
Андрей Рублев. Апостол Павел, 1410
Рим., 112 зач., XIII, 11 - XIV, 4.
Глава 13.
11 Так поступайте, зная время, что наступил уже час пробудиться нам от сна. Ибо ныне ближе к нам спасение, нежели когда мы уверовали.
12 Ночь прошла, а день приблизился: итак отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света.
13 Как днем, будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти; 14 но облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти.
Глава 14.
1 Немощного в вере принимайте без споров о мнениях.
2 Ибо иной уверен, что можно есть все, а немощный ест овощи.
3 Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его.
4 Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он, или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
У апостола Павла нет сомнений в том, что новая эра — нескончаемый День Господень — уже здесь, уже сейчас, а потому от верующих во Христа требуется поведение, которое соответствовало бы этому дню. О скором наступлении новой эры проповедовал Иоанн Креститель, а апостол Павел лишь продолжает его проповедь. Именно по этой причине сегодня, в день Рождества Иоанна Крестителя, в храмах читается этот отрывок Нового Завета.
И Иоанн Пророк, и апостол Павел проповедовали, что новая мессианская эра — это не то, что наступит когда-то потом, в каком-то отдаленном и, скорее всего, посмертном будущем, нет, это то, что уже наступило. А потому необходимо в буквальном смысле заставлять себя жить по-новому. Почему заставлять? Потому что Сам Христос сказал о том, что «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11:12).
Адресаты апостола это, конечно же, прекрасно понимали. Перед ними стоял другой вопрос: а что именно включает в себя новая жизнь? Как именно надо жить? Что делать в самом прямом практическом смысле этого вопроса? Вот, человек проснулся утром, какие должны быть его первейшие действия? А дальше, в течение дня? Как себя вести, как реагировать на все происходящее? Ответить на эти вопросы и дать исчерпывающую инструкцию по понятным причинам невозможно, поэтому апостол Павел говорит лишь об общих принципах новой жизни.
Во-первых, апостол пишет о том, что забота о насущном не должна переходить в страсти. Должно быть ограничение: абсолютно во всем необходимо видеть предел допустимого. К примеру, можно ли пить алкогольные напитки? Можно, но не должно быть пьянства. Можно ли отдыхать? Можно, но отдых не должен превращаться в разгул. Все можно, но в тех пределах, которые ограничены необходимым. Но так как у каждого свое представление о необходимом и достаточном, то апостол подсказывает каким образом христианин должен установить для самого себя предел: необходимо облечься «в Господа нашего Иисуса Христа». Разные толкователи по-разному трактовали эти слова апостола. Если попытаться сделать некий вывод из их слов, то можно сказать о двух видах «облечения» во Христа: о таинственном, и о деятельном. Первое подразумевает участие в церковных таинствах, а второе состоит в исследовании евангельских слов и действий Христа с тем, чтобы проникнуться духом Его поступков и стараться действовать в соответствии с этим духом.
«Не унывай»
В этом выпуске своими светлыми историями о том, как Бог помог преодолеть кризис, уныние или тяжелый этап в жизни, поделились ведущие Радио ВЕРА Константин Мацан, Анна Леонтьева, Кира Лаврентьева и наш гость — пресс-секретарь Пятигорской епархии протоиерей Михаил Самохин.
Все выпуски программы Светлые истории
Рэй Брэдбери «Вино из одуванчиков»: «Дар жизни»

Фото: Piqsels
Сегодня мы поговорим о повести известного писателя-фантаста двадцатого века — Рэя Брэдбери. Называется она «Вино из одуванчиков». Главный герой, двенадцатилетний Дуглас, идёт с отцом и младшим братом в лес за ягодами. И вот что там происходит: «Дуглас шумно дышал. Я и правда живой, думал Дуглас. Прежде я этого не знал, а может, и знал, да не помню. Надо же! Прожил на свете целых двенадцать лет и ничегошеньки не понимал! И вдруг такая находка: тут, под деревом, сверкающие золотые часы, редкостный хронометр с заводом на семьдесят лет!»
