
Апостол Павел. Мозаика
Рим., 108 зач., XII, 1-3.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Прославляемые Церковью святые часто воспринимали самих себя как своего рода одушевлённый инструмент в руках Бога. Конечно, к такому осознанию себя они приходили далеко не сразу, чаще же всего для этого была нужна долгая насыщенная жизнь в вере во Христа. Однако, были в истории Церкви и гении, — те люди, которые проходили путь должного осознания самих себя очень быстро, и они пытались тому же научить других. Одним из таких людей был апостол Павел, в 12-й главе его Послания к Римлянам есть совершенно замечательный призыв к христианам. Сегодня этот призыв звучит в православных храмах во время литургии. Давайте послушаем его.
Глава 12.
1 Итак умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего,
2 и не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что́ есть воля Божия, благая, угодная и совершенная.
3 По данной мне благодати, всякому из вас говорю: не думайте о себе более, нежели должно думать; но думайте скромно, по мере веры, какую каждому Бог уделил.
Только что прозвучавший отрывок Послания к Римлянам начинался с призыва отдать всего себя Богу как некую живую жертву, а сделать это нужно по той причине, что лишь такое всецелое самопожертвование — то истинно духовное служение Богу, которого Он от нас ждёт.
Здесь нам стоит остановиться и подумать: а что мы представляем, когда слышим о жертвах Богу? И что мы представляем, когда речь идёт о самопожертвовании?
Можно предположить, что сама по себе эта терминология навевает некоторую печаль, ведь совершенно очевидно: то, что пожертвовано Богу, не может быть использовано обычным образом, так, отдавшие себя Богу монахи не могут вступать в брак, не могут посещать увеселительные мероприятия, они не могут прийти, скажем, на стадион и болеть за любимую футбольную команду. Вообще, со стороны жизнь всецело пожертвовавших себя Богу монахов выглядит серой, печальной и незавидной. Такова она и есть, если, конечно, под радостью жизни понимать лишь нечто материальное, громкое, яркое и не очень замысловатое. Собственно, жизнь ценителей классической музыки с точки зрения приверженцев какого-нибудь современного молодёжного музыкального течения выглядит ничуть не лучше жизни монахов: те же самые скука и серость. Конечно, если под радостным и весёлым понимать опять-таки громкое, яркое и незамысловатое.
Реальность же, конечно, совершенно иная. Как классическая музыка — это удивительный чарующий и увлекательный мир, так и отдание себя самого в жертву Богу — это самый простой и действенный способ обрести ту полноту жизни, которая не достигается никакими иными средствами.
Упомянутое апостолом Павлом истинно духовное служение Богу отнюдь не сводится к тому, что мы привыкли понимать под этим словосочетнием: к богослужению, домашним молитвам и благотворительности. Истинно духовное служение — это жизнь в присутствии Божием, то есть жизнь, в которой нет места сознательному греху, жизнь, каждое, даже самое обыденное, действие которой посвящено Богу.
Конечно, окружающий нас мир живёт иначе, и апостол Павел предупредил, что не стоит приспосабливаться к миру, ведь приспособление помешает нам открыть дорогу ко Христу другим людям, тогда как одна из миссий христиан именно в этом и состоит. Вместо приспособления к миру апостол Павел предложил направлять свою энергию на «обновление ума», то есть на постепенное изменение приоритетов с материальных на духовные, через это действие христианин постепенно научится осознавать волю Божию в каждой конкретной ситуации и поступать в соответствии с ней.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 100 зач., IX, 1-5.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами декан доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Человек, который знакомится с основами духовной жизни, постепенно узнаёт, что в ней есть свои этапы, которые можно было бы назвать этапами возрастания во Христе. Но какой же этап можно было бы назвать высшим? Ответ, который может показаться парадоксальным, звучит в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,
2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,
4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
В истории спорта существует немало рассказов о благородных поступках спортсменов или их тренеров. Обычно благородство заключается в том, что люди либо помогают сопернику, либо даже отдают победу тому, кто в силу независящих от него причин проиграл, хотя по всем правилам должен был победить. Некоторые спортсмены не пользуются чужой бедой, отдавая победу тому, кто, по их мнению, победил бы при прочих равных. Несомненно, подобное поведение похвально и достойно всякого уважения. Но не знаю, бывали ли в истории ситуации, когда спортсмен в честном соревновании был бы готов отдать победу тому, кто не достоин и явно проиграл. Логика спорта в том, что побеждает сильнейший.
