
Рембранд. «Апостол Павел в темнице». 1629
Рим., 108 зач., XII, 1-3.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Ежедневно мы спрашиваем друг у друга, какие у нас планы, ведь иметь планы на ближайшее время и даже на собственную жизнь кажется совершенно естественным. Но о каких планах нам стоит думать в первую очередь? Об этом апостол Павел прекрасно говорит в отрывке из 12 главы послания к Римлянам, который читается сегодня в православных храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 12.
1 Итак умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего,
2 и не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная.
3 По данной мне благодати, всякому из вас говорю: не думайте о себе более, нежели должно думать; но думайте скромно, по мере веры, какую каждому Бог уделил.
Прежде чем говорить о своих и Божиих планах, надо вспомнить, что они бывают общими и частными. Например, учитель даёт задание детям сделать поделку из определённых материалов. Он запланировал, что дети получат от него творческое задание. Дети будут делать поделку. Какую — это уже их планы, главное, чтобы поделка была сделана. Конечно, у задания могут быть дополнительные критерии — уточнён материал, размер, тема, но творческий элемент при этом останется.
Бог сотворил человека, исходя из своего замысла. При этом Он, например, поручил человеку возделывать рай и нарекать имена животным. Это был Божий план — человек был призван творчески преображать мир. При этом у самого человека вполне легально могли быть свои планы. Вот тебе плоды, вот тебе плоды на деревьях — ешь, вот земля — обрабатывай, вот тебе жена — будьте супругами, общайтесь. Только одно условие — не стремитесь к самостоятельности в вопросах добра и зла, ведь этому тебе надо будет учиться у Бога, Который сотворил мир. Что же сделал человек? Человек же решил, что он не Божий, но свой собственный и вместо вершины творения превратился в подобие чёрной дыры, которая вместо того, чтобы дарить свет или тепло, всё поглощает. Но мир Божий устроен по Божиим законам, и человеку его не переделать. Человек может бунтовать, но кроме бесконечной борьбы ничего стабильного из этого у него не выйдет, и возвращение к замыслу Творца — единственное, что может его исцелить. Собственно, Бог для того и становится Человеком, чтобы продемонстрировать всем, что верность Божиему замыслу — единственное, что может нас спасти. Христос был послушен Богу-Отцу даже до смерти, но и воскрес из мёртвых, потому что смерть оказалась над Ним бессильна. В этом и была вся суть Евангелия как благой вести — Бог милостив и Он ждёт возвращения людей на истинный путь. Именно об этом и говорит апостол Павел, когда в сегодняшнем чтении умоляет нас вспомнить о Божием милосердии и предоставить самих себя в жертву Богу. Если жертва — это то, что мы перестаём считать своим, чем мы перестаем распоряжаться, речь идёт о том, что перестать в глобальном смысле считать себя своими. Одумайтесь, говорит он, и начните жить разумно, не смотря на заблуждения этого мира. Напротив, обновите свой ум и задумайтесь над тем, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная. И если путь Адама и Евы, когда они пошли против Бога, заключался в том, что они возомнили о себе чрезмерно высоко и стали строить свои планы на мироздание, путь, который предлагает апостол, подразумевает скромность в служении, которое раскрывается и развивается по мере укрепления веры во Христа.
Обращаясь к Богу, мы не получаем жёстких инструкций, которые совершенно не предполагают творчества. Напротив, мы получаем знание основных законов мира, в рамках которых можем жить и развиваться по своим планам. Главное, чтобы они были в русле любви к Богу и ближнему.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел. Худ.: Джованни Франческо Барбьери
Рим., 105 зач., XI, 2-12.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В истории еврейского народа было несколько очень серьёзных ошибок, когда ошибались не какие-то отдельные люди, а почти весь народ. В качестве примера можно вспомнить последнюю ошибку: народ не сумел узнать в Иисусе из Назарета посланного Богом Мессию. Однако, нельзя сказать, что ошиблись все, нет, ведь есть апостолы, которые были евреями, да и в наше время среди христиан немало людей, которые по своему происхождению принадлежат к израильскому народу. Существование христиан из евреев давало апостолу возможность надеяться и верить в благую участь его родного народа. Именно об этом мы слышим сегодня во время литургии в православных храмах в отрывке из 11-й главы Послания апостола Павла к Римлянам.
Глава 11.
2 Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря:
3 Господи! пророков Твоих убили, жертвенники Твои разрушили; остался я один, и моей души ищут.
4 Что же говорит ему Божеский ответ? Я соблюл Себе семь тысяч человек, которые не преклонили колени перед Ваалом.
5 Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток.
6 Но если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью. А если по делам, то это уже не благодать; иначе дело не есть уже дело.
