
Андрей Рублев. Апостол Павел, 1410
Рим., 112 зач., XIII, 11 - XIV, 4.
Глава 13.
11 Так поступайте, зная время, что наступил уже час пробудиться нам от сна. Ибо ныне ближе к нам спасение, нежели когда мы уверовали.
12 Ночь прошла, а день приблизился: итак отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света.
13 Как днем, будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти; 14 но облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти.
Глава 14.
1 Немощного в вере принимайте без споров о мнениях.
2 Ибо иной уверен, что можно есть все, а немощный ест овощи.
3 Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его.
4 Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он, или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
У апостола Павла нет сомнений в том, что новая эра — нескончаемый День Господень — уже здесь, уже сейчас, а потому от верующих во Христа требуется поведение, которое соответствовало бы этому дню. О скором наступлении новой эры проповедовал Иоанн Креститель, а апостол Павел лишь продолжает его проповедь. Именно по этой причине сегодня, в день Рождества Иоанна Крестителя, в храмах читается этот отрывок Нового Завета.
И Иоанн Пророк, и апостол Павел проповедовали, что новая мессианская эра — это не то, что наступит когда-то потом, в каком-то отдаленном и, скорее всего, посмертном будущем, нет, это то, что уже наступило. А потому необходимо в буквальном смысле заставлять себя жить по-новому. Почему заставлять? Потому что Сам Христос сказал о том, что «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11:12).
Адресаты апостола это, конечно же, прекрасно понимали. Перед ними стоял другой вопрос: а что именно включает в себя новая жизнь? Как именно надо жить? Что делать в самом прямом практическом смысле этого вопроса? Вот, человек проснулся утром, какие должны быть его первейшие действия? А дальше, в течение дня? Как себя вести, как реагировать на все происходящее? Ответить на эти вопросы и дать исчерпывающую инструкцию по понятным причинам невозможно, поэтому апостол Павел говорит лишь об общих принципах новой жизни.
Во-первых, апостол пишет о том, что забота о насущном не должна переходить в страсти. Должно быть ограничение: абсолютно во всем необходимо видеть предел допустимого. К примеру, можно ли пить алкогольные напитки? Можно, но не должно быть пьянства. Можно ли отдыхать? Можно, но отдых не должен превращаться в разгул. Все можно, но в тех пределах, которые ограничены необходимым. Но так как у каждого свое представление о необходимом и достаточном, то апостол подсказывает каким образом христианин должен установить для самого себя предел: необходимо облечься «в Господа нашего Иисуса Христа». Разные толкователи по-разному трактовали эти слова апостола. Если попытаться сделать некий вывод из их слов, то можно сказать о двух видах «облечения» во Христа: о таинственном, и о деятельном. Первое подразумевает участие в церковных таинствах, а второе состоит в исследовании евангельских слов и действий Христа с тем, чтобы проникнуться духом Его поступков и стараться действовать в соответствии с этим духом.
11 мая. Об истории и православных монастырях Константинополя

Сегодня 11 мая. В этот день в 330 году состоялось торжественное освящение Константинополя.
Об истории и православных монастырях города — священник Августин Соколовски.
Святой Константин основал город за 7 лет до своей кончины. Константинополь не был построен в чистом поле, ведь на его месте существовало древнее поселение, носившее название Византий. С самого начала правитель приложил огромные усилия для христианизации этой тихой языческой гавани. Доподлинно известно, что уже к моменту смерти императора в 337 году в городе существовало уже 15 монастырей. Спустя 200 лет после основания, к середине VI века, в Константинополе было около 70 обителей. Особенно были знамениты некоторые монастыри. Это монастырь Неусыпающих. Он был назван так, потому что в нем непрерывно совершалось богослужение. Братья поочередно сменяли друг друга, чтобы служба Богу никогда не прекращалась день и ночь. Другой жемчужиной монашеской жизни великого города была обитель Феодора Студита. В ней жили тысячи монахов. Общежитие было настолько строгим и последовательным, что братья не имели ничего своего. Одежды иноков были огромного размера, по форме напоминали собой мешки. После общей стирки монахи разбирали одежды без разбору, от самого игумена Феодора до самого младшего послушника. В свою очередь обитель святого Далмата прославилась тем, что в ней подвязался преподобный Исаакий. Именно он не побоялся лично обличить императора Валента в арианской ереси и предсказал ему погибель в битве с персами, что вскоре произошло. Многие столетия спустя, в день памяти Исаакия, родился русский царь Петр Великий, потому в Санкт-Петербурге был воздвигнут знаменитый Исаакиевский собор. Удивительное преемство православных столиц в истории, за которое в эти пасхальные дни мы призваны благодарить Спасителя нашего Иисуса Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 мая. О духовном расслаблении

Сегодня 11 мая. Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном.
О духовном расслаблении — священник Николай Конюхов.
Сегодня мы вспоминаем чудо исцеления расслабленного при Овчей купели. Удивительный эпизод. Человек 38 лет был расслабленным и не мог никаким образом исцелиться, имел одну надежду — окунуться в купель, которая таким чудесным образом возмущалась Ангелом Божиим. И человек дождался того, что пришел Христос и проявил к Нему такое милосердие и помог. Но вопрос тут в другом. А что такое расслабленность? Всегда ли это именно физическая расслабленность? Сейчас люди достаточно успешно передвигаются, у нас множество средств передвижений. Мы экономим время, ходим в спортзал, и достаточно многие ведут активный образ жизни. Но есть другая расслабленность, расслабленность духовная, когда человек ничего уже не хочет. Я сталкиваюсь иногда, что люди жалуются на исповеди в том числе, что нету какого-то движения, нету радости жизни, нету вкуса жизни, и нету красок, которые даровал нам Господь. Это в том числе связано с отсутствием такой духовной мотивации. И очень важно, чтобы мы ставили цели, которые выходят за рамки этой жизни. Тогда они нас будут сподвигать к тому, чтобы искать выходы, искать Бога и двигаться в нужном направлении. Подвижник — это от слова «двигаться». Если мы будем застаиваться, то будем, как, знаете, вода, которая где-то застоялась в канаве. Мимо нее неприятно проходить из-за резкого запаха. Вот также и человек, который не двигается вперед, не двигается к Богу, становится похожим на такую канаву.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 мая. О творчестве Григория Гагарина

Сегодня 11 мая. В этот день в 1810 году родился русский художник Григорий Гагарин.
О его творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Государственный деятель, принимавший участие в работе посольства России в Константинополе, портретист. А главное, последователь неовизантийского стиля. Именно задача преемства церковного искусства Византии была поставлена Григорию Григорьевичу еще Николаем Павловичем. Продолжал наш художник осуществлять этот проект в царствовании Александра II, когда православному Востоку было уделяемо особое внимание в связи с войнами с Османской империей. Мы можем судить о художественной одаренности князя Гагарина по росписям собора Сиони в Тбилиси. Художник не просто находился под влиянием византийской иконописи, но соотносил свое творчество с интерьером Великой Софии в Константинополе, где накануне он тщательно изучал шедевры ранневизантийского искусства. Благодаря Гагарину в Академии художеств был учрежден иконописный класс, где тщательнейшим образом наши академики, подвязавшиеся в религиозные живописи, изучали наследие Византии, а не только западноевропейского искусства.
Все выпуски программы Актуальная тема