
«Апостол Павел». Рембрандт (1606–1669)
Рим., 109 зач., XII, 4-5, 15-21.
Глава 12.
4 Ибо, как в одном теле у нас много членов, но не у всех членов одно и то же дело,
5 так мы, многие, составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены.
15 Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими.
16 Будьте единомысленны между собою; не высокомудрствуйте, но последуйте смиренным; не мечтайте о себе;
17 никому не воздавайте злом за зло, но пекитесь о добром перед всеми человеками.
18 Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми.
19 Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь.
20 Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья.
21 Не будь побежден злом, но побеждай зло добром.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
История христианской Церкви длится уже два тысячелетия. За это время формы ее существования менялись и порой принимали вид, который радикально отличался от изначального. Действительно, первохристианская община с ее неформальными отношениями между всеми участниками, с ее еще зачастую импровизированными, харизматичными богослужениями, с ее неустоявшейся административной организацией это не позднейшая имперская и не современная Церковь с ее строго регламентированными отношениями, четкой иерархией и развитым бюрократическим аппаратом. Однако, несмотря на эти внешние различия, ее суть остается неизменной. Как один и тот же человек может носить разную одежду в зависимости от обстоятельств, так и Церковь всего лишь меняет свой внешний вид, когда оказывается в новой культурно-исторической ситуации. Что же есть тогда Церковь? Об этом и говорит сегодня апостол Павел.
Во все времена Церковь — это один и тот же мистический организм, тело Христово. А все ее участники — это различные части этого тела. А потому отношения между ними не могут быть регламентированы только юридически, при помощи правовых норм. Скорее их связь — словно связь между клеточками в живом организме. Это единство на тонком духовном уровне с Богом, а через Него друг с другом. Как же почувствовать это единство, как принять в нем участие? Сегодня мы слышим ряд рекомендаций, которые дает апостол.
Независимо от того, какую должность ты занимаешь в церковной организации, каков твой духовный опыт, как долго ты являешься участником той или иной общины, понуждай себя быть в мире с каждым, не превозносись, не воздавай злом за зло, не думай о себе слишком многое, смиряй свою самость и эгоизм перед людьми, не мсти, проявляй милость даже к тем, кого по ряду жизненных обстоятельств ты мог бы посчитать врагом, сопротивляйся злу добром, не морализаторствуй, но просто разделяй радость и горе с теми, кто тебя окружает. Только целенаправленным понуждением себя в этом направлении достигается единомыслие и единодушие с людьми. Чтобы подчеркнуть его высокую степень преподобный Симеон Новый Богослов говорил даже о взаимопроникновении. Подобное бывает между любящими друг друга супругами, чьи отношения давно выходят за пределы правовых. Если этой внутренней работы нет, то не имеет значение, как долго человек посещает богослужения, какой административный пост он занимает, насколько активно он принимает участие в организации церковной жизни, Церковь останется для него всего лишь одним из социальных институтов, а люди, которые его наполняют, всего лишь винтиками в этом сложном механизме.
А потому, если мы хотим познать Церковь как она есть, прикоснуться к ее пульсу, стать частью ее души, будем понуждать себя следовать рекомендациям апостола. Чтобы постепенно войти в то чудное единство с людьми и Богом, которое есть Тело Христово.
Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла

