«Послания апостола Павла к Ефесянам и Колоссянам». Прот. Андрей Рахновский - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

«Послания апостола Павла к Ефесянам и Колоссянам». Прот. Андрей Рахновский

Поделиться Поделиться
Вид с вечерней улицы на подсвеченные окна

У нас в студии был настоятель храма Ризоположения в Леонове протоиерей Андрей Рахновский.

Разговор шел о посланиях апостола Павла к Ефесянам и Колоссянам: как они были написаны и как в них формулируется учение о Христе и Церкви.


Константин Мацан

— «Светлый вечер» на Радио ВЕРА. Здравствуйте, уважаемые друзья. В студии у микрофона Константин Мацан. Эта беседа продолжает и завершает цикл бесед, которые на этой неделе в часе с 8-ми до 9-ти в «Светлом вечере» выходили. Мы, напомню, всю неделю говорим о посланиях апостола Павла. Если вы наши предыдущие программы не могли послушать, то они есть на сайте radiovera.ru. И вот сегодня мы обращаемся к двум посланиям: посланию к ефесянам и посланию к колоссянам. У нас в гостях протоиерей Андрей Рахновский, преподаватель кафедры библеистики Московской духовной академии, преподаватель Сретенской духовной академии, настоятель храма Ризоположения в Леонове. Добрый вечер.

Протоиерей Андрей Рахновский

— Добрый вечер.

Константин Мацан

— Во вторник на этой неделе мы с вами говорили про послания к римлянам и к галатам, такие важнейшие тексты апостола Павла. Вы назвали послание к римлянам некой суммой теологии апостола Павла. Два наших сегодняшних послания, к ефе́сянам и к коло́ссянам, долго мы решали, как ставить ударение, сошлись на этом варианте, пускай будет сегодня принято так. Они какое место в корпусе посланий занимают? Насколько я понимаю, они обычно проходят по разряду посланий из уз. Что это такое? В каких узах был апостол Павел в этот период его жизни? И почему возникла необходимость писать в Ефес и к колоссянам.

Протоиерей Андрей Рахновский

— Совершенно верно. Если говорить о длительном периоде заключения, с одной стороны, это период заключения примерно с 58-го по 60-й год н.э. Два года он провел в Кесарии, но потом было путешествие в Рим, и он на суде кесаря был оправдан. А потом уже его последнее заключение и страдания мученические, которые привели его к блаженной кончине.

Константин Мацан

— Причем, в Рим он был отправлен потому, что он был хоть и фарисей по рождению, по семье, но римский гражданин. Это дало ему возможность отсрочить приговор и осуждение, когда он, будучи римским гражданином, если я не путаю, потребовал, чтобы его судили в Риме, поэтому он поехал туда. Это продлило ему жизнь во всяком случае.

Протоиерей Андрей Рахновский

— Тут надо понимать, что не в том дело, что какие-то особые добрые судьи у него попались. Римское судебное производство имело такое свойство — некую необратимость. Поэтому было иногда опасно становиться участником каких-нибудь тяжб. Государственного обвинителя не существовало, в нашем понимании, как прокуроры. То есть обвинителем выступала другая сторона, в данном случае саддукеи и первосвященники в отношении апостола Павла. Когда он в результате сказал, что я требую суда у кесаря, не было никаких причин формальных ему в этом отказать. Выскажу такую гипотезу. Представьте себе, автоматически за курс преподаватель вам ставит четверку, а вы говорите: я хочу пятерку. Он говорит: тогда приходите на экзамен, но мы все предыдущее обнуляем, будет пятерка, я поставлю пятерку, но если вы ответите...

Константин Мацан

— Да, либо пан, либо пропал.

Протоиерей Андрей Рахновский

— Да. И вот он отправляется на суд.

Константин Мацан

— Интересный штрих к эмоциональному портрету апостола Павла, то есть он смелый был. Значит, он в узах и пишет послания, в том числе к ефесянам и к колоссянам.

Протоиерей Андрей Рахновский

— Да. Мы знаем, Ефес находится на восточном побережье Малазийского полуострова. Колоссы, нельзя сказать, что в центре, нет, не в центре, но в целом этот регион — Лаодикия, Иераполь, то, что любят наши туристы, Памуккале, красивые пейзажи, кстати, место мученичества апостола Филиппа — вот этот регион, где источники.

Константин Мацан

— Ну вот, мы говорим, что — это, кстати, важный момент для обсуждения любых посланий апостола Павла — мы сегодня привыкли их прочитывать как классические тексты, обросшие толкованиями, Священное Писание. А апостол Павел пишет письма, это эпистолярный жанр, письма конкретным людям, в конкретные города. Иногда это его близкие люди, как в случае общины в Фессалониках, которую он основал, например. Или коринфяне, с которыми он тоже был в живых отношениях и к ним много раз ездил. В прошлый раз с вами мы говорили про послания к римлянам. Римскую общину, насколько мы можем судить, Павел не основывал, но он собирался через Рим идти в Испанию и хотел заранее о своем приходе римлян оповестить, чтобы не нагрянуть, как незваный гость, из уважения к римской общине, что он к ним в гости идет. Про галат, вы сказали, есть вероятность, что он участвовал в основании галатской общины.

Протоиерей Андрей Рахновский

— Да, да.

Константин Мацан

— А вот ефесяне и колоссяне какое в этом смысле отношение к апостолу Павлу имели?

