
Апостол Павел
Рим., 115 зач., XIV, 19-26.
Глава 14.
19 Итак будем искать того, что служит к миру и ко взаимному назиданию.
20 Ради пищи не разрушай дела Божия. Все чисто, но худо человеку, который ест на соблазн.
21 Лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого, отчего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает.
22 Ты имеешь веру? имей ее сам в себе, пред Богом. Блажен, кто не осуждает себя в том, что избирает.
23 А сомневающийся, если ест, осуждается, потому что не по вере; а все, что не по вере, грех.
24 Могущему же утвердить вас, по благовествованию моему и проповеди Иисуса Христа, по откровению тайны, о которой от вечных времен было умолчано,
25 но которая ныне явлена, и через писания пророческие, по повелению вечного Бога, возвещена всем народам для покорения их вере,
26 Единому Премудрому Богу, через Иисуса Христа, слава во веки. Аминь.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Поводом к написанию только что прозвучавшего отрывка становятся разного рода уставные предписания, в частности те, которые касаются ограничений в пище. Согласитесь, не только для древних христиан, но и для нас, это актуальная тема. Воздержание в еде во многих религиозных традициях рассматривается как основа аскетического подвига. Без воздержания, в том числе пищевого, духовная жизнь маловероятна. Кроме того, отказ от тех или иных блюд — это понятное и реально воспроизводимое действие. Связь с Богом потрогать руками невозможно, духовность измерить тоже не получится. А вот когда отказываешься от мяса или молока, ощущаешь результаты мгновенно. Возникает уверенность, что совершаешь определённую духовную работу. С другой стороны, здесь может возникнуть и осуждение тех, кто, называя себя христианином, такую работу не совершает. Ест или в неположенное время, или неположенные продукты. Апостол Павел предлагает важные принципы, которые должны быть положены в основу нашего отношения к посту. По его словам, нет пищи нечистой, нет пищи, которая не к месту, если человек голоден. Можно есть всё, что угодно и когда угодно. Всё от Бога. Однако при этом необходимо учитывать два важных момента.
Во-первых, необходимо прислушиваться к голосу своей совести. Что она говорит по этому поводу? Дело в том, что спасает человека не аскеза, не уставные предписания, не те или иные формы благочестивого поведения. Спасает человека Христос. Своей благодатью, которую Он предлагает всем безвозмездно, то есть даром. Однако для того, чтобы мы смогли её принять, необходимо приготовить душу, привести её в особое состояние. Вот для этого и существует разнообразная церковная дисциплина. Это подобно тому, как ракетоноситель выводит на орбиту космический шатл. Для того, чтобы преодолеть притяжение земли, нужно много топлива. Его заливают в ступени ракеты. По ходу того, как она взлетает всё выше и выше, топливо расходуется, пустые ступени отстреливаются и падают на землю или сгорают в атмосфере. В итоге на орбите остаётся один управляемый модуль. Вся огромная махина ракетоносителя больше не нужна. Так и в духовной жизни. Все установления Церкви — это ступени, которые помогают нам преодолеть притяжение земной атмосферы. В какие-то моменты, когда человек достигает определённого духовного состояния, некоторые из инструментов благочестия становятся для него не так актуальны, как на первых порах. Это касается в том числе и разнообразных пищевых ограничений. Верующий набирается опыта общения с Богом, с духовным наставником и при их помощи решает, когда и как ему следует поститься. Когда можно ослабить воздержание, когда напротив, следует завязать пояс потуже. Если это решение духовно взвешенное и здравое, голос совести не будет обличать его даже если он по каким-то причинам съест мясо в самые строгие дни поста. Если же такой внутренней трезвенности нет, то голос совести будет тревожить человека даже в тех случаях, когда он формально ничего не нарушил.
И второй важный момент. Необходимо всегда помнить, что рядом находятся другие люди. И по тем или иным причинам они могут не принять нашу слишком свободную интерпретацию церковного устава, даже если она не противоречит голосу нашей совести. Они могут соблазниться нашим поведением. Начнут нас или осуждать, или, напротив, потеряют всякие ориентиры, которые только-только начали выстраиваться в их голове. Как-то один древнерусский юродивый, сидел около храма Великим постом и на виду у всех, кто шёл на богослужение, ел мясо. Это была своеобразная провокация. Он делал это для научения. Показывал таким образом, чтобы верующие заботились не только о внешнем, но и о внутреннем. Кроме того, он имел огромный духовный авторитет. Поэтому люди прислушались к нему. Если мы не болеем душой за близких, а кроме того, не достигли определённого уровня в своем духовном развитии, когда люди готовы слышать нас, вряд ли стоит провоцировать их, демонстрируя свою свободу.
Применяя в своей жизни правила церковного устава, не будем забывать, что делаем мы это ради того, чтобы наладить свой диалог с Богом и теми, кто нас окружает. И пусть именно качество этих отношений свидетельствует о мере нашего духовного преуспеяния.
Послание к Галатам святого апостола Павла

