
Кол., 254 зач., II, 8-12.
8 Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу; 9 ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно, 10 и вы имеете полноту в Нем, Который есть глава всякого начальства и власти.
11 В Нем вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым; 12 быв погребены с Ним в крещении, в Нем вы и совоскресли верою в силу Бога, Который воскресил Его из мертвых

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Из самого текста это краткого отрывка из апостольского послания к Колоссянам видно, что Павел пишет свои слова в противовес каким-то философским учениям. Здесь надо вспомнить, что христиане Колосс в начале 60-х годов по Рождестве Христовом переживали испытания, идущие сразу с нескольких сторон. Все эти испытания имели интеллектуальную подоплеку. Во-первых, неокрепших еще христиан своей ложной мудростью манила синкретическая теософия, в ней причудливо сплетались мифы разных народов и доктрины зарождающегося гностицизма. Во-вторых, тем из христиан Колосс, кто до своего обращения был иудеем, сложно давался разрыв с ветхозаветным Законом и его обрядовой стороной. Первое и второе приводило к различного рода нравственным недугам.
Сегодняшний отрывок затрагивает как увлечение колосских христиан философией, так и тяготение к Закону Ветхого Завета. Апостол Павел пишет, что не стоит увлекаться многословными и красивыми рассуждениями, которые предлагают модные в то время и в той местности мистические и эзотерические доктрины. Приводит апостол и причину, он пишет, что во Христе «обитает вся полнота Божества телесно». Впоследствии это выражение стало одним из ключевых догматических высказываний христианства. Все толкования и комментарии на эту апостольскую догматическую формулу носят глубокий богословский характер. А наиболее древние из толкований имеют явно выраженный полемический оттенок. Это понятно, ведь далеко не сразу Церковь смогла уяснить для себя самой образ соединения во Христе человеческой и божественной природ. В конечном итоге, Церковь пришла к такой формулировке образа соединение во Христе двух природ: в единой Ипостаси Сына Божьего Божественная и человеческая природы соединены неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно. На эту формулировку также существует бесконечное количество самых разных комментариев.
Особенно важно здесь следствие соединения двух природ. Как мы понимаем, человек в физическом смысле ничем не отличается от всего того, что нас окружает. Своей физической природой каждый из нас соединен со всем другим видимым миром. Мы едим то, что дает нам земля, а после кончины превращаемся в землю. Этот печальный круговорот послужил причиной грустных размышлений Экклезиаста: «Что пользы человеку от всех трудов его, которыми трудится он под солнцем? Род проходит, и род приходит, а земля пребывает во веки» (Еккл. 1:3–4). Но если во Христе «обитает вся полнота Божества телесно», если после пришествия Христова Бог стал соединен с человечеством неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно, то это означает, что Он соединен Своей телесностью со всем тем, что вещественно. Христос, будучи человеком в полном, совершенном смысле этого слова, Своей телесностью сродни всему сотворенному. А это, в свою очередь, означает, что абсолютно во всем есть свой смысл. Тот смысл, который не мог увидеть человек Ветхого Завета Экклезиаст. Именно поэтому Христос так внимателен к самым незначительным нуждам человека. Ведь все это, все то, что нам зачастую кажется маленьким, неважным и не имеющим особого смысла пронизывает Собой Сам Бог.
Поддержать тюремное служение Самарского фонда просвещения «Вера»

