
Апостол Павел. Мозаика
Рим., 108 зач., XII, 1-3.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Прославляемые Церковью святые часто воспринимали самих себя как своего рода одушевлённый инструмент в руках Бога. Конечно, к такому осознанию себя они приходили далеко не сразу, чаще же всего для этого была нужна долгая насыщенная жизнь в вере во Христа. Однако, были в истории Церкви и гении, — те люди, которые проходили путь должного осознания самих себя очень быстро, и они пытались тому же научить других. Одним из таких людей был апостол Павел, в 12-й главе его Послания к Римлянам есть совершенно замечательный призыв к христианам. Сегодня этот призыв звучит в православных храмах во время литургии. Давайте послушаем его.
Глава 12.
1 Итак умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего,
2 и не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что́ есть воля Божия, благая, угодная и совершенная.
3 По данной мне благодати, всякому из вас говорю: не думайте о себе более, нежели должно думать; но думайте скромно, по мере веры, какую каждому Бог уделил.
Только что прозвучавший отрывок Послания к Римлянам начинался с призыва отдать всего себя Богу как некую живую жертву, а сделать это нужно по той причине, что лишь такое всецелое самопожертвование — то истинно духовное служение Богу, которого Он от нас ждёт.
Здесь нам стоит остановиться и подумать: а что мы представляем, когда слышим о жертвах Богу? И что мы представляем, когда речь идёт о самопожертвовании?
Можно предположить, что сама по себе эта терминология навевает некоторую печаль, ведь совершенно очевидно: то, что пожертвовано Богу, не может быть использовано обычным образом, так, отдавшие себя Богу монахи не могут вступать в брак, не могут посещать увеселительные мероприятия, они не могут прийти, скажем, на стадион и болеть за любимую футбольную команду. Вообще, со стороны жизнь всецело пожертвовавших себя Богу монахов выглядит серой, печальной и незавидной. Такова она и есть, если, конечно, под радостью жизни понимать лишь нечто материальное, громкое, яркое и не очень замысловатое. Собственно, жизнь ценителей классической музыки с точки зрения приверженцев какого-нибудь современного молодёжного музыкального течения выглядит ничуть не лучше жизни монахов: те же самые скука и серость. Конечно, если под радостным и весёлым понимать опять-таки громкое, яркое и незамысловатое.
Реальность же, конечно, совершенно иная. Как классическая музыка — это удивительный чарующий и увлекательный мир, так и отдание себя самого в жертву Богу — это самый простой и действенный способ обрести ту полноту жизни, которая не достигается никакими иными средствами.
Упомянутое апостолом Павлом истинно духовное служение Богу отнюдь не сводится к тому, что мы привыкли понимать под этим словосочетнием: к богослужению, домашним молитвам и благотворительности. Истинно духовное служение — это жизнь в присутствии Божием, то есть жизнь, в которой нет места сознательному греху, жизнь, каждое, даже самое обыденное, действие которой посвящено Богу.
Конечно, окружающий нас мир живёт иначе, и апостол Павел предупредил, что не стоит приспосабливаться к миру, ведь приспособление помешает нам открыть дорогу ко Христу другим людям, тогда как одна из миссий христиан именно в этом и состоит. Вместо приспособления к миру апостол Павел предложил направлять свою энергию на «обновление ума», то есть на постепенное изменение приоритетов с материальных на духовные, через это действие христианин постепенно научится осознавать волю Божию в каждой конкретной ситуации и поступать в соответствии с ней.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Деяния святых апостолов