Протоиерей Андрей Рахновский

— Поскольку Ефес — это Малазийский полуостров, его внутренняя часть, апостол Павел там проходил неоднократно, поэтому, скорее всего, он имеет отношение непосредственное к основанию этой Церкви. А в Ефесе он проповедовал три года, он жил там стационарно три года. Ефес и окружающие города приняли веру Христову, благодаря деятельности апостола Павла, то есть их многое связывало.

Константин Мацан

— То, что он пишет именно из тюрьмы, из уз, из заключения, как сказывается на тоне письма, на темах, на настроении, которое считывается?

Протоиерей Андрей Рахновский

— Выскажу свое мнение. Они имеют некий характер завещания. Это завещание позволяет апостолу Павлу затронуть темы богословские, но те темы, которые касаются непосредственно практической жизни христиан. Именно поэтому, мне кажется, он пытается связать христологию с экклезиологией, то есть показать, оставить в наследие своим ученикам правильное представление о Церкви.

Константин Мацан

— Теперь вы нас подводите к самой сердцевине нашего сегодняшнего разговора. Когда я думал, какие послания апостола Павла брать для этого цикла, мне один мой собеседник не то, что отговаривал брать послания к ефесянам и колоссянам, а говорил, что это послания богословски нагруженные, там много серьезных положений, их нужно комментировать, понимать. Давайте начнем с послания к ефесянам. Какие там главные темы богословские? Почему они важны в том смысле, что почему это не просто отвлеченное богословствование, догматика или то, из чего потом складывается догматика? Почему это насущное про жизнь и про то, как христианину быть в этом мире?

Протоиерей Андрей Рахновский

— В христианской жизни правильное богословие порождает правильную жизнь. И правильная жизнь должна основываться на правильном богословии. Эти вещи неразделимы. Первый момент, очень важный церковный момент: по мысли апостола Павда, церковное сообщество, это братство христиан содержалось в Божественном замысле прежде Сотворения мира. Он в послании пишет: «Так как Он избрал нас, в Нем (то есть во Христе, Бог Отец избрал нас в Нем) прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны перед Ним в любви».

Константин Мацан

— В одной фразе целый учебник.

Протоиерей Андрей Рахновский

— Да.

Константин Мацан

— До создания мира, в Нем, любви. Давайте мы это поясним.

Протоиерей Андрей Рахновский

— Это очень важный момент, потому что он отражает веру древних христиан, впоследствии богословие христианское было очень развито, что создание человека и не только его создание, но жизнь человека с Богом — это некий фундаментальный замысел Божий. Именно поэтому преподобный Максим даже говорил...

Константин Мацан

— Исповедник.

Протоиерей Андрей Рахновский

— Да, преподобный Максим Исповедник говорил, что Господь создает этот мир, чтобы воплотиться. Удивительно. Мы обычно привыкли: Господь воплотился, чтобы нас спасти от...

Константин Мацан

— Воплотился потому, что были на то причины в греховности человека. А преподобный Максим Исповедник возвышает таинство Боговоплощения — таинство, в смысле тайну Боговоплощения — и замысел. Что любовь Божия была такой силы, что Бог заранее хотел ради человека, даже, может быть, если бы не было повода греховного, все равно не была бы полной любовь Бога, если бы Он не стал ради человека человеком.

Протоиерей Андрей Рахновский

— Да, совершенно верно. Поэтому если Господь имел намерение воплотиться, то воплотиться, значит, стать человеком. Получается, что человечество во Христе предполагается изначально.

Константин Мацан

— Потрясающе.

Протоиерей Андрей Рахновский

— Господь почему-то захотел иметь кого-то, кто не Он, кто творение Его, но при этом творение, наделенное Его свойствами, и чтобы Он был в единстве с этим творением. Поэтому когда мы с вами говорим про церковное единство, про необходимость церковного общения, церковной молитвы, совместного богослужения, мы понимаем, это не просто некое формальное единство рядов, которые мы должны теснее сомкнуть. Это естественное, Господь нас задумал таковыми. Но условия, благодаря которым мы можем быть друг с другом и с Господом — это любовь, которая нас делает святыми и непорочными перед Ним.

Константин Мацан

— Протоиерей Андрей Рахновский, преподаватель кафедры библеистики Московской духовной академии, сегодня с нами в программе «Светлый вечер». Так, идем дальше по ключевым богословским темам послания к ефесянам.

Протоиерей Андрей Рахновский

— Как продолжение этих рассуждений апостола Павла, что, действительно, Христос воплощается, Он основа Церкви, Бог Отец все покорил под ноги Его, то есть под ноги Христа. А как Он покорил все под ноги Его? Поставил Его, то есть Христа, выше всего, Главою Церкви, которая есть Его Тело, полнота Наполняющего всё во всем. Тут, конечно, надо немножко задержаться.

Константин Мацан

— Каждое слово помедитировать.

Протоиерей Андрей Рахновский

— Я немножко сам в неком замешательстве нахожусь, потому что нам предстоит это расшифровать. Церковь — это Тело Христово, Церковь — это полнота, то есть в ней содержится все необходимое для полноценного бытия, жизни человека. Но эта полнота не автономна, не сама по себе. Это полнота Наполняющего всё во всем. Опять-таки Христос, Бог дарует эту полноту бытия, полноту спасения, полноту жизни своей Церкви. Я бы так расшифровал эту, достаточно сложную фразу.