Самарский фонд просвещения «Вера» больше 5 лет помогает колониям и осуждённым. Его команда проводит для подопечных и сотрудников учреждений духовные беседы, вместе со священниками организует для них богослужения. Также, в рамках проекта «Апрель», фонд развивает в колониях обучение иконописи и помогает запускать там вещание Радио ВЕРА.
Возможность участвовать в церковных таинствах и узнавать о традициях православной веры, знакомство с процессом написания икон — всё это побуждает осуждённых задуматься о важном, направляет их на путь перемен.
Один из подопечных Самарского фонда, Руслан, несколько лет находится в Архангельской воспитательной колонии для несовершеннолетних. Здесь парень впервые открыл для себя веру в Бога и захотел научиться жить иначе. Сегодня он ходит в местный храм, продолжает знакомство с православием и помогает священнику во время богослужений. Не так давно Руслан сам написал икону Божией Матери, как сумел. Но теперь у него будет возможность профессионально освоить иконописное мастерство и создавать святые образы уже по всем церковным правилам. Благодаря Самарскому фонду просвещения «Вера» парень присоединился к обучающей программе. Ему предоставили нужные материалы и планшет, на котором он смотрит уроки, подготовленные иконописной школой.
Руслан задумывается о том, чтобы в будущем связать жизнь с Церковью. А пока он проходит сложный путь трансформации. И на этом этапе его поддерживают в том числе программы Радио ВЕРА. Они зазвучали в Архангельской воспитательной колонии тоже с помощью Самарского фонда.
Вы можете поддержать его тюремное служение и людей в местах лишения свободы. Для этого переходите на сайт фонда просвещения «Вера», в раздел проекта «Апрель».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Первые ветхозаветные праведники». Священник Александр Сатомский

У нас в студии был настоятель Богоявленского храма в Ярославле священник Александр Сатомский.
Разговор шел о третьем сыне Адама и Евы — Сифе, о его потомке Енохе, взятом живым на Небо, а также о других праведниках, живших до потопа.
Этой беседой мы продолжаем линейку из пяти программ, посвященных началу человеческой истории, описанному в первых главах книги Бытия.
Первая беседа была посвящена грехопадению и изгнанию Адама и Евы из Рая.
Вторая беседа была посвящена жизни Адама и Евы после изгнания из Рая и их первым детям Каину и Авелю.
Третья беседа была посвящена потомкам Каина.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Выбор места работы». Алексей Коровин

Гостем нового выпуска цикла «Вера и дело» стал Алексей Коровин — финансист, экс-руководитель четырёх банков, инвестор и ментор. В разговоре он поделился своими взглядами на выбор профессии, влияние работы на человека и поиск духовного смысла в профессиональной деятельности.
Главная тема беседы — как христианину определить своё призвание и согласовать выбор профессии со своими убеждениями. Алексей вспоминает, как в начале карьеры советовался со священником о том, можно ли работать в банке. Со временем он понял, что важно осознавать, на чём строится деятельность компании: если её успех связан с чужими потерями, стоит задуматься, нужен ли тебе такой путь. Он отмечает, что работа формирует личность, поэтому важно выбирать сферу, которая не будет противоречить внутренним принципам.
Особое внимание уделили роли наставника. Алексей советует молодым специалистам не только искать подходящую компанию, но и обращать внимание на руководителя, рядом с которым будет возможность расти. Ключевой показатель здоровой корпоративной культуры — соответствие слов и поступков: если в компании заявляют одни ценности, а на деле следуют другим, это может повлиять на взгляд человека на профессию и саму жизнь.
Отдельной темой стало выгорание и потеря мотивации. Алексей сравнивает это состояние с тупиком, из которого не выбраться без движения. По его словам, кризисы случаются не из-за возраста или усталости, а из-за ощущения, что усилия больше не приносят результата. Решение — пробовать новое, пересматривать подходы и не бояться менять траекторию.
Не обошли стороной и вопрос баланса между карьерой, семьёй и духовной жизнью. Алексей предлагает не воспринимать это как жёсткую дилемму, а смотреть шире: у каждого человека есть несколько сфер жизни, которые требуют внимания. Важно следить, чтобы они не пустели, даже если в определённые периоды одна становится главной.
Эта беседа напомнила, что работа — это не только источник дохода, но и пространство, где человек может реализовывать свои ценности и приносить пользу.
Ведущая программы: кандидат экономических наук Мария Сушенцова
Все выпуски программы Вера и дело