Деян., 37 зач., XV, 35-41.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Дорогие радиослушатели, Христос воскресе! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Людям, которые говорят о Церкви, бывают свойственны две крайности: одни предполагают, что верующие и особенно священники практически святы, другие, напротив, считают, что верующие и особенно священники сплошь, если не мошенники, то как минимум люди очень лицемерные и греховные. Конечно, крайности на то и крайности, чтобы не отражать сложной и правдивой картины, но главная беда в том, что они мешают людям увидеть подлинный образ Церкви и войти в неё. О том, как увидеть баланс между этими крайностями, прикровенно говорится в отрывке из 15-й главы книги Деяний апостольских, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 15.
35 Павел же и Варнава жили в Антиохии, уча и благовествуя, вместе с другими многими, слово Господне.
36 По некотором времени Павел сказал Варнаве: пойдем опять, посетим братьев наших по всем городам, в которых мы проповедали слово Господне, как они живут.
37 Варнава хотел взять с собою Иоанна, называемого Марком.
38 Но Павел полагал не брать отставшего от них в Памфилии и не шедшего с ними на дело, на которое они были посланы.
39 Отсюда произошло огорчение, так что они разлучились друг с другом; и Варнава, взяв Марка, отплыл в Кипр;
40 а Павел, избрав себе Силу, отправился, быв поручен братиями благодати Божией,
41 и проходил Сирию и Киликию, утверждая церкви.
Как-то мне довелось общаться с одним известным человеком, который очень скептически отзывался о верующих. В качестве доброго христианина я привёл в пример одного известного пожилого священника, о котором тот вдруг сказал: мы с ним в молодости жили в соседних подъездах, я всё про него знаю, кто к нему ходил, к кому ходил он сам... Не думайте, все ваши грешки подсчитаны". У меня было ощущение, что для моего собеседника этот его опыт был настолько определяющим, что дальше не о чем было и говорить... Подобная позиция была явным выбором этого человека. И уже под свой выбор он подбирал примеры.
В сегодняшнем чтении из книги Деяний апостольских мы слышим о споре и размолвке апостолов Павла и Варнавы, которая тоже может быть примером того, что христиане далеко не идеальны, причем не рядовые, но даже апостолы! Знай этот пример мой собеседник, может быть, я услышал эту историю из его уст.
Однако, о чём говорит книга Деяний на самом деле?
Павел и Варнава с большим числом соработников долгое время проповедовали Евангелие в Антиохии. Влекомые чувством пастырской ответственности, они решили проповедовать в общинах, которые были ими основаны прежде. При этом между ними вышел спор по поводу Иоанна Марка, которого Варнава хотел взять с собой, возможно, потому что тот был его родственником, а Павел не хотел, потому что в прошлом путешествии Иоанн Марк оставил их и не пошёл с ними до конца. У каждого были свои аргументы, так что вышло разногласие и был спор, который в итоге привёл к тому, что каждый пошёл своей дорогой. О Варнаве известно, что он посетил общины на Кипре, а Павел, с помощью Божией утверждал в вере Церкви в Сирии и Киликии.
Но разве разногласий не было между апостолами прежде? Бывали. Хорошо ли это? Нет. Это честно стоит признать. Обращаясь к Коринфской общине, Павел так и будет писать: надлежит быть между вами и разногласиям... Но, во-первых, не стоит путать разногласия и смертные грехи вроде блУда, воровства, колдовства и тому подобного, что было однозначно запрещено Церковью. И, во-вторых, важно не наличие или отсутствие разногласий, но то, как они разрешаются. А разрешился спор апостолов тем, что каждый с уважением принял выбор другого, не стал до конца настаивать на своём и вместо одной проповеди, мы получили две. Опыт разногласий, обсуждения разных точек зрения на самом деле очень важен, потому что рождает новые возможности на пути христианской жизни. Из дальнейшего повествования книги Деяний мы знаем, что апостол Павел и будущий евангелист Марк были во вполне добрых отношениях, и пусть это знание поможет нам правильно преодолевать разногласия и ошибки, которые бывают в жизни каждого, и стремиться быть верным Богу в главном.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Правила благочестивой жизни праведного Алексея Мечева». Священник Анатолий Главацкий

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» ведущая Кира Лаврентьева вместе со священником Анатолием Главацким читали и обсуждали фрагменты из произведения святого праведного Алексея Мечева «Краткое правило для благочестивой жизни», посвященные тому, как строить свой день, чтобы он проходил с духовной пользой.
Разговор шел о том, как христианину бороться с тревожностью, что может помогать в преодолении страстей, почему важно находить время для уединения, как научиться духовной дисциплине и почему она важна, а также каково значение чтения святых отцов.
Все выпуски программы Светлый вечер
Стать волонтёром проекта «Альфа — Поддержка» и помогать участникам СВО

Андрея, участника специальной военной операции, волонтёры благотворительного проекта «Альфа — Поддержка» повстречали в одном из госпиталей Москвы прошлой весной. После тяжёлого ранения молодой мужчина остался без ног и руки. Узнав историю Андрея, добровольцы захотели поддержать мужчину и его семью. У Андрея есть жена и четверо детей. В госпитале супруга одна, как могла, ухаживала за Андреем, и волонтёры поспешили ей на подмогу. Они обеспечили мужчине нужный уход и придумали, как решить проблему с его передвижением — собрали средства и купили современную, удобную инвалидную коляску, которой можно управлять одной рукой. На помощь мужчине откликнулось множество людей. У семьи Андрея в силу определённых причин на тот момент не было возможности её приобрести. В день выписки мужчины волонтёры благотворительного проекта «Альфа — Поддержка» доставили коляску прямо в больницу. Теперь Андрей передвигается сам, участвует в домашних делах и проводит время с близкими.
Команда проекта продолжает сопровождать Андрея на пути возвращения к обычной жизни. В августе прошлого года он впервые встал на протезы. Впереди ещё много работы, но важно, что уже сейчас Андрей не чувствует себя беспомощным.
Проект «Альфа — Поддержка» помогает бойцам, участникам специальной военной операции: навещает их в госпиталях Москвы и Подмосковья, организует автосопровождение, консультации с юристами и психологами. Кроме этого, команда проекта участвует в отправках гуманитарной помощи в зону боевых действий. Если вы хотите присоединиться к этим добрым делам, заполните форму волонтёра на сайте проекта «Альфа — Поддержка». Кроме того, помогать можно финансово или информационно.
Более подробно о том, как помогать:
1. Руками:
- Если у вас есть навыки шитья, вы можете помочь в создании специальных изделий или перешиве одежды для тех, кто в этом нуждается.
- Участвовать в организации сбора гуманитарной помощи для раненых и нуждающихся.
- Если у вас есть автомобиль, вы можете стать автоволонтером и помогать доставлять гуманитарную помощь или транспортировать раненых.
- Принять участие в уходе за раненными в госпиталях, предоставляя им необходимую поддержку и заботу.
- Если у вас есть психологическое образование, можете проводить занятия по арт-терапии для раненых.
- Если вы юрист, можете проводить бесплатные юридические консультации для подопечных.
2. Финансами:
- Вы можете участвовать в сборах и переводя средства на приобретение товаров для раненых. Также вы можете самостоятельно заказывать необходимые товары на маркетплейсах.
3. Информационно:
- Помогите донести информацию о проекте до большего числа людей! Распространяйте информацию на своих страницах в социальных сетях и других площадках.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов