Кол., 256 зач., II, 20 — III, 3.
Глава 2.
20 Итак, если вы со Христом умерли для стихий мира, то для чего вы, как живущие в мире, держитесь постановлений:
21 «не прикасайся», «не вкушай», «не дотрагивайся»
22 (что все истлевает от употребления), по заповедям и учению человеческому?
23 Это имеет только вид мудрости в самовольном служении, смиренномудрии и изнурении тела, в некотором небрежении о насыщении плоти.
Глава 3.
1 Итак, если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога;
2 о горнем помышляйте, а не о земном.
3 Ибо вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Сегодняшнее чтение начинается с вопроса, который многих может смутить. Причем из самой его формы ясно, что апостол не столько спрашивает, сколько уточняет, как могут христиане, умершие со Христом для стихий мира, подчиняться временным человеческим постановлениям. Основная же мысль о том, что они умерли — сомнений не вызывает.
«Стоп! Подождите! Что значит умерли?» — скажет современный человек. Я жив и собираюсь жить дальше, ведь не случайно я все время повторяю себе и другим, что главное — это здоровье. Я, может быть, для того и поверил в Бога и крестился, что мне когда-то сказали, что верующих Бог защищает и сохраняет от всякого зла.
Но апостол ничего не выдумывает. Представление о том, что ученик — это тот, кто идет за своим учителем на крест, для христиан является ключевым. Крест не столько в буквальном смысле слова, сколько в смысле готовности умереть за верность учению и заповедям. И не только готовности, но и ощущения, что ты уже умер. Неслучайно в послании к римлянам апостол сравнивает крещение ученика с погружением в смерть. «Вы должны считать себя мертвыми для греха», — пишет он. Реальная ли это смерть? В первую очередь духовная, конечно. Но она может быть и вполне реальной, если таковыми оказываются обстоятельства.
И когда тебя спрашивают о вере и интересуются, действительно ли с твоей точки зрения Бог существует, а Иисус является Его воплощенным Сыном, ты должен оставаться верным своему выбору вне зависимости от того, какую перспективу сулит тебе правильный ответ. Но также верным ты должен быть тогда, когда взять чужое оказывается очень легко, когда ложь оказывается выгоднее правды, когда окружающими прелюбодеяние воспринимается в качестве нормы. Но ты умер для подобных вещей и не воруешь, не клевещешь, не прелюбодействуешь. Для тебя этого просто не существует как варианта развития событий. Зато существует вариант, в котором ты верен Богу, верен своему слову, супруге, — иными словами верен Христу и его заповедям.
Как же все это соотносится с обычными благами, за которыми люди нередко приходят к Богу? Христианин воспринимает их с благодарностью не как обязательный или гарантированный результат веры, но как возможный вариант развития событий. Если он с самого начала все правильно понял, он должен был идти в храм не за здоровьем, но потому что мир без Бога оказался для него пустым и только с Ним наполнился смыслом. Если он при этом будет еще и здоров — это будет прекрасно, но, если не будет, он не посчитает свою веру пустой и не приносящей плода, потому что ее плод — не обстоятельства жизни временной, но жизнь вечная. Именно поэтому в сегодняшнем чтении присутствует не только смерть вместе со Христом, в нем мы слышим о воскресении и жизни. Итак, — пишет апостол, — если вы воскресли со Христом, то ищите горнего и не помышляйте о земном. Земные блага могут быть в нашей жизни, но их может и не быть — не они наша цель.
Но где же результаты всей этой верности? Когда они станут явными? Апостол пишет, что наша духовная жизнь «сокрыта со Христом в Боге». Результаты могут быть неприметны для внешнего зрителя. Но они так же реальны, как реален в нашей жизни Бог.
Второе послание к Фессалоникийцам святого апостола Павла
Сол., 274 зач., I, 1-10.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Все две тысячи лет существования христианства мы можем наблюдать, что в тяжёлые времена испытаний войнами, болезнями и гонениями христиане начинают обращать особенно пристальное внимание на те тексты Священного Писания, которые говорят о Втором Пришествии Христовом и о кончине мира. Одними из первых, кто вследствие гонений начал чрезвычайно активно ждать конца физического мира, были христиане древних Фессалоник. Апостол Павел не был согласен с тем методом ожидания, который избрали эти люди: они, полагая, что видимый мир скоро уйдёт в небытие, начали пренебрегать своими повседневными обязанностями. Были в их ожидании и другие спорные пункты. Во Втором послании к Фессалоникийцам апостол Павел постарался все их рассмотреть и дать своим адресатам верное руководство к духовной жизни в условиях усиливающихся гонений. Сегодня во время литургии в православных храмах звучит отрывок из 1-й главы этого послания. Давайте послушаем его.
Глава 1.
1 Павел и Силуан и Тимофей — Фессалоникской церкви в Боге Отце нашем и Господе Иисусе Христе:
2 благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.
3 Всегда по справедливости мы должны благодарить Бога за вас, братия, потому что возрастает вера ваша, и умножается любовь каждого друг ко другу между всеми вами,
4 так что мы сами хвалимся вами в церквах Божиих, терпением вашим и верою во всех гонениях и скорбях, переносимых вами
5 в доказательство того, что будет праведный суд Божий, чтобы вам удостоиться Царствия Божия, для которого и страдаете.
6 Ибо праведно пред Богом — оскорбляющим вас воздать скорбью,
7 а вам, оскорбляемым, отрадою вместе с нами, в явление Господа Иисуса с неба, с Ангелами силы Его,
8 в пламенеющем огне совершающего отмщение не познавшим Бога и не покоряющимся благовествованию Господа нашего Иисуса Христа,
9 которые подвергнутся наказанию, вечной погибели, от лица Господа и от славы могущества Его,
10 когда Он приидет прославиться во святых Своих и явиться дивным в день оный во всех веровавших, так как вы поверили нашему свидетельству.
На гонения можно реагировать как минимум двумя способами: можно оставаться верным Христу и можно отречься от Него. Конечно, есть и промежуточные варианты, но все они несут в себе лукавство, и потому мало чем по своей сути отличаются от прямого отречения.
Христиане Фессалоник проявляли стойкость, они сохраняли верность Спасителю, а потому апостол Павел своё послание к ним начинает с похвалы, и это не дань жанру, адресаты апостола действительно были достойными и верными христианами. Используемая здесь апостолом Павлом формулировка очень интересна, и она стоит того, чтобы остановить на ней наше внимание.
Апостол не сразу перешёл к размышлениям о терпении в гонениях и скорбях, ведь с его точки зрения достойное перенесение неприятностей — это лишь следствие, во-первых, веры, а во-вторых, любви между христианами Фессалоник. Действительно, вынести гонения без опоры на единомышленников почти невозможно. Здесь мы можем вспомнить и Гефсиманское моление нашего Спасителя: Господь, зная о Своих скорых Страданиях и Смерти, искал утешения в молитве к Богу-Отцу, но и Ему нужна была человеческая поддержка, по этой причине Он взял с Собой на молитву Петра, Иакова и Иоанна. Как мы помним из Евангелия, апостолы не смогли выдержать напряжение той ночи, а потому они не смогли и дать Спасителю столь необходимую Ему поддержку.
У христиан Фессалоник было все иначе: они умели поддерживать друг друга и не терять единства под натиском гонений. Апостол Павел счёл необходимым не только похвалить своих адресатов, но и поддержать их, он написал, по сути, довольно банальную, но при этом крайне важную мысль: никакое испытание не будет длиться вечно, все скорби пройдут, а причиняющие их люди будут наказаны Самим Богом.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Святитель Лука Войно-Ясенецкий». Анастасия Чернова
Гостьей программы «Исторический час» была писатель, кандидат филологических наук Анастасия Чернова.
Разговор шел о жизни и судьбе святителя Луки Войно-Ясенецкого, почему он решил быть врачем, как принял монашество и стал епископом и как складывались его отношения с советской властью.
Ведущий: Дмитрий Володихин
Все выпуски программы Исторический час
«Память о новомучениках». Кирилл Алексин
У нас в студии был руководитель проекта «Слово новомучеников», магистр теологии Кирилл Алексин.
Наш гость рассказал о своем пути к вере, о том, почему для него стала важной тема сохранения памяти о людях, пострадавших в годы советских гонений, и о том, как он начал участвовать в создании фильмов, посвященных новомученикам.
Все выпуски программы: Вечер Воскресенья