Константин Мацан

— Это очень близко к тому, о чем мы с вами говорили, как мне кажется, когда говорили о послании к римлянам. Эта мысль, которая нас обоих, как оказалось, согревает, про то, что молитва есть действие Святого Духа в сердце человека. Мы молимся не просто сами, а Святой Дух в нас обращается к Богу. Тут есть важная идея некой инициативы, со Христа начинается и к Нему же все идет. Его Христоцетричность во всем. Апостолу Павлу как будто надо нам очень эту мысль донести, что Бог всё во всем, Христос центр и средоточие всего, что происходит в нашей жизни. Иначе эта мысль была бы неполноценна. Это же про это.

Протоиерей Андрей Рахновский

— Да, совершенно верно. Путь к этому единству во Христе проложен через реальные церковные проблемы той эпохи. Мы с вами говорили в прошлой нашей беседе об основных церковных проблемах первого века. Апостол Павел, не спускаясь в бытовуху, но об этом говорит в догматическом ключе. Это 2-я глава, стихи 15-16. Что Христос «упразднил вражду Плотию Своею, а закон заповедей учением (Своим), дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир, и в одном теле примирить обоих с Богом посредством креста, убив вражду на нем».

Константин Мацан

— А обоих это кого?

Протоиерей Андрей Рахновский

— Традиционное святоотеческое толкование — это иудеи и язычники. Из этих двух станов противоборствующих Христос создает одно возрожденное человечество. Здесь есть перекличка с посланием апостола Павла к римлянам. В послании апостола Павла к римлянам есть такая логика определенная. Он начинает с критики язычников, они такие-сякие, Бога познали, то есть опыт у них был духовный, но всё извратили. И боги у них извращенные, и сами они стали, к сожалению, такими извращенными нравственно, больными людьми. И вот тут читающий послание иудей думает: как классно он всыпал язычникам-то, как он их разложил.

Константин Мацан

— А у нас Закон есть — говорит иудей тогда.

Протоиерей Андрей Рахновский

— Да, а у нас Закон. И тут дальше Павел не останавливается и говорит: да вообще-то и иудей не лучше.

Константин Мацан

— С вашим Законом.

Протоиерей Андрей Рахновский

— Потому что Закон имеют, прямое откровение, Слово Божие имеют, но все равно грешат. И вывод, к которому приводит апостол Павел — мы пока про послание к римлянам — все нуждаются в Спасителе Христе. Это на три главы распределено, а здесь это в двух стихах.

Константин Мацан

— Потрясающе.

Протоиерей Андрей Рахновский

— Но тема та же. Мы видим единство богословия апостола Павла. Я специально про это говорю. Люди разные книги читают, в том числе и различного рода литературу критического направления, где в отношении разных посланий, в том числе к колоссянам и к ефесянам, высказывая сомнения, писал Лих Павел.

Константин Мацан

— Да? Такие сомнения есть?

Протоиерей Андрей Рахновский

— Да.

Константин Мацан

— Я знаю, что часто говорят про послание к евреям, что это не к евреям и не апостола Павла.

Протоиерей Андрей Рахновский

— Проблема в том, что к колоссянам и к ефесянам похожи немножечко друг на друга, там есть одинаковые формулировки.

Константин Мацан

— Поэтому мы о них в одной программе и говорим.

Протоиерей Андрей Рахновский

— Да. Но, сильно не вдаваясь в эту полемику, в которой можно увязнуть, я хочу сказать, что явное преемство богословских идей налицо, его игнорировать нельзя.

Константин Мацан

— А еще одно преемство, мы как раз с вами говорили позавчера про послания к римлянам и галатам, там эта тема Закона и благодати. Что Закон, как исполнение иудейских ритуальных и аскетических предписаний, преодолевается верой во Христа, как личным общением, отношением любви. А вот такая дихотомия, как бы здесь некий шажок, чтобы сказать это: в принципе, ничего делать особенно и не надо, надо только верить. И вот 2-я глава послания к ефесянам, это 8-10 стихи: «Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился». Тут такой примат веры, а дела, как бы, ничего не решают.

Протоиерей Андрей Рахновский

— Да.

Константин Мацан

— Я говорю «как бы», потому что очень легко подумать: тогда и трудиться не надо и напрягаться не надо и ближних любить не надо, и ничего можно не делать, просто верить. Но следующие слова, 10-й стих: «Ибо мы — Его (Божие) творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять». Что вы об этом скажете?

Протоиерей Андрей Рахновский

— Прекрасно, очень хорошо, потому что мы понимаем, что у всего этого была какая-то подоплека жизненная. В христианской среде впоследствии, а может быть, уже во времена апостола Павла, были крайние течения, не очень хорошие. С одной стороны, понятно, что были крайне аскетические движения, которые и брак объявляли грехом, у апостола Павла же про это сказано. Известно из церковной истории, что и вино за евхаристией нельзя употреблять, а воду. Они даже название получили — гидропарасты, то есть те, кто дает воду вместо вина. Это один вариант искажения, такие правые ереси, извините за такую терминологию. Но были и другие ереси, либертарианского характера, которые основывались — тут очень интересно — на ложном понимании спасения. Спасение — Божий дар, делами нечего хвалиться, поэтому живи себе, какая разница, что с твоей грешной плотью происходит, Господь всех спас. Это ересь николаитов, но мы же понимаем, что современное оправдание христианскими церквями ЛГБТ движений имеет абсолютно ту же идейную природу, в 1-м веке это тоже всё было, и такие христиане в 1-м веке тоже были.

Константин Мацан

— Какие у нас отсылки, какая актуализация апостола Павла.

