
Апостол Павел. Мозаика
Рим., 103 зач., X, 1-10.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Как научиться тщательно исполнять религиозный закон? Как организовать свою жизнь так, чтобы как можно меньше нарушать правила церковного устава? Ответ на этот вопрос содержится в отрывке из 10-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 10.
1 Братия! желание моего сердца и молитва к Богу об Израиле во спасение.
2 Ибо свидетельствую им, что имеют ревность по Боге, но не по рассуждению.
3 Ибо, не разумея праведности Божией и усиливаясь поставить собственную праведность, они не покорились праведности Божией,
4 потому что конец закона — Христос, к праведности всякого верующего.
5 Моисей пишет о праведности от закона: исполнивший его человек жив будет им.
6 А праведность от веры так говорит: не говори в сердце твоем: кто взойдет на небо? то есть Христа свести.
7 Или кто сойдет в бездну? то есть Христа из мертвых возвести.
8 Но что говорит Писание? Близко к тебе слово, в устах твоих и в сердце твоем, то есть слово веры, которое проповедуем.
9 Ибо если устами твоими будешь исповедовать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься,
10 потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению.
Евреи относились к своей традиции веры весьма серьёзно и с огромным уважением. А потому апостол Павел и говорит, что они имеют ревность по Боге. Действительно, правоверные иудеи очень тщательно и скрупулёзно исполняли закон. И это, безусловно, делало им великую честь. Однако здесь же апостол делает оговорку: ревность-то есть. И благочестие есть. Но при этом мало рассуждения. То есть эта ревность не по разуму. Она зачастую неправильно направлена, от чего возникали разного рода затруднения. Стараясь остаться праведными перед законом и сохранить обычаи формального благочестия, верующие нередко оказывались в ситуации выбора: проявить человечность или остаться верными букве устава.
Яркий пример — причта о добром самарянине. Избитый, окровавленный, полумёртвый человек лежит на дороге по пути в Иерусалим. Один за другим мимо него проходят два священнослужителя. Вместо того, чтобы подойти и проявить элементарное милосердие, они обходят бедолагу стороной. И это не безразличие и равнодушие. Это именно ревностное исполнение закона, который предупреждает: если не хочешь оскверниться, не прикасайся к трупу. Тем более, если ты идёшь на богослужение. Очевидно, Христос изображает эту ситуацию не случайно. Видимо, подобное поведение в повседневной жизни были широко распространено.
Поэтому и сопоставляет апостол Павел в прозвучавшем отрывке две праведности. Одна праведность — это чистота и добропорядочность в глазах закона и в глазах окружающих людей. Другая — чистота совести перед Богом. Первая основана на тех правилах, которые мы можем узнать из текстов религиозной традиции и из других авторитетных источников. Вторая рождается от личного знания Творца.
Неужели это означает, что закон не нужен? Совсем не об этом идёт речь. Именно личное знание Бога подсказывает нам, как правильно исполнять закон. В каких случаях необходимо строго держаться его буквы, а когда её следует оставить в стороне ради милости, любви и снисхождения. Если у нас не появится такой духовной интуиции, наша жизнь превратится в сочинение студента-лентяя. Вместо того, чтобы творчески и самостоятельно подойти к решению задачи, он обращается к нейросети. Искусственный интеллект по заданным параметрам очень ловко компилирует информацию из интернета. Иногда эти сочинения очень даже читабельные. Для того чтобы проскочить на защите — пойдёт. Но здесь нет личного участия человека. Нет погружения в тему. Нет развития.
Вот так и вера наша не может опираться только на сумму предписаний закона. В этом случае она будет походить на банальную компиляцию. Такая вера мертва, такая духовность вызывает отвращение. И если мы не хотим блуждать в лабиринтах бесконечных правил, будем искать личного общения с Богом. Путём постоянного молитвенного разговора с Ним, путём применения Евангельских принципов ко всякой жизненной ситуации, получая для этого силы в церковных таинствах, — мы приобретаем глубокий духовный опыт, а вместе с ним и подлинную праведность.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
1 декабря. О личности Николая Лобачевского

Сегодня 1 декабря. В этот день в 1792 году родился русский математик Николай Лобачевский.
О его личности — протоиерей Василий Гелеван.