2 Кор., 170 зач., I, 21 - II, 4.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Нередко, узнав о чьём-то дурном поступке, мы с облегчением говорим: «ну да, конечно же, я всегда так и думал об этом человеке!» Насколько такой подход соответствует христианскому духу, нам поможет понять отрывок из 2-го послания к Коринфянам апостола Павла, который читается сегодня за богослужением в храмах.
Глава 1.
21 Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог,
22 Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши.
23 Бога призываю во свидетели на душу мою, что, щадя вас, я доселе не приходил в Коринф,
24 не потому, будто мы берем власть над верою вашею; но мы споспешествуем радости вашей: ибо верою вы тверды.
Глава 2.
1 Итак я рассудил сам в себе не приходить к вам опять с огорчением.
2 Ибо если я огорчаю вас, то кто обрадует меня, как не тот, кто огорчен мною?
3 Это самое и писал я вам, дабы, придя, не иметь огорчения от тех, о которых мне надлежало радоваться: ибо я во всех вас уверен, что моя радость есть радость и для всех вас.
4 От великой скорби и стесненного сердца я писал вам со многими слезами, не для того, чтобы огорчить вас, но чтобы вы познали любовь, какую я в избытке имею к вам.
Апостол, как это следует из текста прозвучавшего сейчас отрывка, откладывает свой визит к проблемной церкви в Коринфе, где её раздирают разные «партии», христиане конфликтуют друг с другом, да и к самому Павлу у них достаточно много вопросов и претензий. И далее разъясняет причину: он не хочет причинять им боль, приходя к ним с неизбежными вопросами — на которые придётся давать крайне неприятные ответы. Вместо этого он словно бы «раздвигает горизонт» для коринфян, с одной стороны, обозначая свою позицию, с другой — оставляя им возможность и время измениться. Самое главное здесь то, как сам апостол это объясняет: он отказывается быть «надзирателем» или «начальствующим» над их верой, но хочет стать «соработником радости».
Некоторые бы могли сказать: да что за «миндальничанье!» Надо было сразу приехать и беспощадно вонзить нож пастырского вразумления в давно назревший гнойник! Ну и что, что будет больно, вонюче и грязно? Зато правда восторжествует во всей своей красе!
Однако апостол отказывается поступать так, предпочитая соединить истину с любовью. И он верит в то, что коринфяне, прочитав это послание, в равной степени наполненное и непреклонной истиной, и одновременно большой любовью, сами осознают недопустимость продолжения своего греховного поведения. И тем самым избавят апостола от необходимости огорчать их своим появлением — напротив, тогда все будут рады друг другу, когда визит состоится.
Перед нами — замечательный пример подлинно христианской педагогики. Казалось бы, ничего не мешает апостолу приехать и устроить разбирательство по всей строгости христианского закона. Но он сознательно «притормаживает», не для того, чтобы выждать и ударить в самый болезненный момент — напротив, чтобы духовная «терапия» его пастырским словом, вниманием и любовью, успела принести свой результат — и никакой «хирургии» уже не потребовалось!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Пусть ребята в школах услышат важные и нужные слова о семье

Татьяна Смурова по профессии — педагог, преподает историю и обществознание. Нередко в работе с детьми возникают сложности. «В такие моменты, — замечает Татьяна, — необходимо иметь „под рукой“ проверенные методические материалы по педагогике и психологии, на которые можно опереться, но отыскать их не так-то просто»
Ещё одна тема, которая волнует Татьяну, не только как педагога, но и как маму двоих детей — это семейные отношения и ценности. Разговоры о семье она считает актуальными, потому что часто видит, как критически настроены подростки, когда речь заходит о целомудрии, верности, порядочности и рождении детей. «Очень трудно грамотно выстроить разговор с ребёнком, чтобы он стал беседой по душам и был полезен», — говорит Татьяна Смурова.
Проект «Клевер Лаборатория» активно поддерживает педагогов в их начинаниях не первый год. Уже этой осенью на портале «Клевер Лаборатории» будут опубликованы новые материалы, посвящённые теме семейных отношений: «Дорога к дому, в котором живёт любовь». Они помогут Татьяне и другим учителям выстроить диалог с детьми о семье в подходящей для их возраста форме.
Вы можете поддержать разработку этих материалов — и благодаря вашей помощи ребята в школе услышат важные и нужные слова о семье — самом ценном, что есть в жизни. Сделать любой благотворительный взнос можно на сайте проекта «Клевер Лаборатория».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«14-е воскресенье по Пятидесятнице. Церковное новолетие». Прот. Федор Бородин

В нашей студии был настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке протоиерей Федор Бородин.
Разговор шел о смыслах и особенностях богослужения и Апостольского (2Кор.1:21-2:4) и Евангельского (Мф.22:1-14) чтений в 14-е воскресенье по Пятидесятнице, о начале Церковном новолетии, о днях памяти иконы Божией Матери «Неопалимая Купина», пророка Захарии и праведной Елисаветы, родителей Иоанна Предтечи, чуда Архистратига Михаила в Хонех, преподобного Макария Оптинского.
Все выпуски программы Седмица