хозяевам, чтобы те позаботились о нём.

— Маргарита Константиновна, а знаете, в фигуре пострадавшего путника на картине Антонио Арригони мне почему-то видится образ Христа. Но этого, наверное, не может быть...

— Это вполне возможно! Ведь притча о милосердном самарянине напрямую отсылает нас к другим словам Спасителя: «Голоден был Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и напоили Меня; странником был, и приняли Меня. Истинно говорю вам: сделав для одного из братьев Моих меньших, вы для Меня сделали». Возможно, именно это и отразил на своём полотне художник.

— А как же эта работа венецианского живописца попала в усадьбу Кусково?

— Она хранилась в частном собрании владельца усадьбы, графа Петра Борисовича Шереметева. В 1777 году на аукционе в Петербурге граф приобрёл сорок картин итальянских мастеров. Предположительно, в их числе было и полотно Антонио Арригони «Милосердный самарянин». Далеко не вся коллекция Шереметева дошла до наших дней. Но эта картина сохранилась.

— И это замечательно, что сегодня мы можем любоваться ею!

— Не только любоваться, но и вспоминать евангельскую притчу о любви к ближнему.


Все выпуски программы Свидание с шедевром

Мы в соцсетях
ОКВКТвиттерТГ

Также рекомендуем