
Андрей Рублев. Апостол Павел, 1410
Рим., 112 зач., XIII, 11 - XIV, 4.
Глава 13.
11 Так поступайте, зная время, что наступил уже час пробудиться нам от сна. Ибо ныне ближе к нам спасение, нежели когда мы уверовали.
12 Ночь прошла, а день приблизился: итак отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света.
13 Как днем, будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти; 14 но облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти.
Глава 14.
1 Немощного в вере принимайте без споров о мнениях.
2 Ибо иной уверен, что можно есть все, а немощный ест овощи.
3 Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его.
4 Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он, или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
У апостола Павла нет сомнений в том, что новая эра — нескончаемый День Господень — уже здесь, уже сейчас, а потому от верующих во Христа требуется поведение, которое соответствовало бы этому дню. О скором наступлении новой эры проповедовал Иоанн Креститель, а апостол Павел лишь продолжает его проповедь. Именно по этой причине сегодня, в день Рождества Иоанна Крестителя, в храмах читается этот отрывок Нового Завета.
И Иоанн Пророк, и апостол Павел проповедовали, что новая мессианская эра — это не то, что наступит когда-то потом, в каком-то отдаленном и, скорее всего, посмертном будущем, нет, это то, что уже наступило. А потому необходимо в буквальном смысле заставлять себя жить по-новому. Почему заставлять? Потому что Сам Христос сказал о том, что «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11:12).
Адресаты апостола это, конечно же, прекрасно понимали. Перед ними стоял другой вопрос: а что именно включает в себя новая жизнь? Как именно надо жить? Что делать в самом прямом практическом смысле этого вопроса? Вот, человек проснулся утром, какие должны быть его первейшие действия? А дальше, в течение дня? Как себя вести, как реагировать на все происходящее? Ответить на эти вопросы и дать исчерпывающую инструкцию по понятным причинам невозможно, поэтому апостол Павел говорит лишь об общих принципах новой жизни.
Во-первых, апостол пишет о том, что забота о насущном не должна переходить в страсти. Должно быть ограничение: абсолютно во всем необходимо видеть предел допустимого. К примеру, можно ли пить алкогольные напитки? Можно, но не должно быть пьянства. Можно ли отдыхать? Можно, но отдых не должен превращаться в разгул. Все можно, но в тех пределах, которые ограничены необходимым. Но так как у каждого свое представление о необходимом и достаточном, то апостол подсказывает каким образом христианин должен установить для самого себя предел: необходимо облечься «в Господа нашего Иисуса Христа». Разные толкователи по-разному трактовали эти слова апостола. Если попытаться сделать некий вывод из их слов, то можно сказать о двух видах «облечения» во Христа: о таинственном, и о деятельном. Первое подразумевает участие в церковных таинствах, а второе состоит в исследовании евангельских слов и действий Христа с тем, чтобы проникнуться духом Его поступков и стараться действовать в соответствии с этим духом.
«Журнал от 18.07.2025». Алексей Соколов, Алена Рыпова

Каждую пятницу ведущие, друзья и сотрудники радиостанции обсуждают темы, которые показались особенно интересными, важными или волнующими на прошедшей неделе.
В этот раз ведущие Кира Лаврентьева и Анна Леонтьева, а также Исполнительный директор журнала «Фома» Алексей Соколов и продюсер регионального вещания Радио ВЕРА Алёна Рыпова вынесли на обсуждение темы:
— День памяти святых Царственных страстотерпцев;
— Красота и сложность сотворенного мира как свидетельство существования Творца;
— Понетаевская икона Божией Матери «Знамение»;
— «Дни Достоевского» в Оптиной пустыни.
Ведущие: Кира Лаврентьева, Анна Леонтьева
Все выпуски программы Журнал
«Святой архипелаг»

«Святой архипелаг». Россия, режиссёр Сергея Дебижев
— Соловки до революции — вот так вот сложилось, что они смогли запечатлеть и в архитектуре, и в укладе, и в образе жизни, который здесь был, идеал человека.
— Соловки — это одно из таких мест, в которых люди имеют возможность понять, что есть вечность, и мы в каком-то соотношении с этой вечностью находимся.
Вечность в каждом кадре. Так в двух словах можно описать картину Сергея Дебижева «Святой архипелаг». Фрагмент из неё только что прозвучал. Режиссёру удалось невероятное: перенести на экран духовную атмосферу Соловецких островов — архипелага в Белом море, к юго-западу от Архангельска — молитвенную, светлую, наполненную любовью к Богу. Кино документальное, однако оно в самом полном смысле слова — картина, произведение искусства.
Лента вышла на экраны в 2022-м году, завоевала множество фестивальных наград, среди которых — серебряный Святой Георгий 44-го Московского кинофестиваля и приз Китайской академии документального кино в номинации «Лучшая операторская работа». Но главной наградой для всей съёмочной группы стал зрительский интерес к фильму. По словам Сергея Дебижева, многим сегодня, наконец, становится ясно, что материальная сторона жизни — отнюдь не главенствующая. Картина «Святой архипелаг» в каком-то смысле стала ответом на духовные запросы современного кинозрителя. Возможностью увидеть мир, выходящий за рамки нашей повседневной будничной гонки. Мир, где в каждом окружающем звуке и глотке воздуха ощущается его полнота и радость.
Практически каждый кадр документального фильма «Святой архипелаг» зрелищный и запоминающийся. Мы видим, как монахи Соловецкого монастыря пекут просфоры, кормят птиц прямо из рук, плавают на лодке по Белому морю, а вокруг них играет стая белух. И, конечно же, молятся. Над монастырём, над морем и островами не умолкает монашеская молитва.
И всё же режиссёр Сергей Дебижев утверждает: фильм не просто о Соловках, Соловецком монастыре и его монахах. Он — о смысле и течении жизни. О том, какой она становится, когда каждая её минута наполняется Богом. Именно об этом размышляет один из героев картины, руководитель плотницкой мастерской Соловецкого монастыря, в которой вырезают поклонные кресты, Георгий Кожокарь.
— Остановитесь вот перед любым камнем, перед любой травинкой, локоном леса, природы, воды — невозможно не услышать голос Божий: Аз Есмь. То есть, здесь. Вот, Я тут. Я тут — сейчас.
Смотришь на экран, а там в бескрайнем море вокруг Соловецкого монастыря отражается бездонное небо. И не видно границы между ними. И не знаешь, на небе ты, или на земле. Это ощущение усиливает музыка, которую написал для фильма «Святой Архипелаг» музыкант и композитор Вячеслав Бутусов. Впрочем, по словам режиссёра Сергея Дебижева, настроение фильма запечатлевалось по мере работы над ним, словно само по себе. А точнее — по воле Божьей. Как живут по воле Божьей уже шесть веков святые Соловки. И неугасимой лампадой светят миру.
Кирсанов (путешествие по городу)

Кирсанов — город в Центрально-Чернозёмном районе России, на востоке Тамбовской области. Его история началась в конце семнадцатого века со строительства железоделательного завода. Первым при производстве поселился крестьянин Хрисанф Зубахин, в народном произношении — Кирсан. Его имя и дало название селению. Железоделательный завод вскоре закрылся, а Кирсанов продолжал существовать — сначала как посёлок, а с 1779 года — как уездный город. Он успешно развивался за счёт удачного географического положения. Через Кирсанов проходили тракты, ведущие в Воронеж, Камышин и Пензу. В 1875 году здесь появилась станция железной дороги, соединявшей Тамбов и Саратов. Всё это способствовало торговле. Неудивительно, что значительную часть городского населения составляли купцы. В традициях этого сословия всегда были благотворительность и строительство храмов. К началу двадцатого века в Кирсанове действовали восемь церквей. До наших дней сохранилось две из них — бессребреников Космы и Дамиана и Тихвинской иконы Божией Матери. В этих храмах — память о прошлом и надежда на будущее Кирсанова.
Радио ВЕРА в Кирсанове можно слушать на частоте 102,2 FM