7 Что же? Израиль, чего искал, того не получил; избранные же получили, а прочие ожесточились,
8 как написано: Бог дал им дух усыпления, глаза, которыми не видят, и уши, которыми не слышат, даже до сего дня.
9 И Давид говорит: да будет трапеза их сетью, тенетами и петлею в возмездие им;
10 да помрачатся глаза их, чтобы не видеть, и хребет их да будет согбен навсегда.
11 Итак спрашиваю: неужели они преткнулись, чтобы совсем пасть? Никак. Но от их падения спасение язычникам, чтобы возбудить в них ревность.
12 Если же падение их — богатство миру, и оскудение их — богатство язычникам, то тем более полнота их.
Вполне естественно, что апостола Павла беспокоила судьба его родного народа, и, конечно же, Павел был не одинок в своём беспокойстве, много вопросов было и у других христиан из числа евреев: какой будет дальнейшая судьба их народа? Как соотнести между собой обетования Ветхого Завета и неприятие Христа израильтянами? Неужели же нет никакой надежды?
Ответ апостола Павла можно свести к довольно простому и очевидному утверждению: неприятие Христа — это далеко не первое духовное преступление израильтян, в качестве примера апостол вспомнил историю пророка Илии, в годы жизни которого народ тоже совершал немало преступлений, в какой-то момент пророк вовсе остался в одиночестве. Впрочем, так казалось лишь Илье, потому-то Бог и указал ему на семь тысяч человек, не осквернивших себя язычеством, следовательно, отпали от Бога хоть и многие, но далеко не все. Так было и во время жизни апостола Павла: не верили во Христа многие евреи, но не все, среди первого поколения христиан было немало евреев, немало их среди христиан и в наши дни. Этот факт означает, что Бог не отверг Свой народ, ведь если в народе сохраняется праведность, если есть ещё те, кто остаётся верным Богу, значит, народ не утратил смысл своего бытия, значит, люди ещё могут обрести Христово Царство.
Эту логику легко продлить и на любой другой народ: пока есть праведники, те, кто несмотря ни на что, хранит веру во Христа, значит мы не можем сказать, что Бог отвернулся от этого народа. Здесь довольно сложно не вспомнить историю русского народа в минувшем веке, у нас тоже было всеобщее отступление от Бога, мы уничтожали храмы и пытались искоренить саму веру, но были и те, кто не только сохранил себя от этого помрачения, но и сумел обрести святость, благодаря этим людям Церковь возродилась. Впрочем, успокаиваться рано, ведь Второе Христово Пришествие ещё не произошло, следовательно, мы снова можем массово отречься от нашего Спасителя. Пусть же Бог сохранит нас от этого греха!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Помощь Никите в борьбе с лейкозом

В Санкт-Петербург, больше чем за полторы тысячи километров от дома, Никита Камышов приехал несколько месяцев назад. Ещё зимой врачи в родном Луганске произнесли слова, перевернувшие жизнь юноши и его семьи: «У вас лейкоз», то есть — рак крови.
Любимые занятия боксом, прогулки с друзьями, огромное желание стать пожарным и спасать людей — всё это пришлось поставить на паузу, ведь теперь ему предстояла борьба за собственную жизнь. Никита признаётся, что самым тяжёлым испытанием для него стало расставание с близкими и невозможность покинуть больничные стены. «Я вообще редко сижу дома, а тут — всё время в палате», — сетует Никита. Но он не теряет надежды, что выздоровление уже близко. А значит и возвращение домой, в Луганск, продолжение учёбы и занятия спортом.
Сейчас в лечении Никиты настал перерыв. Организму нужно время, чтобы восстановиться и продолжить борьбу с новой силой. Продвинуться вперёд на пути к выздоровлению юноше поможет дорогостоящее лекарство.
Купить его самостоятельно семья не может, поэтому обратилась за поддержкой в петербургский благотворительный фонд «Свет Дети». С его участием уже удалось собрать часть необходимой суммы. Если вы хотите присоединиться к помощи будущему пожарному Никите Камышову, переходите на сайт фонда «Свет Дети».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Покровский собор — храм Василия Блаженного». Татьяна Сарачева

У нас в студии была Заведующая музеем «Покровский собор» Татьяна Сарачева.
Разговор шел об истории и современности Покровского собора на Красной площади, больше известного как храм Василия Блаженного. Как соединяется здесь богослужебная и музейная жизнь, и какие открытия были сделаны при изучении этого удивительного храма.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных собраниям и деятельности Государственного Исторического музея.
Первая беседа с заместителем генерального директора Исторического музея Мариной Чистяковой был посвящен истории Новодевичьего монастыря в Москве.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер