Кол., 256 зач., II, 20 - III, 3.
20 Итак, если вы со Христом умерли для стихий мира, то для чего вы, как живущие в мире, держитесь постановлений: 21 "не прикасайся«, «не вкушай», «не дотрагивайся» 22 (что все истлевает от употребления), по заповедям и учению человеческому?
23 Это имеет только вид мудрости в самовольном служении, смиренномудрии и изнурении тела, в некотором небрежении о насыщении плоти.
Глава 3.
1 Итак, если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога; 2 о горнем помышляйте, а не о земном.
3 Ибо вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
В только что прозвучавшем отрывке апостол Павел упрекает представителей христианской общины города Колоссы в том, что они чрезмерное внимание уделяют разнообразным аскетическим упражнениям: «не прикасайся», «не вкушай», «не дотрагивайся». Это может показаться странным. Ведь мы привыкли считать, что аскетизм — это неотъемлемая черта христианской религии. Практически все святые шли этим путем. Почему же апостол так ополчился против него?
Религиозный мир античности был весьма пестрым. Одной из многочисленных религий был гностицизм. Это оккультное учение, которое появилось в результате соединения идей греко-римской языческой философии, иудаизма и христианства. Несмотря на то, что гностицизм был очень неоднороден, представители всех его течений так или иначе были согласны друг с другом в одном: материя — это зло. Телесность человека, как и все ее проявление рассматривались как скверна, от которой необходимо избавиться. Отсюда и чрезмерный аскетизм гностиков. Именно эта идея стала набирать популярность среди христиан города Колоссы. С ней и полемизирует апостол. То есть он предостерегает их от воздержания не ради Христа. Христианству чужд подобный аскетизм. Все наши аскетические практики совершаются не для того, чтобы похудеть, помолодеть или поправить здоровье. Их цель соединение с Богом через сораспятие, то есть сострадание Христу. Господь не ел в пустыне 40 дней, вот и я постараюсь в свою меру пройти этим путем. В среду Его предали, в пятницу распяли, вот и я разделю с Ним эту боль, воздержусь от пищи и развлечений в эти дни. Поэтому и призывает апостол колоссян «помышлять о горнем». То есть брать на себя подвиги исключительно ради Спасителя.
Но есть и еще важный момент, который мы должны учитывать. Даже если наша аскеза совершается ради Христа, у нее всегда может появиться обратная сторона. Человек, который взял на себя аскетический подвиг, всегда имеет высокий авторитет у окружающих людей. В их глазах он становится, как говорит апостол Павел, «мудрецом», который обладает знанием, скрытым от большинства. И всегда есть огромный риск самому проникнуться этим убеждением. Одним словом, здесь легко подхватить вирус гордыни, тщеславия и высокомерия.
Поэтому пусть примером для нас будет образ Христа. Он не был суровым аскетом. Он жил среди людей, общался с ним, ел, пил как они. К слову, это даже дало повод недругам Спасителя упрекать Его в том, что Он «человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам». Так Господь учит нас идти серединным путем, или, как его называли христианские святые, «царским путем». Не впадая в крайности. Возможно, нас не заметят и не оценят окружающие. Ну и пусть. Зато, как говорит сегодня апостол Павел, наша жизнь сокрыта со Христом в Боге.