Протоиерей Андрей Рахновский

— Да, совершенно верно. А всё это неспособность принять вот эту сложность, которую апостол Павел говорит. Вроде, вера — Божий дар, никто не хвалится, спасаемся верою в Иисуса Христа. Но Господь, оказывается, определил нам совершать заповеди Божии. В этой сложности трудно жить, скажут, что за противоречие, как это можно, либо так, либо так. А как все-таки это совместить. Но духовный опыт это совмещает.

Константин Мацан

— Еще одна тема из послания к ефесянам, она догматическая, есть такая тема о свете. Свет — очень нагруженное понятие и богословски, и философски, и эстетически. Это 5-я глава послания к ефесянам с 8-го по 13-й стих. «Вы были некогда тьма, а теперь — свет в Господе: поступайте, как чада света, потому что плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине. Испытывайте, что благоугодно Богу, и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте. Ибо о том, что они делают тайно, стыдно и говорить. Все же обнаруживаемое делается явным от света, ибо все, делающееся явным, свет есть». Я помню, у отца Павла Флоренского из этой одной фразы целая большая концепция вырастает, что вот, Бог светом просвещает мир, и вот этот же свет сияет нам с икон. Такое красивое место. Не так же много в Евангелии, с одной стороне, о свете, с другой стороны: «Бог есть Свет, и нет в Нем никакой тьмы», — говорит евангелист Иоанн: «Свет во тьме светит», — тоже евангелист Иоанн. А вот тут у апостола Павла тоже свет как духовное качество. Как в вас это отзывается?

Протоиерей Андрей Рахновский

— Да, это очень важно, потому что в богословии отцов свет — это еще некая духовная реальность, тот образ, которым Себя иногда являет Господь, Его благодать. Божественный, нетварный свет. В то время как тьма — это все-таки метафора.

Константин Мацан

— А почему?

Протоиерей Андрей Рахновский

— Потому что тьмы нет. Вы понимаете, зло не сущностно.

Константин Мацан

— Бог зла не творил, тьма — это отсутствие света.

Протоиерей Андрей Рахновский

— Да. Неведение Господа. Это важный момент. Тьма метафора, свет реальность. Первый момент очень важный, мне кажется. Второе. Я не могу сказать, что я очень согласен с этим толкованием, мне оно кажется чуть-чуть натянутым, тем не менее, как мнение очень интересно. Дела бесплодные тьмы. Что-то они тайно делают, что стыдно и говорить. Есть такое мнение, что, возможно, это говорится о практике римского детоубийства, ну, вы знаете.

Константин Мацан

— Ничего себе.

Протоиерей Андрей Рахновский

— Глава фамилии имел очень большую власть, девочка могла быть убита, равно как и больной младенец, это практика. Почему это дела тьмы бесплодные? Возможно это намек на убийства детей, которые практиковались, но апостол Павел указывает на это, как на порочную, страшную практику римлян. Но еще один момент очень интересный, что это общее место, но считается, что апостол Павел здесь цитирует древнехристианское богослужебное песнопение.

Константин Мацан

— Интересно.

Протоиерей Андрей Рахновский

— «Встань спящий» — первая строчка,

«И воскресни из мертвых,

И осветит тебя Христос» — третья строчка.

У нас в издании даже Синодальном выделено в кавычки. «Посему сказано», кем сказано в Писании этого нет. То есть это...

Константин Мацан

— Предание.

Протоиерей Андрей Рахновский

— Да, это где-то очевидно, ссылка, скорей всего, на древнехристианский гимн.

Константин Мацан

— Получается, мы здесь можем узнать, какими словами молились самые первые христиане до того, как было Писание написано, догматика появилась?

Протоиерей Андрей Рахновский

— Да, песнопение.

Константин Мацан

— Интересно.

Протоиерей Андрей Рахновский

— Христианские песнопения. В том числе, в греческих, апокрифических изданиях все равно выделяется это, как стихотворным столбцом это все выделено, очень интересно. А кстати, выпишите себе это в молитвослов на бумажечку и читайте.

Константин Мацан

— Давайте еще раз, какой это стих, какая глава?

Протоиерей Андрей Рахновский

— Это наша с вами 5-я глава, которую мы сейчас изучаем, 14-й стих. Можете на какой-нибудь глас церковный спеть, на какой вам...

Константин Мацан

— Здорово.

Протоиерей Андрей Рахновский

— Почему-то мне всегда такие ассоциации: «Встань спящий и воскресни из мертвых и освятит тебя Христос» (поет).

Константин Мацан

— Как красиво. Спасибо.

Протоиерей Андрей Рахновский

— Кто любит Знаменный распев, можно Знаменным распеть.

Константин Мацан

— А вот еще тогда одна тема. В 4-ю главу переместимся послания к ефесянам. Знаменитые слова, я прям прочитаю с 1-го стиха по 6-й. «Итак я, узник в Господе, умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны, со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью, стараясь сохранять (дальше самое важное) единство духа в союзе мира. Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас». Это какое-то намеренное акцентирование — один, один, единство. Чем это вызвано у апостола Павла? Что это значит, может быть, помимо такого понятного призыва к человеческим добрым взаимоотношениям в общине?

