Москва - 100,9 FM

Послание к Колоссянам святого апостола Павла

* Поделиться
апостол павел
апостол павел
Рембранд. «Апостол Павел в темнице». 1629

Кол., 256 зач., II, 20 - III, 3.

20 Итак, если вы со Христом умерли для стихий мира, то для чего вы, как живущие в мире, держитесь постановлений: 21 "не прикасайся«, «не вкушай», «не дотрагивайся» 22 (что все истлевает от употребления), по заповедям и учению человеческому?

23 Это имеет только вид мудрости в самовольном служении, смиренномудрии и изнурении тела, в некотором небрежении о насыщении плоти.

Глава 3.

1 Итак, если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога; 2 о горнем помышляйте, а не о земном.

3 Ибо вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге.

Это изображение имеет пустой атрибут alt; его имя файла - Dmitrij-Barickij-1024x696-240x240.jpg

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.

В только что прозвучавшем отрывке апостол Павел упрекает представителей христианской общины города Колоссы в том, что они чрезмерное внимание уделяют разнообразным аскетическим упражнениям: «не прикасайся», «не вкушай», «не дотрагивайся». Это может показаться странным. Ведь мы привыкли считать, что аскетизм — это неотъемлемая черта христианской религии. Практически все святые шли этим путем. Почему же апостол так ополчился против него?

Религиозный мир античности был весьма пестрым. Одной из многочисленных религий был гностицизм. Это оккультное учение, которое появилось в результате соединения идей греко-римской языческой философии, иудаизма и христианства. Несмотря на то, что гностицизм был очень неоднороден, представители всех его течений так или иначе были согласны друг с другом в одном: материя — это зло. Телесность человека, как и все ее проявление рассматривались как скверна, от которой необходимо избавиться. Отсюда и чрезмерный аскетизм гностиков. Именно эта идея стала набирать популярность среди христиан города Колоссы. С ней и полемизирует апостол. То есть он предостерегает их от воздержания не ради Христа. Христианству чужд подобный аскетизм. Все наши аскетические практики совершаются не для того, чтобы похудеть, помолодеть или поправить здоровье. Их цель соединение с Богом через сораспятие, то есть сострадание Христу. Господь не ел в пустыне 40 дней, вот и я постараюсь в свою меру пройти этим путем. В среду Его предали, в пятницу распяли, вот и я разделю с Ним эту боль, воздержусь от пищи и развлечений в эти дни. Поэтому и призывает апостол колоссян «помышлять о горнем». То есть брать на себя подвиги исключительно ради Спасителя.

Но есть и еще важный момент, который мы должны учитывать. Даже если наша аскеза совершается ради Христа, у нее всегда может появиться обратная сторона. Человек, который взял на себя аскетический подвиг, всегда имеет высокий авторитет у окружающих людей. В их глазах он становится, как говорит апостол Павел, «мудрецом», который обладает знанием, скрытым от большинства. И всегда есть огромный риск самому проникнуться этим убеждением. Одним словом, здесь легко подхватить вирус гордыни, тщеславия и высокомерия.

Поэтому пусть примером для нас будет образ Христа. Он не был суровым аскетом. Он жил среди людей, общался с ним, ел, пил как они. К слову, это даже дало повод недругам Спасителя упрекать Его в том, что Он «человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам». Так Господь учит нас идти серединным путем, или, как его называли христианские святые, «царским путем». Не впадая в крайности. Возможно, нас не заметят и не оценят окружающие. Ну и пусть. Зато, как говорит сегодня апостол Павел, наша жизнь сокрыта со Христом в Боге.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!
Мы в соцсетях
******
Слушать на мобильном

Скачайте приложение для мобильного устройства и Радио ВЕРА будет всегда у вас под рукой, где бы вы ни были, дома или в дороге.

Слушайте подкасты в iTunes и Яндекс.Музыка

Другие программы
Время радости
Время радости
Любой православный праздник – это не просто дата в календаре, а действенный призыв снова пережить события этого праздника. Стать очевидцем рождения Спасителя, войти с Ним в Иерусалим, стать свидетелем рождения Церкви в день Пятидесятницы… И понять, что любой праздник – это прежде всего радость. Радость, которая дарит нам надежду.
Исторический час
Исторический час
Чему учит нас история? Какие знания и смыслы хранятся в глубине веков? Почему важно помнить людей, оказавших влияние на становление и развитие нашего государства? Как увидеть духовную составляющую в движении истории? Об этом и многом другом доктор исторических наук Дмитрий Володихин беседует со своими гостями в программе «Исторический час».
Чтение дня
Чтение дня
Философские ночи
Философские ночи
«Философские ночи». Философы о вере, верующие о философии. Читаем, беседуем, размышляем. «Философия — служанка богословия», — говорили в Средние века. И имели в виду, что философия может подвести человека к разговору о самом главном — о Боге. И сегодня в этом смысле ничего не изменилось. Гости нашей студии размышляют о том, как интеллектуальные гении разных эпох решали для себя мировоззренческие вопросы. Ведущий — Алексей Козырев, кандидат философских наук, доцент философского факультета МГУ. В гостях — самые яркие представители современного философского и в целом научного знания.

Также рекомендуем