Тит., 300 зач., I, 5 — II, 1.
Глава 1.
5 Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал:
6 если кто непорочен, муж одной жены, детей имеет верных, не укоряемых в распутстве или непокорности.
7 Ибо епископ должен быть непорочен, как Божий домостроитель, не дерзок, не гневлив, не пьяница, не бийца, не корыстолюбец,
8 но страннолюбив, любящий добро, целомудрен, справедлив, благочестив, воздержан,
9 держащийся истинного слова, согласного с учением, чтобы он был силен и наставлять в здравом учении и противящихся обличать.
10 Ибо есть много и непокорных, пустословов и обманщиков, особенно из обрезанных,
11 каковым должно заграждать уста: они развращают целые домы, уча, чему не должно, из постыдной корысти.
12 Из них же самих один стихотворец сказал: «Критяне всегда лжецы, злые звери, утробы ленивые».
13 Свидетельство это справедливо. По сей причине обличай их строго, дабы они были здравы в вере,
14 не внимая Иудейским басням и постановлениям людей, отвращающихся от истины.
15 Для чистых все чисто; а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть.
16 Они говорят, что знают Бога, а делами отрекаются, будучи гнусны и непокорны и не способны ни к какому доброму делу.
Глава 2.
1 Ты же говори то, что сообразно с здравым учением:
Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Святитель Феофан Затворник так объясняет эти слова апостола: «Чистое сердце — то, которое, отрешившись от всякого самоугодия, всё направляет к славе Божией, даже когда ест и пьёт; оттого всё у него чисто. А то сердце, которое преисполнено самоугодия, нечисто, и этим самоугодием всякое свое действие и движение делает нечистым, потому что у него всё делается по самоугодию, даже и то, что по виду кажется самоотверженным и направленным к Богу».
Другими словами, всё определяется не самим предметом или явлением — но тем, кто в этом участвует и как к этому относится. Но что значат слова святителя — «направлять всё к славе Божией?» Получается, что любое дело можно либо развернуть по направлению к себе — своей славе! — либо — к славе Божией? Но как это понять на практике?
Сейчас близится окончание Рождественского поста, и завтра многие окажутся перед непростым выбором: как быть, когда в семье большинство хотят праздновать Новый год, а тут — пост Рождественский ну никак не хочет заканчиваться? И вот накрыт новогодний стол, сейчас польётся рекой шампанское — и не только! — стол ломится от блюд — в основном непостных — и как в этой ситуации развернуть всё это «к славе Божией?» Да и вообще, возможно ли это?
Чтобы ответить, для начала развернём ситуацию к себе. Это — очень просто. Сидеть молча, взгляд выражает мученический укор, на тарелку положить маринованый гриб и пока все не перебесятся, гонять его вилкой, создавая видимость еды — чтобы ещё больше досадить этим нечестивцам и безбожникам. Чтобы при взгляде на страдание постника у всех кусок в горле застревал. Да, совсем забыл: ещё постараться предельно сосредоточиться на непрестанной молитве, дабы в Новом году благословение Божие крепко накрыло всех, кто никак не хочет отступить от своего гибельного образа жизни. В итоге, когда праздник будет окончен, гарантировано ощущение честно проведённого молитвенно-постнического стояния на смерть и чувство исполненного долга. Не прогнулись перед миром сим, это его, скорее, покорёжило от нашего присутствия!
А если развернуть в другую, Божью, сторону? Давайте попробуем. У близких праздник — прекрасно, раз мы их любим и дорожим — сделаем его и своим праздником тоже. Во-первых, придумаем подарки — пусть самые немудрёные, но от сердца. Во-вторых, сами приготовим что-то постное — что наши близкие с удовольствием будут есть — и нам не надо будет нарушать пост. В конце концов, за съеденный кусочек селедки под шубой, над которой так трудилась невестка — и если мы скажем доброе слово о её кулинарных способностях — то за этот кусок Господь Бог нас точно в ад не отправит! В третьих, поднимем бокал шампанского с благодарением Богу и молитвенным пожеланием, чтобы через год, снова встретившись за этим столом, каждый из нас рассказал, сколько удивительных открытий в жизни он сделал. И, наконец, главное — постараемся быть настолько благожелательными, чуткими и добросердечными — чтобы сам факт нашего присутствия — даже немногословного — был для всех остальных очень и очень желательным!
