
Рембранд. «Апостол Павел в темнице». 1629
Рим., 108 зач., XII, 1-3.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Ежедневно мы спрашиваем друг у друга, какие у нас планы, ведь иметь планы на ближайшее время и даже на собственную жизнь кажется совершенно естественным. Но о каких планах нам стоит думать в первую очередь? Об этом апостол Павел прекрасно говорит в отрывке из 12 главы послания к Римлянам, который читается сегодня в православных храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 12.
1 Итак умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего,
2 и не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная.
3 По данной мне благодати, всякому из вас говорю: не думайте о себе более, нежели должно думать; но думайте скромно, по мере веры, какую каждому Бог уделил.
Прежде чем говорить о своих и Божиих планах, надо вспомнить, что они бывают общими и частными. Например, учитель даёт задание детям сделать поделку из определённых материалов. Он запланировал, что дети получат от него творческое задание. Дети будут делать поделку. Какую — это уже их планы, главное, чтобы поделка была сделана. Конечно, у задания могут быть дополнительные критерии — уточнён материал, размер, тема, но творческий элемент при этом останется.
Бог сотворил человека, исходя из своего замысла. При этом Он, например, поручил человеку возделывать рай и нарекать имена животным. Это был Божий план — человек был призван творчески преображать мир. При этом у самого человека вполне легально могли быть свои планы. Вот тебе плоды, вот тебе плоды на деревьях — ешь, вот земля — обрабатывай, вот тебе жена — будьте супругами, общайтесь. Только одно условие — не стремитесь к самостоятельности в вопросах добра и зла, ведь этому тебе надо будет учиться у Бога, Который сотворил мир. Что же сделал человек? Человек же решил, что он не Божий, но свой собственный и вместо вершины творения превратился в подобие чёрной дыры, которая вместо того, чтобы дарить свет или тепло, всё поглощает. Но мир Божий устроен по Божиим законам, и человеку его не переделать. Человек может бунтовать, но кроме бесконечной борьбы ничего стабильного из этого у него не выйдет, и возвращение к замыслу Творца — единственное, что может его исцелить. Собственно, Бог для того и становится Человеком, чтобы продемонстрировать всем, что верность Божиему замыслу — единственное, что может нас спасти. Христос был послушен Богу-Отцу даже до смерти, но и воскрес из мёртвых, потому что смерть оказалась над Ним бессильна. В этом и была вся суть Евангелия как благой вести — Бог милостив и Он ждёт возвращения людей на истинный путь. Именно об этом и говорит апостол Павел, когда в сегодняшнем чтении умоляет нас вспомнить о Божием милосердии и предоставить самих себя в жертву Богу. Если жертва — это то, что мы перестаём считать своим, чем мы перестаем распоряжаться, речь идёт о том, что перестать в глобальном смысле считать себя своими. Одумайтесь, говорит он, и начните жить разумно, не смотря на заблуждения этого мира. Напротив, обновите свой ум и задумайтесь над тем, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная. И если путь Адама и Евы, когда они пошли против Бога, заключался в том, что они возомнили о себе чрезмерно высоко и стали строить свои планы на мироздание, путь, который предлагает апостол, подразумевает скромность в служении, которое раскрывается и развивается по мере укрепления веры во Христа.
Обращаясь к Богу, мы не получаем жёстких инструкций, которые совершенно не предполагают творчества. Напротив, мы получаем знание основных законов мира, в рамках которых можем жить и развиваться по своим планам. Главное, чтобы они были в русле любви к Богу и ближнему.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
26 октября. О почитании святой великомученицы Златы

Сегодня 26 октября. Воспоминание чуда великомученицы Златы в Скопье в 1912 году.
О почитании святой — священник Стахий Колотвин.
Нередко в истории церкви бывает, что посмертные чудеса святых людей — они больше запоминаются, более масштабны, чем чудеса прижизненные. Более того, при жизни и чудес может никаких не быть сверхъестественных. Просто человек в своей жизни приблизился ко Христу, наследовал Царствие Небесное, и, уже оказавшись там, ходатайствует за своих близких, за тех, кто обращается к нему с просьбами, и Господь посылает чудеса уже только после смерти.