Протоиерей Андрей Рахновский

— Это все-таки продолжение той же церковной тематики этого послания, основа церковного единства, он об этом много говорит, как о Теле Христовом. Но все-таки он понимает, что надо это наполнить внутренним содержанием, то есть объяснить, что он имеет в виду. Это единство духа, то есть единство духовной жизни, единство принципов духовной жизни. В конце концов, единство богословия. И при этом это союз мира. Союзы бывают разные, во имя разного. Единство духа и союз мира. Вот в каком отношении должны быть друг к другу члены Церкви. А какое основание для этого единства и союза? Мы одно Тело Христово, это Тело Христово, Церковь, управляется Духом Святым, оживотворяется Им, поэтому один Дух, как вы призваны. Один Господь, одна вера, одно крещение, одно рождение во Христе. Один Бог, Отец всех, как некий образ нашего единства, Который над всеми и через всех и во всех нас.

Константин Мацан

— Когда мы в Символе Веры произносим слова «Верую во едину святую, Соборную и Апостольскую Церковь», мы вот эту линию продолжаем?

Протоиерей Андрей Рахновский

— Да, совершенно верно. Единая Церковь — это абсолютно в духе послания апостола Павла к ефесянам. Причем, там «есмиан», в одну Церковь. Она же одна единственная в принципе.

Константин Мацан

— Это, видимо, важно, именно это, что разные есть общины в разных городах, но эти разные общины, экклесия это тоже собрание, община. А Церковь, как Тело Христово — одна единственная, просто одна в бытии, потому что всё бытие, по сути, есть Церковь, раз она была задумана от Сотворения мира вот так Богом. Мы вернемся к этому интереснейшему разговору после небольшой паузы. У нас сегодня в гостях протоиерей Андрей Рахновский, преподаватель кафедры библеистики Московской духовной академии. Не переключайтесь.

Константин Мацан

— «Светлый вечер» на Радио ВЕРА продолжается. Мы сегодня так вдохновенно говорим о посланиях апостола Павла. Я напомню, всю неделю в этом часе «Светлого вечера» на Радио ВЕРА мы говорим о Павловых посланиях. И вот сегодня завершаем цикл разговором о посланиях к ефесянам и к колоссянам. Но я думаю, что мы далеко не исчерпали всего содержания послания к ефесянам. Давайте ко второму перейдем, может быть, будем еще мостики обратно перекидывать. А вот колоссяне, я такое встречал, если попытаться очень-очень сильно упростить, то можно сказать, что к ефесянам — это тема о Церкви, а к колоссянам — тема о Христе, христология. Так можно сказать?

Протоиерей Андрей Рахновский

— Да, вполне.

Константин Мацан

— А что самого важного говорит апостол Павел?

Протоиерей Андрей Рахновский

— Хотя важные экклезиологические церковные формулировки повторяются в этом послании, причем, они очень сложные. Я думаю, нам надо будет их коснуться.

Константин Мацан

— Давайте, сейчас к этому и перейдем. Главные богословские экклезиологические темы в послании к колоссянам?

Протоиерей Андрей Рахновский

— Вы правильно сказали про христологию. Важнейший вопрос, который сейчас поднимается, во-первых, касается диалога с исламом, также с различного рода... Мне как занимающемуся Священным Писанием, это очень важно, поскольку приходится читать разные книги. Для ряда ученых библеистов характерен несколько упрощенный, толстовский взгляд на Христа, как на проповедника, человека, соответственно, вывод, что древняя Церковь не знала учения о Христе, как о Боге. Вот что мы читаем в послании к колоссянам, это про Христа сказано, 15-й стих, 1-й главы. «Он есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари; ибо Им создано всё, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое Он есть прежде всего, и все Им стоит. Он есть глава тела Церкви; Он — начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство». Это не единственная цитата, хочется ее завершить еще более определенной цитатой. Вторая глава, стихи 8-9: «Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу; (и вот ключевая фраза) ибо в Нем (то есть во Христе) обитает вся полнота Божества телесно». Учение о Божественной природе Иисуса Христа, о том, что Он — Бог и человек. Это немножечко другой язык, это язык библейский, это не язык наших современных учебников догматического богословия, это еще не язык никейского или халкидонского богословия, но это естественно, невозможно ожидать. Тем не менее, теми средствами, которые были доступны, языковыми средствами апостол Павел недвусмысленно дает понять, что в человеке Христе обитала вся полнота Божества телесным образом. Это не единственное изречение апостола Павла, которое говорит о двух природах во Христе, но, коль уж мы послание к колоссянам разбираем, это очень важно упомянуть. Интересно тоже в связи с диалогом или полемикой с исламом, ведь в Коране тоже сказано, что Аллах все создал словом своим. И слово называется Иисус.

Константин Мацан

— Та-ак.

Протоиерей Андрей Рахновский

— Тем не менее, понятно, что мусульмане не согласны с тем, что Христос — это Бог. Но даже из логики Корана его трудно поместить в разряд творений. Поэтому, может быть, кто-то поймет эти слова об Иисусе Христе в кораническом ключе. Ну да, он вроде как прежде всякой твари, но не знаю, самая совершенная, может быть, тварь. Но фраза, что в нем полнота Божества пребывает телесно, все расставляет на свои места.

Константин Мацан

— Я, знаете, о чем думаю в этой связи? То, что говорит апостол Павел, эта фраза, что во Христе полнота Божества обитала телесно — это начаток того, что потом, как вы справедливо сказали, будет подробнейшим образом разбираться, дискутироваться в 3-4 веке, 5-6-м на Соборах Вселенских. Мы тоже об этом записывали целый цикл программ, не об этом, а о святых отцах Вселенских Соборов той эпохи. Можно на Радио ВЕРА его поискать, послушать. Ломались копья, были дискуссии, оттачивались формулировки, как сформулировать две природы во Христе: совершенный Бог и совершенный человек. Потом возник халкидонский догмат, что в Нем эти природы неслитно и нераздельно существуют. И пока Церковь эту формулировку породила, были Соборы, споры, вражда, разные лагеря, подключение императорской власти. За 4 века до этого, по большому счету, апостол Павел каким-то внутренним духовным зрением предлагает свою формулировку, и вообще восхищаешься, когда думаешь: а как он это понял? Как он мог это прочувствовать и так сформулировать? Это не вопрос, типа, с чего ты взял? А это восхищение: то, на что потом Церкви потребовались века, чтобы согласиться с формулировкой, апостолу Павлу явилось как некое откровение из его внутреннего опыта.

Протоиерей Андрей Рахновский

— Тут важно оговориться, Церкви понадобились века, чтобы сформулировать это интеллектуально.

Константин Мацан

— Конечно.

Протоиерей Андрей Рахновский

— А не поверить в это. Церковь верила в это изначально.

Константин Мацан

— Чтобы прийти к формулировке, с которой более-менее все согласятся, скажем так. Это вопрос, некая черта в истории Церкви, но просто понимаешь, чувствуешь разницу между всей интеллектуально-философской работой Церкви над формулировкой, безусловно, важнейшей и непреходящей ценности и письмом апостола Павла, где это уже сформулировано.

Протоиерей Андрей Рахновский

— Еще хочу, кстати, заметить. Опять-таки единство богословия апостола Павла в разных посланиях. В послании к римлянам — мы тогда этого вопроса с вами не касались — в 9-й главе сказано, что «Христос от Израиля по плоти, Сущий над всеми Бог, благословенный во веки». Одно и то же лицо, Христос, по плоти израильтянин по человечеству, и Он же Сущий. Причем, Сущий — это же имя Господа, Йахве, Священное Имя Божие, Бог Благословенный во веки. Об одном и том же лице говорится, как о Боге и человеке. По-моему, более ясно об этом не скажешь.

Константин Мацан

— Вот еще одна тема, пока мы на тексте послания к колоссянам. Мы по нему немножко скачем, но обращаемся к каким-то вещам, порождающим вопросы. Та же 1-я глава, где слова про Христа, которые вы процитировали, вдохновенная проповедь того, что Христос — это главное, что есть у христианина, отсюда и вся церковная жизнь, вся литургика, все богословие. Такая тема, это 21-й стих 1-й главы: «И вас, бывших некогда отчужденными и врагами, по расположению к злым делам, ныне примирил в теле Плоти Его (то есть Бог примирил Своих бывших врагов в теле плоти Своего Сына), смертью Его, чтобы представить вас святыми и непорочными и неповинными пред Собою». Почему эта тема цепляет? Потому что существует так называемая юридическая теория искупления в догматике, некий акцент на том, что отношения Бога и человека и Крестный подвиг Спасителя — это некий выкуп за грехи людей. Апостол Павел эти слова использует. Но мы знаем прекрасно, в православной среде есть некоторое иное мнение, говорящее, что не хочется так видеть Бога, Которому нужен выкуп, Который требует Себе платы за грехи. Бог есть любовь, какая же плата? Из этих слов апостола Павла можно такие выводы сделать, на этих словах обосновать, что Бог требует выплаты, искупления, Христос по Своей великой любви ради людей себя в жертву приносит и тем самым как бы удовлетворяет какую-то волю Отца к этой плате. Тогда какая же это любовь Бога? Наверное, здесь нужно как-то немножко более сбалансировано на это посмотреть.

Протоиерей Андрей Рахновский

— Я не знаю, как эта метафора придется, она в голову мне пришла. У нас в организме есть ферменты, они в процессе пищеварения участвуют, они его помогают совершить, но с ними никаких изменений не происходит, у них своя цель, они служат чему-то более высокому. Так мы созданы Господом. И человеческий язык богословский создан для того, чтобы дать нам представление о неких процессах, к которым этот язык имеет отношение весьма относительное, потому что эти вещи очень сложные для понимания, превышающие человеческий ум и язык. Поэтому то, что вы назвали юридической теорией искупления — это такая система объяснений, которая в какую-то эпоху давала людям хорошее представление о том, что сделал ради нас Христос. Но, понятно, что никто ни за кого не платил, никто никого не выкупал. Апостол Павел, ключевые термины, которые используются в этих посланиях — искупление. Искупление — это торговая операция, выкуп. Это слово никогда не имело богословского содержания. Это Павел гениально придумал, что этим термином можно обозначить процесс того, что раньше мы находились в состоянии рабства дьявола, а теперь мы стали чадами Божьими. Гений просто.

Константин Мацан

— Интересно.

Протоиерей Андрей Рахновский

— Допустим, термин усыновление. Это опять, юридическая процедура, тогда очень часто усыновляли детей умерших родственников. Апостол Павел применил это к отношению Бога и человека, фактически предвосхитив термин обожение. Но тогда не существовал термин обожение. Мы усыновились Ему, понятно, что реально, в бытовом смысле мы Ему не дети.

Константин Мацан

— В биологическом.

Протоиерей Андрей Рахновский

— В биологическом. Опять-таки выкупа никакого не происходит. Но мы вынуждены к этому языку прибегать. Поэтому всегда нужно объяснять, что мы пользуемся некой системой для объяснения, но то, о чем мы говорим, выше этой системы объяснений. Вполне возможно, может быть, наступит такой момент, когда кто-нибудь из будущих святых отцов Церкви будет излагать христианское богословие на языке из экзистенциональной философии.

Константин Мацан

— Искусственный интеллект.