Путь святого Иакова: пешее паломничество к мощам апостола в Сантьяго-де-Компостела
Оказавшись в каком-нибудь старом городке на севере Испании или юге Франции, вы с большой долей вероятности сможете на стене местного католического храма или на остатках крепостной стены, а иногда и прямо на мостовой, увидеть изображение ракушки. Причем, совсем не обязательно, чтобы рядом находилось море. Ракушка для упомянутого региона служит древним христианским символом, непосредственно связанным со святым апостолом Иаковом. Святой Иаков Зеведеев был одним из ближайших учеников Христа и первым из числа апостолов принял мученическую смерть. Это печальное событие произошло в Палестине в середине первого века по Рождестве Христовом. Ученики святого Иакова увезли его тело на самый запад Европы, теперешнюю Испанию. Здесь останки святого апостола и были погребены. Во втором веке могила святого пришла в запустение и место его захоронения было утеряно. Однако в девятом веке местному монаху-отшельнику через видение было указано следовать за звездой, которая и привела его к могиле святого. Место погребения апостола Иакова получило называние Компостела, с испанского — «поле звезды». Впоследствии к данному именованию было добавлено словосочетание Сантьяго, что по-испански означает «святой Иаков». В годы нашествия арабов и мавров, начиная с VIII века, святой Иаков начал почитаться испанцами в качестве небесного защитника их страны. Кроме того, Католическая Церковь провозгласила Иакова покровителем путешественников, прежде всего морских. Поэтому святой стал изображаться с раковиной в руках. Над могилой апостола в девятом веке была построена часовня, вскоре рядом с ней стало селиться множество людей, желавших находиться ближе к великой святыне. Так появился город Сантьяго-де-Компостела. Впоследствии часовню заменил собой большой кафедральный собор. Останки апостола были извлечены из земли, помещены в драгоценный ларец, который теперь находится в крипте собора.
К двенадцатому веку в Европе сложилась традиция совершать пешее паломничество к мощам апостола Иакова. По территории Англии, Германии, Франции, Португалии и Испании были проложены маршруты паломничества, отмеченные традиционным символом святого Иакова — ракушкой. Паломники старались прибыть в Сантьяго ко дню памяти апостола, которая Католической Церковью совершается 25 июля. В течение веков множество тысяч людей решалось на трудный путь, чтобы почтить мощи святого Иакова. К 80-м годам двадцатого века путь святого Иакова почти утратил свою известность. Однако благодаря писателю Пабло Коэльо и его роману «Путешествие мага» вновь её обрел. Начиная с 1999 года, по инициативе приходов Русской Церкви в Португалии, пешее путешествие в Сантьяго совершают и православные паломники — в основном, выходцы из России и стран бывшего Совесткого Союза, проживающие теперь в Южной Европе. В ходе своего многодневного паломничества они усердно молятся святому Иакову о своих нуждах. Паломники также соблюдают древний обычай — крепят к одежде изображение ракушки, символ святого Иакова. С недавнего времени Католическая Церковь разрешила православным совершать богослужение в паломническом доме при соборе Сантьяго поблизости от мощей святого Иакова. Православным паломникам, также, как и католическим, в случае если они прошли пешком более ста километров (при выяснении расстояния полагаются исключительно на честность человека), администрацией собора дается особый диплом паломника с изображением апостола Иакова, который напоминает им о пешем путешествии к мощам великого святого.
Все выпуски программы Вселенная православия
О случайной встрече, изменившей жизнь
Все выпуски программы: Добрые истории
«Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца»
Старец Силуан провёл всю жизнь на Афоне. В записках он вспоминает, как на протяжении четырнадцати лет молился о том, чтобы Бог дал ему почувствовать Своё присутствие. И наступил момент, когда отчаяние пересилило веру. Тогда во время очередной многочасовой молитвы монах воскликнул Богу: «Ты неумолим!..» И в это мгновение он вдруг ощутил присутствие Христа. Инок почувствовал такую любовь, такое сострадание, что понял — можно прожить всю жизнь ради Господа. Впоследствии, утешая отчаявшихся братьев, старец Силуан Афонский рассказывал о том, каким ему открылся Бог:
«Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца и говорит: „Ах, какой у нас Господь!“. Грешная душа, которая не знает Господа, боится смерти, думает, что Господь не простит ей грехов её. Но это потому, что душа не знает Господа и как много Он нас любит. А если бы знали люди, то ни один человек не отчаялся бы. Господь Сам есть одна Любовь».
Все выпуски программы Слова Святых