Одним из этих случаев является мученический подвиг простой сербской — или, болгары считают, болгарской, македонцы считают, что македонской, — девушки, которую звали Злата. Причём тоже можно встретить, что её звали Хриса. Ну, Хриса — это всего лишь Злата на греческий манер, а греки, как мы помним, тоже соседствовали рядом с этими тремя балканскими славянскими народами.
И вот эта простая девушка, дочка небогатого крестьянина, которая прославилась, по сути, тем, что решила не соглашаться (даже ради богатого, сытого замужества за иноверцем, но ради которого нужно было отречься от Христа) перейти в ислам, и поэтому была страшно умучена, и прославилась она как раз этим мученическим подвигом. А чудес никаких не было.
Но спустя 100 лет, когда начались балканские войны, и в союзе православные маленькие государства, которые бросили вызов могучей Османской империи, освобождали свои родные земли, то уже над столицей нынешней Македонии — Скопье — явилась девушка, которая направила сербские войска, и османские войска в страхе бежали. Родные земли были освобождены, и в храмах снова стала совершаться Божественная литургия, вплоть до наших дней.
Все выпуски программы Актуальная тема
26 октября. О Христе, объединяющем всех его учеников

В 1-й главе послания апостола Павла к галатам есть слова: «Ходил я в Иерусалим видеться с Петром и пробыл у него дней пятнадцать. Другого же из апостолов я не видел никого, кроме Иакова, брата Господня».
О Христе, объединяющем всех его учеников — священник Николай Дубинин.
Апостол Павел пишет, как он посещает Иерусалим и как он пробыл в гостях у апостола Петра, также видел и апостола Иакова. И это свидетельствует о том, что очень разные люди, которые друг друга не знали, являются единым целым в очах Господа. И они составляют вот это единое пространство, составляют единую Церковь того времени.
И вот это очень важно осознать, что люди, которые находились в разных уголках тогдашнего мира, люди, которые друг друга мало знали, ощущали себя единым целым для служения Христу и Его Царству.
Так и мы сегодня, находясь в Церкви Христовой, несмотря на то, что мало можем знать друг друга, даже в одном приходе, мы все — одно целое. И потому мы не случайно называем друг друга братьями и сестрами.
И дай Бог, чтобы мы это не просто формально осознавали, но и через призму своей души и сердца, относясь друг к другу действительно как братья и сестры во Христе Иисусе.
Все выпуски программы Актуальная тема
26 октября. О значении Седьмого Вселенского Собора
Сегодня 26 октября. Память святых отцов Седьмого Вселенского Собора 787 года.
О значении собора — игумен Назарий (Рыпин).
Любой собор — это реакция на какие-то новшества в Церкви. И зачастую эти новшества имели разрушительный дух. И в том числе Седьмой Вселенский собор, он также был собран как собор, который противостоял ереси иконоборчества.
И в силу того, что эта ересь имела огромное распространение, укоренённое, конечно же, в некотором смысле в её действии, и ислам также шёл, буквально понимая некоторые места Ветхого Завета, которые он заимствовал в своём учении, древние протестанты, которые стали прообразом новых протестантов, да, тех, кто не почитал святые священные изображения.
И вот как раз святые отцы Седьмого Вселенского собора собрали свой собор для того, чтобы выразить церковное вероучение, предание Церкви по данному вопросу. И Седьмой собор утвердил, что иконопись есть особая форма откровения о божественной реальности, и через богослужение и икону божественное откровение становится достоянием верующих.
И соответственно, через икону, как и через Священное Писание, мы не только узнаём о Боге, мы познаём Бога. И именно в силу того, что Христос воплотился и был человеком, подобным нам во всём, кроме греха, мы имеем возможность Его изображать.
Все выпуски программы Актуальная тема







