
Тит., 300 зач., I, 5 - II, 1.
5 Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал: 6 если кто непорочен, муж одной жены, детей имеет верных, не укоряемых в распутстве или непокорности.
7 Ибо епископ должен быть непорочен, как Божий домостроитель, не дерзок, не гневлив, не пьяница, не бийца, не корыстолюбец, 8 но страннолюбив, любящий добро, целомудрен, справедлив, благочестив, воздержан, 9 держащийся истинного слова, согласного с учением, чтобы он был силен и наставлять в здравом учении и противящихся обличать.
10 Ибо есть много и непокорных, пустословов и обманщиков, особенно из обрезанных, 11 каковым должно заграждать уста: они развращают целые домы, уча, чему не должно, из постыдной корысти.
12 Из них же самих один стихотворец сказал: «Критяне всегда лжецы, злые звери, утробы ленивые».
13 Свидетельство это справедливо. По сей причине обличай их строго, дабы они были здравы в вере, 14 не внимая Иудейским басням и постановлениям людей, отвращающихся от истины.
15 Для чистых все чисто; а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть.
16 Они говорят, что знают Бога, а делами отрекаются, будучи гнусны и непокорны и не способны ни к какому доброму делу.
Глава 2.
1 Ты же говори то, что сообразно с здравым учением

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Когда-то в детстве у меня была энциклопедия, вполне себе советская, со всеми вытекающими последствиями в смысле содержания и исторических оценок. В ней я впервые увидел картинки, которые меня глубоко задели: попы с большими крестами на огромных животах и, естественно, одетые во все черное, противостояли практически войнам света — чистым, молодым, романтичным и возвышенным строителям новой жизни. Будучи с детства в Церкви, и зная церковную кухню изнутри, я всегда видел, что жизнь сложнее, чем правила и указания, но видел так же, что подавляющее большинство вполне искренни в своем служении.
Итак сегодня мы слышали отрывок, в котором апостол Павел пишет Титу о том, какими должны быть пресвитеры и епископы. Что же, скажет большая часть аудитории, — это не про нас, не о том, какими должны быть мы, кому посвящено, пусть те и стремятся исполнять. Но дело в том, что разделение Церкви на клириков и так называемых мирян, довольно условно. То есть таинство священства, конечно, поставляет людей на совершенно особое служение, но все христиане от этого не перестают быть братьями и сестрами, не разделяют Христа на части, но когда причащаются, напротив, соединяются Христом в одно тело. Епископами и священниками не рождаются, а становятся. Они живут общей жизнью с тем обществом, в котором рождены и только со временем могут стать примерами для подражания.
Сегодня стало очень модно ругать священников и епископов, но, судя по тому, что пишет апостол, уже в первом веке жизнь христианского сообщества была совсем непростой. Важной характеристикой, и пресвитера, и епископа, о которых пишет Павел, оказывается правильное устроение жизни их непосредственного окружения. Например о пресвитере, кроме всего прочего, сказано, что его дети должны быть верными, покорными и не должны быть распущенными. Но разве они роботы, которыми можно управлять? Разве они не имеют свободы? Разве их нравственность может быть чем-то или кем-то гарантирована? Конечно, они зависят от него, но и он зависит от того, какими они будут расти, как будет складываться их жизнь. Ведь мы не растем во Христе по одиночке, мы развиваемся взаимосвязано. Епископа Павел называет Божиим домостроителем, то есть тем, кто управляет народом Божиим. Но в том то и дело, что управление живыми людьми никогда не бывает односторонним, но всегда хотя бы отчасти взаимообусловлено.
Это значит, что желая видеть в епископах и пресвитерах идеальных служителей Божиих, мы и сами к этому идеалу должны стремиться.
13 мая. О главной цели в человеческой жизни

