
Андрей Рублев. Апостол Павел, 1410
Рим., 85 зач., III, 28 - IV, 3.
28 Ибо мы признаём, что человек оправдывается верою, независимо от дел закона.
29 Неужели Бог есть Бог Иудеев только, а не и язычников? Конечно, и язычников, 30 потому что один Бог, Который оправдает обрезанных по вере и необрезанных через веру.
31 Итак, мы уничтожаем закон верою? Никак; но закон утверждаем.
Глава 4.
1 Что же, скажем, Авраам, отец наш, приобрел по плоти?
2 Если Авраам оправдался делами, он имеет похвалу, но не пред Богом.
3 Ибо что говорит Писание? Поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Если мы обратим свое внимание на исторические книги Ветхого Завета, то увидим, что Бог, Которого мы почитаем как Творца и Подателя жизни, далеко не всегда и не всеми воспринимался таким образом. Мы почитаем Бога как Творца всех, как Того, Кто над всеми. То есть, абсолютно над всеми. Этнос или же личное отношение к Богу не играют здесь для нас никакой роли. Такова наша вера, и мы ее исповедуем. Но в Ветхом Завете можно найти места, который свидетельствуют, что Бог некоторыми людьми воспринимался существенно иначе — как локальный Бог одного лишь народа. Один из множества других богов, правда, существенно более сильный. Слова апостола Павла, адресованный римским иудеям, дают нам основание полагать, что такое отношение к Богу проникло и к самим иудеям, ими тоже Он начал восприниматься как Бог одного лишь народа, того, который Он избрал. Апостол пишет: «Неужели Бог есть Бог Иудеев только, а не и язычников?». Конечно же, это совершенно не так, как и отвечает апостол: «Конечно, и язычников, потому что один Бог, Который оправдает обрезанных по вере и необрезанных через веру».
Но почему у иудеев сложилось такое, по нашим меркам, странное представление о Боге? Ответ на этот вопрос тоже можно найти в сегодняшнем апостольском отрывке. Дело тут в том, что их отцам был дан закон. А праведность и, как следствие, соотнесенность с Богом, самым непосредственным образом вытекала из тщательного исполнения закона. Тогда как другим народам такой закон не был дан, получается, что спастись, достигнуть жизни вечной, может лишь один народ — тот самый, о котором Бог позаботился особым образом, тот, в адрес которого прозвучали в свое время такие слова: «приму вас Себе в народ и буду вам Богом, и вы узнаете, что Я Господь, Бог ваш» (Исх. 6:7). Это слова из библейской книги Исход. Конечно, понять их каким-то иным, кроме буквального, способом в то время и в том месте было невозможно. Поэтому странствующий в пустыне народ так их и понял, а со временем множество раз удостоверился в правильности своего понимания. В самом деле, если Бог всякий раз в награду за исполнение закона дает победу над земными врагами, а за уклонение от закона, напротив, отдает победу другим народам, то как здесь не начать верить в неразрывную связь Бога, Его закона и Его избранного народа?
Апостол Павел был абсолютно убежден в том, что закон и забота Бога были нужны для одной лишь цели — для Боговоплощения, для создания возможности Пришествия в мир Христа, а не для сохранности какого-то одного, пусть и когда-то избранного, народа. Следовательно, после Пришествия Христа закон в его ветхозаветной форме утратил свою силу и, что особенно важно, свой смысл. Наступило другое время — время веры. Это было совершенно новым видением, абсолютно новым словом. Апостолу было необходимо опереться на какой-то исторический пример, иначе бы его попросту не стал никто слушать, и Павел находит пример в лице праотца Авраама, он напоминает своим адресатам, что Авраам жил до того, как был дан закон, но у Авраама была вера и она сумела заменить ему то, что в дальнейшем давал его потомкам закон.
Послание к Галатам святого апостола Павла

Апостол Павел
Гал., 208 зач., III, 23 - IV, 5.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. В одном из романов Эриха Марии Ремарка меня сначала смутила, а потом глубоко потрясла фраза героини — Лилиан — когда она говорит, что «шляпка, которая идёт тебе, служит большей моральной опорой, чем целый свод законов».
Отрывок из 3-й главы послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах за богослужением, как это ни покажется странным, напрямую перекликается с кажущейся очень странной фразой героини Ремарка.
Глава 3.
23 А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того времени, как надлежало открыться вере.
24 Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою;
25 по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя.
26 Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса;
27 все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись.
28 Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе.
29 Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники.
Глава 4.
1 Еще скажу: наследник, доколе в детстве, ничем не отличается от раба, хотя и господин всего:
2 он подчинен попечителям и домоправителям до срока, отцом назначенного.
3 Так и мы, доколе были в детстве, были порабощены вещественным началам мира;
4 но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону,
5 чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление.
Слушатель уже, наверное, недоумевает: да как вообще возможно увязать дамскую шляпку и высокодуховные призывы апостола Павла к колеблемой разными проповедниками общине христиан в Галатии?
Главная мысль, которую старается донести апостол, — о «новой идентичности» во Христе, которую обретает всякий уверовавший и крестившийся. Причём эта идентичность — не внешняя, обусловленная соблюдением религиозных правил и обрядов — иудейских, а именно внутренняя, сокровенная, находящаяся в сердце и потому — неотменяемая. Всё внешнее, ритуальное — лишь «детоводитель» ко Христу: ну какая разумная женщина будет надевать свою замечательную шляпку на грязную голову? В этом-то и заключалась миссия Ветхого Завета — подготовить условия для возможности пришествия Христа и Его принятия людьми как своего Спасителя: и на этом роль закона завершалась. Он — лишь охраняет от недолжного, «проводит диагностику» соответствия Божественному замыслу — но не лечит: в плане терапии закон сам по себе — бессилен.
Продолжим аналогию. Когда женщина, тщательно подготовившись, надевает на себя шляпку, которая великолепно подходит к ней — и она сама это видит! — она чувствует, что преображается, потому что «об» эту шляпку она словно бы «настраивается» изнутри тону красоты, чистоты и элегантности, который и задаёт сама шляпка. Казалось бы — шляпка — всего лишь элемент одежды, а, оказывается, и по отношению к ней можно вести себя... предательски — если обрушить высокую планку соответствия.
Апостол говорит о том, что все, кто во Христа крестились, — во Христа облеклись. Другими словами, теперь внутри каждого христианина есть глубинное, сердечное ощущение высоты идеала Христовой святости — который побуждает постоянно «подтягиваться» к нему. И это ощущение настолько объективное, понятное для самого верующего — что сама возможность греха как предательства, как преступления, пере-ступания через границу между должным и недолжным, начинает восприниматься как самая настоящая трагедия, беда. Как если бы милую шляпку сорвали и втоптали в грязь — как себя после этого ощутила бы героиня Ремарка, догадаться несложно!
Внутри каждого христианина есть величайшая святыня — образ Христов, запечатлённый в сердце. Пока он близок, ощущается и живой — греху трудно близко подобраться. Вот об этом и следует всем нам заботиться прежде всего — о чистоте и ясности нашей главной святыни — дорожа которой мы всегда будем изнутри «подсвечены»!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Земля как дар от Бога». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о Земле как даре от Бога. Как человек должен заботиться об этом даре и какую несет за него ответственность перед Создателем.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный - человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена жизни как дару от Бога;
Вторая беседа с протоиереем Максимом Козловым была посвящена времени как дару от Бога.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Как приход в Церковь меняет жизнь». Иеромонах Геннадий (Войтишко)

У нас в гостях был руководитель сектора приходского просвещения Синодального отдела религиозного образования и катехизации иеромонах Геннадий (Войтишко).
Разговор шел о том, как меняется жизнь человека после прихода к вере и в Церковь.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер