Послание к Титу святого апостола Павла - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Послание к Титу святого апостола Павла

* Поделиться
Апостол Павел
«Апостол Павел». Рембрандт (1606–1669)

Тит., 300 зач., I, 5 - II, 1.

5 Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал: 6 если кто непорочен, муж одной жены, детей имеет верных, не укоряемых в распутстве или непокорности.

7 Ибо епископ должен быть непорочен, как Божий домостроитель, не дерзок, не гневлив, не пьяница, не бийца, не корыстолюбец, 8 но страннолюбив, любящий добро, целомудрен, справедлив, благочестив, воздержан, 9 держащийся истинного слова, согласного с учением, чтобы он был силен и наставлять в здравом учении и противящихся обличать.

10 Ибо есть много и непокорных, пустословов и обманщиков, особенно из обрезанных, 11 каковым должно заграждать уста: они развращают целые домы, уча, чему не должно, из постыдной корысти.

12 Из них же самих один стихотворец сказал: «Критяне всегда лжецы, злые звери, утробы ленивые».

13 Свидетельство это справедливо. По сей причине обличай их строго, дабы они были здравы в вере, 14 не внимая Иудейским басням и постановлениям людей, отвращающихся от истины.

15 Для чистых все чисто; а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть.

16 Они говорят, что знают Бога, а делами отрекаются, будучи гнусны и непокорны и не способны ни к какому доброму делу.

Глава 2.

1 Ты же говори то, что сообразно с здравым учением

Комментирует священник Стефан Домусчи.

Когда-то в детстве у меня была энциклопедия, вполне себе советская, со всеми вытекающими последствиями в смысле содержания и исторических оценок. В ней я впервые увидел картинки, которые меня глубоко задели: попы с большими крестами на огромных животах и, естественно, одетые во все черное, противостояли практически войнам света — чистым, молодым, романтичным и возвышенным строителям новой жизни. Будучи с детства в Церкви, и зная церковную кухню изнутри, я всегда видел, что жизнь сложнее, чем правила и указания, но видел так же, что подавляющее большинство вполне искренни в своем служении.

Итак сегодня мы слышали отрывок, в котором апостол Павел пишет Титу о том, какими должны быть пресвитеры и епископы. Что же, скажет большая часть аудитории, — это не про нас, не о том, какими должны быть мы, кому посвящено, пусть те и стремятся исполнять. Но дело в том, что разделение Церкви на клириков и так называемых мирян, довольно условно. То есть таинство священства, конечно, поставляет людей на совершенно особое служение, но все христиане от этого не перестают быть братьями и сестрами, не разделяют Христа на части, но когда причащаются, напротив, соединяются Христом в одно тело. Епископами и священниками не рождаются, а становятся. Они живут общей жизнью с тем обществом, в котором рождены и только со временем могут стать примерами для подражания.

Сегодня стало очень модно ругать священников и епископов, но, судя по тому, что пишет апостол, уже в первом веке жизнь христианского сообщества была совсем непростой. Важной характеристикой, и пресвитера, и епископа, о которых пишет Павел, оказывается правильное устроение жизни их непосредственного окружения. Например о пресвитере, кроме всего прочего, сказано, что его дети должны быть верными, покорными и не должны быть распущенными. Но разве они роботы, которыми можно управлять? Разве они не имеют свободы? Разве их нравственность может быть чем-то или кем-то гарантирована? Конечно, они зависят от него, но и он зависит от того, какими они будут расти, как будет складываться их жизнь. Ведь мы не растем во Христе по одиночке, мы развиваемся взаимосвязано. Епископа Павел называет Божиим домостроителем, то есть тем, кто управляет народом Божиим. Но в том то и дело, что управление живыми людьми никогда не бывает односторонним, но всегда хотя бы отчасти взаимообусловлено.

Это значит, что желая видеть в епископах и пресвитерах идеальных служителей Божиих, мы и сами к этому идеалу должны стремиться.

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем