Рим., 85 зач., III, 28 - IV, 3.
28 Ибо мы признаём, что человек оправдывается верою, независимо от дел закона.
29 Неужели Бог есть Бог Иудеев только, а не и язычников? Конечно, и язычников, 30 потому что один Бог, Который оправдает обрезанных по вере и необрезанных через веру.
31 Итак, мы уничтожаем закон верою? Никак; но закон утверждаем.
Глава 4.
1 Что же, скажем, Авраам, отец наш, приобрел по плоти?
2 Если Авраам оправдался делами, он имеет похвалу, но не пред Богом.
3 Ибо что говорит Писание? Поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Если мы обратим свое внимание на исторические книги Ветхого Завета, то увидим, что Бог, Которого мы почитаем как Творца и Подателя жизни, далеко не всегда и не всеми воспринимался таким образом. Мы почитаем Бога как Творца всех, как Того, Кто над всеми. То есть, абсолютно над всеми. Этнос или же личное отношение к Богу не играют здесь для нас никакой роли. Такова наша вера, и мы ее исповедуем. Но в Ветхом Завете можно найти места, который свидетельствуют, что Бог некоторыми людьми воспринимался существенно иначе — как локальный Бог одного лишь народа. Один из множества других богов, правда, существенно более сильный. Слова апостола Павла, адресованный римским иудеям, дают нам основание полагать, что такое отношение к Богу проникло и к самим иудеям, ими тоже Он начал восприниматься как Бог одного лишь народа, того, который Он избрал. Апостол пишет: «Неужели Бог есть Бог Иудеев только, а не и язычников?». Конечно же, это совершенно не так, как и отвечает апостол: «Конечно, и язычников, потому что один Бог, Который оправдает обрезанных по вере и необрезанных через веру».
Но почему у иудеев сложилось такое, по нашим меркам, странное представление о Боге? Ответ на этот вопрос тоже можно найти в сегодняшнем апостольском отрывке. Дело тут в том, что их отцам был дан закон. А праведность и, как следствие, соотнесенность с Богом, самым непосредственным образом вытекала из тщательного исполнения закона. Тогда как другим народам такой закон не был дан, получается, что спастись, достигнуть жизни вечной, может лишь один народ — тот самый, о котором Бог позаботился особым образом, тот, в адрес которого прозвучали в свое время такие слова: «приму вас Себе в народ и буду вам Богом, и вы узнаете, что Я Господь, Бог ваш» (Исх. 6:7). Это слова из библейской книги Исход. Конечно, понять их каким-то иным, кроме буквального, способом в то время и в том месте было невозможно. Поэтому странствующий в пустыне народ так их и понял, а со временем множество раз удостоверился в правильности своего понимания. В самом деле, если Бог всякий раз в награду за исполнение закона дает победу над земными врагами, а за уклонение от закона, напротив, отдает победу другим народам, то как здесь не начать верить в неразрывную связь Бога, Его закона и Его избранного народа?
Апостол Павел был абсолютно убежден в том, что закон и забота Бога были нужны для одной лишь цели — для Боговоплощения, для создания возможности Пришествия в мир Христа, а не для сохранности какого-то одного, пусть и когда-то избранного, народа. Следовательно, после Пришествия Христа закон в его ветхозаветной форме утратил свою силу и, что особенно важно, свой смысл. Наступило другое время — время веры. Это было совершенно новым видением, абсолютно новым словом. Апостолу было необходимо опереться на какой-то исторический пример, иначе бы его попросту не стал никто слушать, и Павел находит пример в лице праотца Авраама, он напоминает своим адресатам, что Авраам жил до того, как был дан закон, но у Авраама была вера и она сумела заменить ему то, что в дальнейшем давал его потомкам закон.
«Евангелие от Матфея». Анастасия Медведева
У нас в студии была кандидат философских наук, старший преподаватель Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, библеист Анастасия Медведева.
Разговор шел о Евангелии от Матфея, как появился этот текст, в чем его особенности, что известно о евангелисте Матфее и почему это евангелие стало одним из четырех, включенных в состав книг Нового Завета.
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер
«Жизнь как задача». Игумен Владимир (Маслов)
У нас в гостях был клирик Екатерининского мужского монастыря города Видное Московской области игумен Владимир (Маслов).
Мы говорили о том, какие задачи стоят перед человеком в его земной жизни и что об этом сказано в Священном Писании.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Светлый вечер
Белгород. Храм Корсунской иконы Божией Матери
В шести километрах от Белгорода, неподалёку от аэропорта, есть заповедное место, известное как Монастырский лес. В глубине этой дубравы с незапамятных времён бил родник. В восемнадцатом веке возле ручья обрели икону Богородицы — искусно выполненный список образа, именуемого Корсунским. После чудесного явления святыни вода в источнике получила целебные свойства. Для Корсунского образа в дубраве построили сначала часовню, а в начале девятнадцатого века — каменную церковь. Храм стал подворьем Белгородского Рождество-Богородицкого монастыря. После революции 1917 года этот скит был полностью уничтожен. В 1995 году Монастырский лес стал государственным природным заказником. На его территории расчистили целебный родник и восстановили над ним часовню. Спустя ещё два года поблизости, на городском кладбище, построили храм в честь Корсунской иконы Божией Матери. Ежегодно 22 октября, в день празднования чудотворного образа от церкви к источнику совершается крестный ход. Сотни жителей Белгорода участвуют в этом молитвенном шествии!
Радио ВЕРА в Белгороде можно слушать на частоте 103,2 FM