В отрывке из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, апостол Павел выражает свою сердечную боль о братьях по плоти — иудеях. Жертвенность его позиции сложно переоценить, потому что фактически он выражает готовность быть отлучённым от Христа, то есть отказаться от спасения, если это жертва, его любовь поможет вернуть ко Господу тех, кто столетиями был Божьим народом, тех кто столетиями соблюдал завет, тех, кто столетиями ждал Мессию.
Можно отнестись к словам апостола Павла скептически. Кто из нас ради красного словца не говорил громких речей, кто не намеревался быть щедрым, жертвенным, любящим, но в итоге поступал иначе. Однако с большой уверенностью можно сказать, что для апостола Павла выраженная позиция — это позиция выстраданная и последовательная. Он был гоним от иудеев, и они многократно пытались его убить. Но если мы, например, посмотрим на его гимн любви из 13-й главы 1-го послания к Коринфянам, мы увидим, что готовность быть отлучённым от спасения ради братьев напрямую с ним соотносится, ведь любовь, по словам апостола, не только долготерпит, не только милосердствует, она всё покрывает и никогда не перестаёт.
Ещё интереснее, что именно такой жертвенный подход Павел ассоциирует с подходом самого Христа. Объясняя жертву Христову, апостол пишет, что мало кто из нас на самом деле был бы готов умереть за грешника. Может быть, за благодетеля кто-нибудь и согласился бы умереть, но не за того, кто этого не достоин. И тем поразительнее для него любовь Божия, ведь Христос умирает за нас тогда, когда мы были ещё грешниками. По сути, когда Павел говорит, что он готов духовно умереть за братьев по плоти, он выражает готовность поступить так же, как Христос поступил по отношению ко всему миру.
Конечно, позиция апостола Павла может быть названа дерзновенной. Но ведь именно он сам в разных посланиях призывает учеников «иметь ум Христов», или «иметь те же чувствования что и во Христе Иисусе», или «вырастать в меру возраста Христова». Иными словами, он в самых разных высказываниях подчёркивает, что в высших проявлениях христианской жизни, мы призваны вести себя, как Христос. Не просто быть моральными, не просто благочестивыми, но желающими блага и вразумления всем, даже тем, кто этого недостоин. Конечно, мы приходим к этому не сразу. Сам Павел в других посланиях говорил и жёсткие слова в адрес иудеев, но даже жёсткие слова не отменяли главного: его любви. И этой любви к тем, кто нам не нравится, кто, как кажется, её не достоин, нам следует у него поучиться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О духовной пользе болезней и жизненных трудностей». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе книги проповедей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «О болезнях души и тела» говорили о духовной пользе посылаемых в нашу жизнь испытаний.
Разговор шел о значении слов апостола Павла «Когда я немощен, тогда силен», о том, для чего в нашу жизнь могут посылаться болезни и другие испытания, а также о том, как стоит относиться к тем, кого мы привыкли считать своими врагами и недоброжелателями.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Почему слова Христа не принимали?» Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном и о том, как они воспринимались слушающими и почему многие не принимали слов Христа и Его учения.
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле;
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена притче о пшенице и плевелах;
Третья беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притчам о закваске и о горчичном зерне;
Четвертая беседа с протоиереем Андреем Юревичем была посвящена притчам о жемчужине, сокровище и неводе.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер