
Апостол Павел
Рим., 115 зач., XIV, 19-26.
Глава 14.
19 Итак будем искать того, что служит к миру и ко взаимному назиданию.
20 Ради пищи не разрушай дела Божия. Все чисто, но худо человеку, который ест на соблазн.
21 Лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого, отчего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает.
22 Ты имеешь веру? имей ее сам в себе, пред Богом. Блажен, кто не осуждает себя в том, что избирает.
23 А сомневающийся, если ест, осуждается, потому что не по вере; а все, что не по вере, грех.
24 Могущему же утвердить вас, по благовествованию моему и проповеди Иисуса Христа, по откровению тайны, о которой от вечных времен было умолчано,
25 но которая ныне явлена, и через писания пророческие, по повелению вечного Бога, возвещена всем народам для покорения их вере,
26 Единому Премудрому Богу, через Иисуса Христа, слава во веки. Аминь.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Поводом к написанию только что прозвучавшего отрывка становятся разного рода уставные предписания, в частности те, которые касаются ограничений в пище. Согласитесь, не только для древних христиан, но и для нас, это актуальная тема. Воздержание в еде во многих религиозных традициях рассматривается как основа аскетического подвига. Без воздержания, в том числе пищевого, духовная жизнь маловероятна. Кроме того, отказ от тех или иных блюд — это понятное и реально воспроизводимое действие. Связь с Богом потрогать руками невозможно, духовность измерить тоже не получится. А вот когда отказываешься от мяса или молока, ощущаешь результаты мгновенно. Возникает уверенность, что совершаешь определённую духовную работу. С другой стороны, здесь может возникнуть и осуждение тех, кто, называя себя христианином, такую работу не совершает. Ест или в неположенное время, или неположенные продукты. Апостол Павел предлагает важные принципы, которые должны быть положены в основу нашего отношения к посту. По его словам, нет пищи нечистой, нет пищи, которая не к месту, если человек голоден. Можно есть всё, что угодно и когда угодно. Всё от Бога. Однако при этом необходимо учитывать два важных момента.
Во-первых, необходимо прислушиваться к голосу своей совести. Что она говорит по этому поводу? Дело в том, что спасает человека не аскеза, не уставные предписания, не те или иные формы благочестивого поведения. Спасает человека Христос. Своей благодатью, которую Он предлагает всем безвозмездно, то есть даром. Однако для того, чтобы мы смогли её принять, необходимо приготовить душу, привести её в особое состояние. Вот для этого и существует разнообразная церковная дисциплина. Это подобно тому, как ракетоноситель выводит на орбиту космический шатл. Для того, чтобы преодолеть притяжение земли, нужно много топлива. Его заливают в ступени ракеты. По ходу того, как она взлетает всё выше и выше, топливо расходуется, пустые ступени отстреливаются и падают на землю или сгорают в атмосфере. В итоге на орбите остаётся один управляемый модуль. Вся огромная махина ракетоносителя больше не нужна. Так и в духовной жизни. Все установления Церкви — это ступени, которые помогают нам преодолеть притяжение земной атмосферы. В какие-то моменты, когда человек достигает определённого духовного состояния, некоторые из инструментов благочестия становятся для него не так актуальны, как на первых порах. Это касается в том числе и разнообразных пищевых ограничений. Верующий набирается опыта общения с Богом, с духовным наставником и при их помощи решает, когда и как ему следует поститься. Когда можно ослабить воздержание, когда напротив, следует завязать пояс потуже. Если это решение духовно взвешенное и здравое, голос совести не будет обличать его даже если он по каким-то причинам съест мясо в самые строгие дни поста. Если же такой внутренней трезвенности нет, то голос совести будет тревожить человека даже в тех случаях, когда он формально ничего не нарушил.
И второй важный момент. Необходимо всегда помнить, что рядом находятся другие люди. И по тем или иным причинам они могут не принять нашу слишком свободную интерпретацию церковного устава, даже если она не противоречит голосу нашей совести. Они могут соблазниться нашим поведением. Начнут нас или осуждать, или, напротив, потеряют всякие ориентиры, которые только-только начали выстраиваться в их голове. Как-то один древнерусский юродивый, сидел около храма Великим постом и на виду у всех, кто шёл на богослужение, ел мясо. Это была своеобразная провокация. Он делал это для научения. Показывал таким образом, чтобы верующие заботились не только о внешнем, но и о внутреннем. Кроме того, он имел огромный духовный авторитет. Поэтому люди прислушались к нему. Если мы не болеем душой за близких, а кроме того, не достигли определённого уровня в своем духовном развитии, когда люди готовы слышать нас, вряд ли стоит провоцировать их, демонстрируя свою свободу.
Применяя в своей жизни правила церковного устава, не будем забывать, что делаем мы это ради того, чтобы наладить свой диалог с Богом и теми, кто нас окружает. И пусть именно качество этих отношений свидетельствует о мере нашего духовного преуспеяния.
16 ноября. О действии Божьей благодати

В 8-й главе Евангелия от Луки есть слова Христа после исцеления Им кровоточивой: «Прикоснулся ко Мне некто, ибо Я чувствовал силу, исшедшую из Меня».
О действии Божьей благодати — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Евангельский отрывок об исцелении больной кровотечением женщины раскрывает не только силу веры болящей, но и приоткрывает завесу действия Божией благодати. Как мы знаем, Вселенная сотворена Господом, Бог вездесущий, и в этом мире Он проявляет Себя через действия Божией благодати.
Иногда она бывает видима, как исходящий от Христа свет или слава, которую лицезрели апостолы на Фаворе. В данном случае эта благодать проявила себя как сила, исшедшая от Христа.
Конечно, мы не можем на себе прочувствовать, как сила благодати исходила из тела Христова, ведь мы не боги, но однозначно утверждаем, слова Господа об исходящей из Него силе сказаны для нашего понимания, что произошедшее было не обманом, призрачным явлением или шарлатанством.
Христос говорит о действительном исцелении женщины и открывает, какова причина её исцеления, то есть исшедшая из Него благодать. Хотя для самого Господа все было очевидным и не требовало исследования, кто прикоснулся к Нему, однако всё это Он проговаривает вслух, чтобы мы умели разбираться в невидимых нами, но действительных явлениях Божией благодати.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 ноября. О предназначении человека
Во 2-й главе Послания апостола Павла к эфесянам есть слова: «Мы — Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять».
О предназначении человека — протоиерей Владимир Кашлюк.
Святой апостол Павел отражает ключевую идею христианского учения о предназначении человека. Она объединяет несколько важных аспектов, а именно: связь с Богом через Иисуса Христа, созидательную природу человека и конкретизацию его миссии в совершении добрых дел.
В православном вероучении особое внимание уделяется теме обожения, то есть процессу преображения человека через сакральное соединение с Богом. Добрые дела в этом контексте становятся инструментом обновления не только окружающего мира, но и собственной человеческой души.
Предназначение человека, согласно христианскому учению, — это не пассивное существование, а активное соучастие в божественном замысле. Созданные во Христе, люди призваны через добрые дела, совершаемые с чистым сердцем, уподобляться Богу, преобразовывать мир и вести других ко спасению.
Как подчеркивает апостол Павел, у каждого человека есть уникальный план и цель, которые в конечном итоге приведут к славе Божией.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 ноября. О подвиге Праведной Снандулии Персидской

Сегодня 16 ноября. Церковь чтит память Праведной Снандулии Персидской, жившей в четвёртом веке.
О её подвиге — протоиерей Максим Горожанкин.
Святая праведная Снандулия жила в Персии и исповедовала Господа нашего Иисуса Христа. Во время гонения на христиан более ста человек были арестованы и после полугодичного содержания в тюрьме казнены.
Саму Снандулию не арестовали, она была мирянкой, а целью гонений были аресты клириков, священников, диаконов, монашествующих. Царь Сапор полагал стратегически, что, арестовывая духовенство, он таким образом обезглавит Церковь. И церковная община, не имея иерархического возглавления, закончит своё существование естественным образом. Если некому совершать таинства, если некому рукополагать священников, то Церковь физически не сможет существовать.
Вот Снандулия, избежав ареста, узнала дату казни всех арестованных и организовала пышную трапезу. И каждому, кто приходил на эту трапезу, она дарила белоснежную одежду.
И в день казни, когда всех мучеников обезглавили, святая праведная Снандулия смогла выкрасть святые мощи этих мучеников и захоронить их, спася их тем самым от поругания и надругательств.
Все выпуски программы Актуальная тема