11 мая Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил божественную литургию в Храме Христа Спасителя в Москве.
На проповеди по окончании богослужения Святейший Патриарх говорил о главной цели в человеческой жизни.
Зачем верить-то в Бога? Вот ответ простой. Ты хочешь быть счастливым? Верь в Бога. Ты хочешь, чтобы твое счастье было вечным? Верь в Бога. И не просто верь — исполняй Его закон. Вот этому мы все, дорогие мои, научаемся, в том числе и в Храме Божьем. И удивительно, что наша страна и наш народ, пройдя с самым страшным искушением безбожия, которое только свершилось на протяжении всей человеческой истории, мы, пройдя эти испытания, сегодня в большинстве нашего народа сознаем эту неприходящую божественную истину о том, что человеческий смысл жизни, тот смысл, который переходит в вечность, напрямую связан с нашей верой в Бога. Сегодня действительно народ наш в каком-то смысле Богоносец. Не в том смысле, что все святые и все такие благополучные в духовном смысле. А в том смысле, что вера православная крепко сохраняется в нашем народе в условиях современной, высоко развитой, научной, технической жизни в сердцах людей, живущих в современных мегаполисах. Не хочется говорить какие-то громкие слова, но, может быть, не случайно Господь избрал нас, народ, претерпевший столько страданий, сколько ни один европейский народ не претерпевал. Может быть, и прошли наши отцы и деды через все эти страдания, чтобы мы с вами хранили веру православную, научали этой вере наших детей и внуков и свидетельствовали об этой вере всему миру.
Все выпуски программы Актуальная тема
13 мая. О храме Апостола Иакова Зеведеева

Сегодня 13 мая. Церковь чтит память Апостола Иакова Зеведеева.
О храме Апостола Иакова Зеведеева в Казённой слободе в Москве — священник Стахий Колотвин.
В Евангелии мы смотрим на братьев Зеведеевых, Иоанна и Иакова. И хотя Иаков старший брат, внимание наше в основном Иоанну. Он евангелист, он стоит у креста и на любом заупокойном каноне вместе с Богородицей предстоит распятию. Он апостол любви, а Иаков как-то в тени. Тем не менее, порой пути Господни неисповедимы. И в Казенной Слободе в Москве, где жили люди, занимающиеся дворцовым имуществом, служащие нашего царя-батюшки, было построено две церкви. Каждому брату. Одна Иоанну, другое Иакову. Пришли большевистские гонения, и церковь Иоанна Богослова разрушили. Но церквей Иоанна Богослова великое множество у нас на родине. В том числе и в Первопрестольном граде есть храмы с этим посвящением, дожившие до наших дней. Однако вот единственный храм апостола Иакова сохранился. Да, пусть его пришлось реставрировать. Но в этом есть тоже такой символический смысл. Иаков не меньше служил Господу. Что Иаков проповедовал Христа, что о нем забывать нельзя. Но если при жизни апостолы еще могли спорить, кто там ближе приблизится ко Христу, то в Царстве Небесном все эти наши земные споры кажутся смешными, не солидными и не имеют никакого отношения к этой вечной действительности. Поэтому в сегодняшний день всем советую — доберитесь до этого замечательного уютного храма и прославьте великого апостола Иакова.
Все выпуски программы Актуальная тема
13 мая. О личности Александра Невского

Сегодня 13 мая. В этот день в 1220 году родился русский полководец, князь Новгородский и Владимирский, прославленный в лике благоверных святых, Александр Невский.
О его личности — протоиерей Максим Горожанкин.
Сложно переоценить масштаб личности святого благоверного князя Александра Невского. Достаточно рано, придя к власти, молодой князь явил пример взвешенной и мудрой церковной и государственной политики. Русь была раздираема на востоке и на западе, и, отстаивая интересы своей страны перед лицом тевтонских рыцарей, одновременно великий князь выстраивал дипломатические отношения с татаро-монгольскими захватчиками. Это позволяло Руси крепнуть и заложило ту основу и тот фундамент, который способствовал последующему освобождению нашей страны от всех захватчиков и от всех пленений. И дай Господь, чтобы молитвенным предстательством святого князя все мы имели такую же мудрость, такую же зрелость и могли отличать добро от зла и идти ко Христу.
Все выпуски программы Актуальная тема