
Рембранд. «Апостол Павел в темнице». 1629

Кол., 256 зач., II, 20 - III, 3.
20 Итак, если вы со Христом умерли для стихий мира, то для чего вы, как живущие в мире, держитесь постановлений: 21 "не прикасайся«, «не вкушай», «не дотрагивайся» 22 (что все истлевает от употребления), по заповедям и учению человеческому?
23 Это имеет только вид мудрости в самовольном служении, смиренномудрии и изнурении тела, в некотором небрежении о насыщении плоти.
Глава 3.
1 Итак, если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога; 2 о горнем помышляйте, а не о земном.
3 Ибо вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
В только что прозвучавшем отрывке апостол Павел упрекает представителей христианской общины города Колоссы в том, что они чрезмерное внимание уделяют разнообразным аскетическим упражнениям: «не прикасайся», «не вкушай», «не дотрагивайся». Это может показаться странным. Ведь мы привыкли считать, что аскетизм — это неотъемлемая черта христианской религии. Практически все святые шли этим путем. Почему же апостол так ополчился против него?
Религиозный мир античности был весьма пестрым. Одной из многочисленных религий был гностицизм. Это оккультное учение, которое появилось в результате соединения идей греко-римской языческой философии, иудаизма и христианства. Несмотря на то, что гностицизм был очень неоднороден, представители всех его течений так или иначе были согласны друг с другом в одном: материя — это зло. Телесность человека, как и все ее проявление рассматривались как скверна, от которой необходимо избавиться. Отсюда и чрезмерный аскетизм гностиков. Именно эта идея стала набирать популярность среди христиан города Колоссы. С ней и полемизирует апостол. То есть он предостерегает их от воздержания не ради Христа. Христианству чужд подобный аскетизм. Все наши аскетические практики совершаются не для того, чтобы похудеть, помолодеть или поправить здоровье. Их цель соединение с Богом через сораспятие, то есть сострадание Христу. Господь не ел в пустыне 40 дней, вот и я постараюсь в свою меру пройти этим путем. В среду Его предали, в пятницу распяли, вот и я разделю с Ним эту боль, воздержусь от пищи и развлечений в эти дни. Поэтому и призывает апостол колоссян «помышлять о горнем». То есть брать на себя подвиги исключительно ради Спасителя.
Но есть и еще важный момент, который мы должны учитывать. Даже если наша аскеза совершается ради Христа, у нее всегда может появиться обратная сторона. Человек, который взял на себя аскетический подвиг, всегда имеет высокий авторитет у окружающих людей. В их глазах он становится, как говорит апостол Павел, «мудрецом», который обладает знанием, скрытым от большинства. И всегда есть огромный риск самому проникнуться этим убеждением. Одним словом, здесь легко подхватить вирус гордыни, тщеславия и высокомерия.
Поэтому пусть примером для нас будет образ Христа. Он не был суровым аскетом. Он жил среди людей, общался с ним, ел, пил как они. К слову, это даже дало повод недругам Спасителя упрекать Его в том, что Он «человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам». Так Господь учит нас идти серединным путем, или, как его называли христианские святые, «царским путем». Не впадая в крайности. Возможно, нас не заметят и не оценят окружающие. Ну и пусть. Зато, как говорит сегодня апостол Павел, наша жизнь сокрыта со Христом в Боге.
Поможем Артемию восстановиться после болезни и операции

Вечерами, после того как Артемий сделает уроки, он с удовольствием устраивается с бабушкой в кресле, и вместе они и читают книги о животных. Артемий с увлечением и разглядывает красочные иллюстрации, с которых на него глядят грозные тигры, величественные слоны, дружелюбные дельфины и много кто ещё. Мальчик очень внимательно слушает рассказы бабушки. Жаль, что он пока не может обсудить с ней свои впечатления и задать море разных вопросов. Из-за болезни и неудачной операции, которые случились в раннем детстве, Тёма не разговаривает, не сидит самостоятельно и не ходит. Раньше он не мог даже голову держать, но со временем, в результате постоянных упражнений и заботы близких, стал чувствовать себя гораздо лучше. Сегодня мальчик проходит обучение на дому — с интересом познаёт школьную программу, изучает по книгам окружающий мир и пытается произносить звуки.
Чтобы Тёма заговорил, научился держать спину и однажды встал на ноги, ему необходимо продолжать курсы восстановительной терапии. Врачи говорят, что у ребёнка есть все шансы многое освоить. Вы можете поддержать Артемия Василёва из города Сургута на его пути к полноценной жизни. Сбор для мальчика открыт на сайте фонда «Мои друзья».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Шестая неделя после Пасхи. Вознесение Господне». Священник Стахий Колотвин

о. Стахий Колотвин
В нашей студии был клирик храма Ризоположения в Леонове священник Стахий Колотвин.
Разговор шел о смыслах и особенностях богослужения и Апостольского (Деян.16:16-34) и Евангельского (Ин.9:1-38) чтений в шестое воскресенье по Пасхе, об Отдании Пасхи, о празднике Вознесения Господня, а также о дне памяти святых отцов семи Вселенских Соборов.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Седмица
«Кто в семье главный?» Протоиерей Федор Бородин

Гостем программы «Семейный час» был настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке протоиерей Федор Бородин.
Разговор шел о том, как должна строиться иерархия в семейных отношениях и кто в семье главный.
Ведущая: Анна Леонтьева
Все выпуски программы Семейный час