Николай Лобачевский родился в Нижегородской губернии. Его мать рано вдовела, на ее попечении осталось трое детей. Все они поступили в гимназию при Казанском университете, потому что только там дети разночинцев могли получать образование бесплатно. Любовь к математике проявилась в нем в ранние годы. Он самостоятельно изучал труды Гаусса, Лежандра и других великих математиков. На лекциях он скучал и скоро вообще перестал их посещать. На формирование его личности сильно повлияла смерть его брата Александра, который утонул у него на глаза. Медики долго пытались вернуть утопшего к жизни, но не смогли. После этого Лобачевский забросил математику и решил стать врачом. В течение двух лет, пропадая в анатомическом театре, он пытался изобрести универсальную математическую формулу, которая смогла бы помогать человеку в любых недугах. Конечно, ему это не удалось. Несколько раз за время учебы он был на грани исключения из университета за худое поведение. То он ездил по университетскому саду верхом на корове, то дрался с доносчиками, а однажды на спор даже перепрыгнул через преподавателя, опираясь ему на плечи. Однако всегда находил в себе защитников среди профессоров, признававших его гениальность. В молодости, часто сталкиваясь с человеческой несправедливостью, а в зрелом возрасте, с насмешками над своими трудами, он стал отождествлять ее с Богом, не умея различить божественное от человеческого. Пройдя путь от студента Казанского университета до ректора, он оставил гениальные труды по астрономии, физике, алгебре, математическому анализу и гиперболической геометрии. Благодаря ему мы теперь знаем, что параллельные прямые все же пересекаются где-то там в бесконечности. Своим ученикам он оставил завет, земное время отпущено человеку, чтобы хранить огонь жизни и знаний и передать его другим.
Все выпуски программы Актуальная тема
1 декабря. О неотложности духовной жизни
В 17-й главе Евангелия от Луки есть слова Христа: «Придут дни, когда пожелаете видеть хотя один из дней Сына Человеческого, и не увидите».
О неотложности духовной жизни — священник Николай Дубинин.
Господь своим ученикам говорит прямо. Настанет время, когда вы захотите меня увидеть, но уже не сможете, не будет у вас такой возможности. И размышляя над этими строками Евангелия, нужно задать себе вопрос. А не случается ли так в нашей духовной жизни, когда мы откладываем на потом то, что нам дано сегодня? Например, нам дана возможность свободно посещать храм, богослужение, причащаться, исповедоваться, крестить своих детей. Подумать только, еще несколько десятилетий назад это было невозможно. Невозможно было ходить открыто в храм, крестить и так далее. За это гнали, за это сажали в тюрьмы. И вот наша ответственность, как христиан, состоит в том, чтобы дар Божий не обесценить, не превратить его в обыденность, не замылить глаз, наша степень ответственности в том, чтобы этот дар мы всегда берегли и благодарили Бога за этот дар и воспринимали его как дар. Поэтому обязательно нужно приучать себя еженедельно посещать храм, регулярно причащаться и благодарить Бога за то, что нам сегодня дано.
Все выпуски программы Актуальная тема
1 декабря. О важности смирения друг перед другом и изучения православной веры

В 1-й главе 1-го Послания апостола Павла к Тимофею есть слова: «Некоторые уклонились в пустословие, желая быть законоучителями, но не разумея ни того, о чём говорят, ни того, что утверждают».
О важности смирения друг перед другом и изучения православной веры — протоиерей Максим Горожанкин.
В жизни человека может случиться такое испытание, когда ему вдруг покажется, что он является специалистом во всех областях. Это может касаться и представителя духовенства, и мирянина, и вот об этом пишет святой апостол Павел. Мы должны быть искусными, прежде всего, в духовной жизни, и, упражняясь в жизни духовной, должны в первую очередь учить себя. Учить себя смирению, учить себя духовной жизни. И, видя нашу духовную жизнь, другие люди будут и безмолвно поучаться от нас тем плодам, которые эта духовная жизнь дает и нам, и тем людям, которые рядом с нами. В духовной жизни нет глагола «смирять», есть глагол «смиряться». И вот дай Господь каждому из нас смиряться друг перед другом, не особенно поучая друг друга на словах, чтобы не впадать нам в нравоучения пустые, а радоваться друг о друге во Христе Иисусе Господе наш.
Все выпуски программы Актуальная тема