Протоиерей Андрей Рахновский

— Да, что-нибудь такое. Поэтому нужно правильно относиться к богословскому языку, чувствовать его, понимать, что за ним стоит.

Константин Мацан

— Протоиерей Андрей Рахновский, преподаватель кафедры библеистики Московской духовной академии, сегодня с нами в программе «Светлый вечер». Еще одна тема, вернемся на некоторое время к посланию к ефесянам. Так получилось, что в этом цикле бесед мне еще на эту тему не довелось поговорить, а она на самом деле важнейшая для апостола Павла. Может быть, даже она нас выведет дальше, чем только послание к ефесянам. Точно совершено, это в разных посланиях у него есть, и к коринфянам, и к римлянам. Это все, что связано с таким выражением, как «внутренний человек». Богатейший термин, богатейшее понятие, раскрывающее важную-важную тему. Про что это, внутренний человек у апостола Павла? Чем он от внешнего отличается человека? Если мы говорим про текст послания к ефесянам, которое мы сегодня читаем, то это в частности 16-й стих, но я читаю 14-15-16 стихи 3-ей главы. «Для сего преклоняю колени мои пред Отцем Господа нашего Иисуса Христа, от Которого именуется всякое отечество на небесах и на земле, да даст вам, по богатству славы Своей, крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке, верою вселиться Христу в сердца ваши, чтобы вы, укорененные и утвержденные в любви, могли постигнуть со всеми святыми, что широта и долгота, и глубина и высота, и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову, дабы вам исполниться всею полнотою Божиею». Богатейшая цитата смыслами. Ну вот, внутренний человек у апостола Павла?

Протоиерей Андрей Рахновский

— Можно побыть жалким эпигоном апостола Павла?

Константин Мацан

— Мне кажется это очень достойно, если у апостола Павла быть эпигоном, то вполне.

Протоиерей Андрей Рахновский

— Мы понимаем, наши слушатели могут святоотеческие толкования открыть, посмотреть, объяснение этого достаточно известное. Но давайте, в продолжение нашего предыдущего разговора, постараемся. Допустим, есть в жизни экзостратегия поведения и эндостратегия поведения. Экзо — я стану хорошим, праведным, когда все вокруг меня станут хорошими и праведными. Внешний человек — действующий вовне: надо изменить обстоятельства, жена будет другая, будет хороший муж, батюшка у нас будет святой на приходе, тогда и я буду достойным прихожанином. Дальше уже бесконечно. Иудеи мыслили также, надо обрядами себя окружить, тогда все: и скамейки помыты и кувшины облиты, руки помыты, тогда все нормально. А вот есть эндостратегия, внутренний человек — я себя должен изменить, себя, свои нравы, свои страсти, принести покаяние. И тогда, возможно, вокруг меня тоже что-то изменится. Вот этот внутренний человек обновляется действием Духа Божия и действием Христовым. Так мы на языке популярной психологии.

Константин Мацан

— Кстати, по поводу психологии. Это же как раз таки очень близкая тема, только я вот вас о чем хотел спросить. Я не знаю, что там в греческом тексте, но если там тоже слово человек, то когда апостол Павел говорит о внутреннем человеке, это какая-то большая важная структура.

Протоиерей Андрей Рахновский

— А давайте посмотрим, это очень интересно.

Константин Мацан

— Это не просто мои эмоции, которые внутри меня, не просто мои чувства. Даже не просто что-то нематериальное, а что-то психическое, а это какая-то сердцевина меня, человек внутренний. Есть что-то во мне, что христианские психологи называют, например, личностью, не просто моя индивидуальность, как социальная категория, а какая-то глубокая глубина, в которой ты молишься и пребываешь.

Протоиерей Андрей Рахновский

— Да, да, да, совершенно верно. Вселиться Христу через веру духом в эсо антропон — внутренний человек, да. Не экзо, а эсо. Понятно, там происходит замена звука, эндостратегия самая настоящая, буквально.

Константин Мацан

— Но в других посланиях у него, что внешний человек умаляется, внутренний растет — в римлянах. Или в коринфянах, в послании к римлянам тоже есть, о котором в прошлый раз мы с вами говорили, но эту тему не успели затронуть, потому что бесконечное количество тем в послании к римлянам. «Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в Законе Божием, но в членах моих вижу иной закон». То есть это еще и некое противопоставление, видимо, духа и плоти. Внутренний человек как дух, а внешний как плоть.

Протоиерей Андрей Рахновский

— Послание к ефесянам, 3-я глава, 18-й стих. Интересно, неужели он не вызывает вопросов у читателей? «Чтобы вы, укорененные и утвержденные в любви, могли постигнуть со всеми святыми, что широта и долгота, и глубина и высота, и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову».

Константин Мацан

— Так? Прокомментируйте.

Протоиерей Андрей Рахновский

— Хорошо, я, да? Интересно, почему здесь широта, долгота, глубина и высота?

Константин Мацан

— Я так читаю, понимаю, что тут некое тоже указание на всеохватность Христа, через Него мир сотворен, Им сотворен мир, Он в центре всего. Широта, глубина, долгота — все, чем мы можем мир описывать, так или иначе, Христоцентрично.

Протоиерей Андрей Рахновский

— Да, правильно, но здесь речь идет про любовь. Поэтому все-таки это всевозможные измерения любви. Так бы мы еще сказали: глубина любви, это звучит, конечно, чуть-чуть избито. Но сказать широта, то есть ширина, длина, глубина вниз, высота вверх — все это полное измерение любви мы должны познать. А на самом-то деле это любовь Христова, которая превосходит всякое понимание.

Константин Мацан

— Тема, которая тоже и в ефесянах, и в колоссянах, и во многих посланиях апостола Павла возникает. Тема и Церкви, как о Теле, а мы члены этого Тела. Почему это важно?

Протоиерей Андрей Рахновский

— Есть прекрасная цитата, она нам очень хорошо подходит, поскольку она сложная, она встречается почти один в один и в том и в другом послании. Но я ее процитирую по посланию к ефесянам. Это 4-я глава, стихи 15-16. «Но истинною любовью все возращали в Того, Который есть Глава Христос». Там предисловие, что мы не должны быть младенцами, а должны возращать в себе всё с любовью. И дальше: «Из Которого все Тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви».

Константин Мацан

— Да.

Протоиерей Андрей Рахновский

— Переводчики просто герои.

Константин Мацан

— Ну а как в вас это отзывается?

Протоиерей Андрей Рахновский

— Очень интересно, да? Давайте так, пойдем от простого к сложному. Коль это Тело Христово и реальность, мы реально сочетаемся Христу через таинство евхаристии, за этим реальность стоит. И одновременно это некоторая метафора, которая помогает нам понять то, как живет Церковь. Но коль метафорой является Тело, значит, мы можем эту метафору сделать более детальной. А именно, что есть в Теле? Вспомним послание к коринфянам: разные члены. Здесь немножечко по-другому, здесь апостол Павел говорит про что? Про суставы, связки, сухожилия и мышцы. А именно, Тело Христово составляется, а составляется — это еще разные части. Эти разные части составляемые соединяются. Посредством чего? Взаимно скрепляющих связей: связки и сухожилия, разные кости с суставами. Но тело, состоящее из связок, сухожилий, костей и мышц растет. Причем, если с гипофизом все хорошо, оно растет равномерно и в ту меру, в какую нужно. Поэтому при действии в свою меру каждого члена — то есть каждый член растет, сообразуясь в своем росте с другими членами — получает приращение, то есть выходит в рост, созидает само себя. Тело, гармонично, равномерно развиваясь, созидает само себя, потому что клетки в нем делятся, сами из себя. Но, чтобы мы тут совершенно не ушли в анатомию, он же о Церкви говорит, не о теле, поэтому — оно растет, созидая самого себя в любви. Это слово любовь, которое в конце — оно для того, чтобы вы не запутались и не ушли в биологию.

Константин Мацан

— Мне кажется, потрясающая метафора именно про Церковь. Почему? Потому что разные бывают типы коллективов. Бывают типы коллективов, где люди объединены сугубо механически, внешне, это механизм. А вот организм — это другое. Организм — это где все (прошу прощения за тавтологию) органично, то есть жизнью и любовью одно к другому подгоняется, и это другой тип объединения. Там какая-то другая взаимосвязь, не внешняя, не механическая, она человеческая, глубокая, основанная на любви и на жизни, она живая. И вот Церковь такова. Мне кажется, апостол Павел показывает даже элементарно, каким должен быть приход, община.

Протоиерей Андрей Рахновский

— Да. А как уродливо на фоне этого выглядят какие-то акцентуации внутри Церкви. Например: у нас самый правильный приход, самый лучший. Мне один человек, верующий человек, христианин сказал, когда я с им поделился: служба долго идет и часть людей не достаивает до конца, вынуждены уходить, может, как-то усредним, сделаем, чтобы все могли присутствовать? На что я услышал ответ: мы не можем ориентироваться на слабых. Вы понимаете, да? Ничего более противоречащего богословию Павла, Церкви представить себе трудно.

Константин Мацан

— Ну что ж, мы далеко не исчерпали содержания не то что посланий апостола Павла, а даже тех двух текстов, о которых мы говорим конкретно сегодня: послание к ефесянам и к колоссянам. Я только последнее процитирую, такая будет обобщающая цитата всему тому, о чем мы говорили. Это 4-я глава, с 20-го стиха: «Но вы не так познали Христа»; (в смысле не так, как кто-то другой, а правильно познали) «потому что вы слышали о Нем и в Нем научились, — так как истина во Иисусе, — отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, а обновиться духом ума вашего и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины». Еще одна дихотомия, был у нас внешний и внутренний человек, а тут старый, ветхий и новый человек. Вспоминается то, о чем любил отец Александр Шмеман говорить, что вообще «Православие, христианство, Церковь — это новая жизнь. Это не набор положений, догматов и практик, это новая обновленная жизнь». Новый человек — это из апостола Павла. Ну и последнее, завершающее, 25-й стих: «Посему, отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему, потому что мы члены друг другу». Опять же, про Церковь, про единство и про какую-то близкую связь людей во Христе. Спасибо огромное, отец Андрей. Протоиерей Андрей Рахновский, преподаватель кафедры библеистики Московской духовной академии, преподаватель Сретенской духовной академии, настоятель храма Ризоположения в Леонове, был сегодня с нами в программе «Светлый вечер», был нашим проводником в мир посланий апостола Павла. Я напомню, что этим разговором мы завершаем цикл бесед о посланиях апостола Павла. Поговорили мы об основных текстах, все это можно переслушать или послушать на сайте radiovera.ru. В студии у микрофона был Константин Мацан. Спасибо. До свиданья.

Протоиерей Андрей Рахновский

— До свиданья.


Все выпуски программы Светлый вечер


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Мы в соцсетях
ОКВКТвиттерТГ

Также рекомендуем