Рембранд. «Апостол Павел в темнице». 1629
Гал., 207 зач., III, 15-22.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. В книге древнего китайского мудреца Чжуан-Цзы есть такая мысль: «Мы лепим глину и делаем сосуд; но польза сосуда — в пустоте. Вырезаем двери и окна, чтобы сделать дом; но польза дома — в пустом пространстве. Поэтому: имеющее — даёт выгоду, а не-имеющее — делает его полезным».
Эта глубокая мысль китайского мудреца поможет нам лучше понять отрывок из 3-й главы послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах за богослужением.
Глава 3.
15 Братия! говорю по рассуждению человеческому: даже человеком утвержденного завещания никто не отменяет и не прибавляет к нему.
16 Но Аврааму даны были обетования и семени его. Не сказано: и потомкам, как бы о многих, но как об одном: и семени твоему, которое есть Христос.
17 Я говорю то, что завета о Христе, прежде Богом утвержденного, закон, явившийся спустя четыреста тридцать лет, не отменяет так, чтобы обетование потеряло силу.
18 Ибо если по закону наследство, то уже не по обетованию; но Аврааму Бог даровал оное по обетованию.
19 Для чего же закон? Он дан после по причине преступлений, до времени пришествия семени, к которому относится обетование, и преподан через Ангелов, рукою посредника.
20 Но посредник при одном не бывает, а Бог один.
21 Итак закон противен обетованиям Божиим? Никак! Ибо если бы дан был закон, могущий животворить, то подлинно праведность была бы от закона;
22 но Писание всех заключило под грехом, дабы обетование верующим дано было по вере в Иисуса Христа.
Казалось бы, между посланием апостола Павла к Галатам и книгой Чжуан-Цзы лежит пропасть: и временная, и содержательная. Но приведённый выше отрывок о «пользе бесполезной пустоты» позволяет нам, как мне кажется, увидеть слова апостола Павла с неожиданной стороны.
О чём же говорит апостол? Главная проблема, о которую постоянно спотыкаются новообращённые из язычников, — непонимание, как соотнести новую религию — христианство — с иудейской традицией. Разные проповедники привносят ещё большую неразбериху, и, как было хорошо показано в предыдущих главах послания, галаты оказываются крайне внутренне неустойчивы. Своими словами апостол старается объяснить им смысл ветхозаветного закона: цель этого закона — подготовительная, временная. Он бесконечно важен — если теперь обратиться к мысли Чжуан-Цзы — также, как важен глиняный кувшин для того, чтобы в него налить молоко — иначе как этот питательный продукт перенести к голодному человеку? Но было бы полным безумием предлагать ищущему еды... сам пустой кувшин, уверяя, что поскольку он предназначен для еды, то и голод может удовлетворить! Так же, как кувшин отлагается в сторону после того, как из него выпили всё молоко — также и ветхозаветный закон перестаёт быть актуальным после того, как сквозь него, посредством него явился в мир Мессия — Иисус Христос — Истинная Пища и Истинное Питие для уверовавших в Него. Закон — очень важен, но он не способен «животворить», то есть оживлять: он — лишь рамка, предел, граница, помогающий не расплескать данное свыше Божественное Откровение о грядущем Спасителе мира — и нужда в законе пропадает после того, как Христос напрямую, уже без всяких посредников и ограничений, свидетельствует Собой, Своей жизнью и словом, о Божественной Истине.
Думаю, каждый из нас может вполне поупражняться вот в каком размышлении: что в моей духовной жизни, религиозных обрядах и поступках, является «стенками кувшина» — внешней, собирающей рамкой — а что — самим содержанием, только ради которого и ценен сам кувшин!..
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Приложение «Помощь бездомным людям» позволяет эффективно помогать тем, кто оказался на улице

Мобильное приложение «Помощь бездомным людям» создано благотворительным приютом «Тёплый приём», что находится в Московской области. Приложение действует по всей России, в нём собрана информация о том, где человеку, попавшему в беду, поесть, помыться, переночевать и не только. Такой полезный ресурс даёт возможность эффективно помогать тем, кто оказался на улице. История Дмитрия Илюшина из Москвы — тому подтверждение.
Мужчине 54 года, с самого детства он жил в центре столицы. По профессии Дмитрий — радиомонтажник, работал с электронной аппаратурой. После того, как не стало родителей, не справился с потерей и стал находить утешение в алкоголе. А спустя некоторое время был обманут мошенниками и оказался на улице — ни собственной семьи, ни родных, которые могли бы помочь, рядом не оказалось. Дмитрий провёл в скитаниях 15 лет. В холодную погоду ночевал в электричках. Так вышло, что этой весной, когда мужчина спал, у него украли верхнюю одежду и обувь. В результате он сильно замёрз и обморозил пальцы ног. И когда его доставили в больницу, их пришлось ампутировать.
В стационаре Дмитрия заметили неравнодушные люди, через приложение «Помощь бездомным людям» они нашли адрес приюта «Тёплый приём» и отвезли мужчину туда. Так он обрёл заботу, поддержку и веру в будущее. Здесь ему предоставили уход и медицинскую помощь, а ещё восстановили документы. Сейчас мужчина всё ещё находится в приюте и готовится освоить новую профессию в местной кожевенной мастерской.
Если вы тоже хотите помогать тем, кто по разным причинам оказался на улице, скачайте мобильное приложение «Помощь бездомным людям». Работает оно по всей России. Узнать об этом больше можно на сайте приюта «Тёплый приём», там же есть возможность поддержать проект.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Время как дар от Бога». Протоиерей Максим Козлов

У нас в студии был Председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви протоиерей Максим Козлов.
Разговор шел о времени, как о даре от Бога, как научиться ценить этот дар и правильно им распоряжаться.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный — человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена жизни как дару от Бога (эфир 15.09.2025)
Все выпуски программы Светлый вечер