И вот тогда и стол непостный не станет для нас скверной, и сам праздник — совсем нецерковный! — не принесёт в душу ничего такого, что бы сделало нас враждебными по отношению к Богу!
Ну что, попробуем завтра проверить?...
«Мужчина и женщина». Свящ. Ярослав Ерофеев, Ия Батаногова, Елизавета Берназ
В этой программе настоятель храма Серафима Саровского в поселке Уваровка священник Ярослав Ерофеев, регент Елизавета Берназ и супруга священника, мама троих детей Ия Батаногова размышляли о том, какими Господь задумал и создал мужчину и женщину, в чем их особенности и отличия и какими должны быть отношения между ними.
Все выпуски программы Клуб частных мнений
Алексей Корин. «Бабушка и внучка»
— Здесь, в Пермской художественной галерее, меня всегда накрывают воспоминания.
— Почему, мама?
— Потому что меня сюда в детстве водила бабушка. Точнее сказать, прабабушка. Елена Кондратьевна. Я ребёнком часто жила у неё подолгу. Баба Лена говорила тихо, ласково, никогда не ругала и охотно откликалась на мои затеи. Мы жили, как две подружки, старая и малая.
— Как на картине Алексея Корина? Смотри, она так и называется — «Бабушка и внучка». Старушка сидит в кресле, а напротив неё устроилась на скамеечке девочка лет шести. С косичкой, в розовом платьице, держит открытую книжку на коленях.
— Действительно, похоже. Мы так же коротали вечера — я читаю вслух, баба Лена вяжет носки. Слушает, слушает, да и задремлет. А я смеюсь, как эта малышка на картине: «Бабушка, ты опять уснула!».
— На старушке чепец интересный — с рюшами, ленты завязаны в бант у подбородка. У твоей бабушки тоже такой был?
— Нет, это старинный головной убор, в годы моего детства такие уже никто не носил. Видишь, тут указано, что картина была написана аж в 1893 году. Хотя многие детали интерьера как в нашей пермской квартире — ковёр на стене, подушки на кровати уложены пирамидкой одна на другую, обои в цветок. Старинные иконы в углу.
— Интересно, а художник здесь, в Перми, свою картину написал?
— Не знаю. Я даже не слышала такую фамилию раньше — Корин. Придём домой, почитаем про него в интернете.
— Стоил ли откладывать? Я мог бы вам прямо сейчас рассказать об этом замечательном живописце.
— Вот это удача!
— Расскажите, пожалуйста! Алексей Корин — малоизвестный художник.
— Скорее, забытый. До революции 1917 года имена всех участников Товарищества передвижных художественных выставок были на слуху.
— Так он из передвижников?
— Да. Правда, в отличие от других участников творческого объединения, остросоциальным темам предпочитал тёплые семейные сюжеты. Подобные тому, что представлено на полотне «Бабушка и внучка».
— А скажите, это наши землячки на картине? Сам художник из Перми?
— Нет, он родился во Владимирской губернии, в селе Палех. А большую часть жизни провёл в столице — окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества, позднее там же преподавал. Так что на полотне «Бабушка и внучка», скорее всего, мы видим москвичек.
— А как картина оказалась в нашем городе?
— О, это интересная история! Полотно приобрёл у художника московский меценат Иван Цветков. Его коллекция русских полотен могла сравниться со знаменитой Третьяковской, но была разорена после революции 1917 года. Картина «Бабушка и внучка» попала в государственный музейный фонд. А в 1928-ом стала достоянием Пермской галереи — первого художественного музея на Урале.
— Что очень отрадно!
— А мне жаль, что героини картины не из Перми! Так хотелось, чтоб это были наши родственницы!
— Такое чувство понятно! У всякого, кто смотрит на картину Алексея Корина «Бабушка и внучка», теплеет на душе. И хочется ощутить причастность к той любви, которой дышит старое полотно.
Картину Алексея Корина «Бабушка и внучка» можно увидеть в Пермской государственной художественной галерее
Все выпуски программы: Краски России
24 ноября. О нательном кресте как символе Креста Господня
В 6-й главе Послания апостола Павла к галатам есть слова: «Я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа».
О нательном кресте как символе Креста Господня, — протоиерей Максим Горожанкин.