Дуглас совершил великое открытие! Мальчику понадобилось для этого двенадцать лет. Кому-то нужно будет в два раза больше. Кому-то — половина жизни. А кто-то однажды сделает это открытие, но... предпочтёт убрать его на полку, подальше, до удобного часа, сказав себе: «Вот докончу то и то, дождусь того и того, добьюсь того и того, тогда и достану свою жизнь, разверну, сдуну с неё пылинки и — заживу».
И рискует такой человек до самой смерти не понять, ради чего жил.
А можно поступить иначе. Осознать, как это сделал маленький герой повести «Вино из одуванчиков», какой неимоверный дар вложен нам в руки. И сделать всё, чтобы не растратить его впустую.
Автор: Анастасия Андреева
Все выпуски программы: ПроЧтение
Шоколадки с ароматом ладана. Ксения Хайсанова
«Надо всех любить, всех жалеть, за всех молится» — эти слова любил повторять иеродиакон из Оптиной пустыни. Илиодор (Гайриянц)
Отца Илиодора всегда было видно и слышно издалека. Его голос обычно доносился из центра небольшой толпы. Люди сбивались в стайку вокруг отца диакона, а он с широкой улыбкой что-то рассказывал, отвечал на вопросы, дарил гостинцы
Наша первая встреча с ним произошла так: примерно 8 лет назад, мы с папой шли в часовню к новомученикам, я тогда еще на коляске передвигалась, а отец Илиодор из этой часовни выходил.
О чем-то спросил папу, потом меня:
— Как тебя зовут?
— Ксения
— Подожди... — он достал из кармана рясы помянник, — Ксения. Запишу. Господь тебе поможет.
Убрал помянник в карман, а вынул оттуда маленькую шоколадку. Она насквозь пропиталась ароматом ладана.
— Держи, — протянул отец Илиодор с улыбкой.
Ещё помню, как в другой раз мы приехали с мамой в Оптину на день памяти преподобного Амвросия Оптинского. Наша паломническая группа состояла из детей-инвалидов и их мам. Все мы проходили лечение в одном из санаториев Калужской области. Моя душа тогда ликовала. Я — в любимой Оптиной! И довелось приложиться к мощам святого Амвросия в день его праздника!
Мы вышли из храма и тут к нам стремительно подошел отец Илиодор. Он, видимо, собирался уезжать по делам, но, увидев группу детей, остановился.
— Детей надо накормить! — сказал отец диакон и велел нам идти в чайную. Сам отлучился, а потом вернулся с двумя большими пакетами. В них были шоколадки. Отец Илиодор вложил угощение в ладошку каждому из ребят.
— Жаль не могу побыть с Вами подольше, ждут — извинился наш знакомый и ушел так же быстро, как появился. На сердце у меня осталось много-много любви. Будто каждый из нас стал самым дорогим человеком на свете для этого доброго монаха.
Осенью 2020 года отец Илиодор попал в больницу. Многие, кто с ним общался, просили молитв. Казалось, здоровье у нашего доброго диакона — богатырское. Мощный, сильный, живой, всегда радостный!
26 октября 2020 года отец Илиодор преставился ко Господу. Когда я узнала, стало очень больно.
Я спрашивала сама себя: «Ксюша, ты чего? Так больно должно быть тем, кто близко знал отца Илиодора, а ты... Несколько встреч, несколько подаренных шоколадок, добрая улыбка — вот и всё что нас связывало».
Но я плакала и плакала, вспоминая, то улыбку, то голос, то его взгляд, то шоколадки... Спустя время скорбь сменилась тихой радостью о том, что отец Илиодор теперь с Господом, а еще о том, что Бог подарил мне эти несколько встреч. Ведь такие люди — настоящие светочи Христовы, и когда мы с ними хоть на мгновение соприкасаемся, не можем остаться прежними. Их доброе отношение меняет нас, открывая, что такое христианская любовь, к которой призван каждый из нас. Эти люди вдохновляют и нас на проявление любви к ближнему.
Теперь, когда я унываю, вспоминаю отца Илиодора Душевная тоска сразу рассеивается, становится радостно. Господи, дай и мне стяжать хоть немного той любви по отношению к близким, какую я чувствовала от этого доброго человека.
Автор: Ксения Хайсонова
Все выпуски программы Частное мнение







