Кол., 253 зач., II, 1-7.
Глава 2.
1 Желаю, чтобы вы знали, какой подвиг имею я ради вас и ради тех, которые в Лаодикии и Иераполе, и ради всех, кто не видел лица моего в плоти,
2 дабы утешились сердца их, соединенные в любви для всякого богатства совершенного разумения, для познания тайны Бога и Отца и Христа,
3 в Котором сокрыты все сокровища премудрости и ведения.
4 Это говорю я для того, чтобы кто-нибудь не прельстил вас вкрадчивыми словами;
5 ибо хотя я и отсутствую телом, но духом нахожусь с вами, радуясь и видя ваше благоустройство и твердость веры вашей во Христа.
6 Посему, как вы приняли Христа Иисуса Господа, так и ходите в Нем,
7 будучи укоренены и утверждены в Нем и укреплены в вере, как вы научены, преуспевая в ней с благодарением.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Отрывок из послания, который мы только что услышали, апостол Павел пишет, находясь в римской тюрьме. Начинает он с того, что говорит о подвиге, который совершает ради верующих из городов Колоссы, Иераполь и Лаодикия. Слово, которое переведено на русский как «подвиг», в греческом языке звучит как «агон». Оно имеет еще значение борьба, состязание и, наконец, агония. То есть предельно сильное напряжение. О какой же именно борьбе говорит апостол?
В первую очередь речь идет о естественных человеческих переживаниях. Апостол ждет суда императора Нерона. Вполне возможно, что ему будет вынесен смертный приговор. Такой исход не может не страшить даже самого мужественного человека. Павел вполне мог переживать, что проявит малодушие и ради собственной безопасности откажется от того, чему посвятил свою жизнь. Такой поступок был бы гибелен не только для него, но и для всех тех, кто благодаря ему уверовал во Христа. Вера многих людей могла бы пошатнуться. Поэтому, говоря о борьбе, он, по сути, говорит о том, что делает непростой выбор между своим инстинктом самосохранения и долгом, который обязывает его ради ближних быть твердым до самого конца.
Но не только об этом идет речь. Подвиг апостола — это еще, конечно, и молитвенный подвиг. Молитва, которая сопряжена с сильнейшим внутренним напряжением. О подобной молитве мы знаем из Священного Писания. Один из самых ярких примеров — эпизод из жизни еврейского патриарха Иакова. Вместе со своей многочисленной семьей он возвращается домой в Палестину. Навстречу ему идет его брат, Исав, которого Иаков некогда коварно обманул. Патриарх узнает, что брат идет не один. С ним много воинов. Очевидно, что Исав жаждет мести. Накануне встречи Иаков уединяется для молитвы и проводит в ней всю ночь. Его напряжение так велико, что этот разговор с Творцом описан как борьба. Иаков борется с Ним до самого утра. Именно с такой горячей молитвой апостол обращается к Богу в надежде, что Тот даст ему силы пройти свой путь достойно до конца, а также сохранит тех, кто доверяет ему. Он просит, чтобы их сердца были утешены и ободрены, чтобы Господь дал им мудрость, соединил бы их в любви и дал им твердость веры.
Мы знаем, что эти душевные метания апостола были не напрасны. Христос не оставил его. Дал ему силы мужественно претерпеть все страдания и сохранил Церковь, о которой он так молился. А потому и для нас это замечательный пример того, с каким внутренним расположением мы должны относиться к своим ближним и к тому призванию, благодаря которому все мы носим имя христиан.
Праздник «Целования» на Святой земле
Святая земля производит на каждого приезжающего туда человека неизгладимое впечатление. А как же иначе? Ведь именно Палестину избрал для Своего воплощения Сын Божий Иисус Христос, чтобы жить здесь и проповедовать. Святая земля с центром в Иерусалиме связана исторически также со многими святыми личностями из библейского повествования. Например, Горненский женский монастырь расположен в селении Эйн-Карем рядом с тем местом, где по преданию произошла встреча Пресвятой Девы Марии с Ее двоюродной сестрой — святой Елисаветой.
Данная встреча описывается в Евангелии от Луки. После того, как Деве Марии явился Архангел Гавриил и возвестил Ей, что она станет Матерью Богочеловека Иисуса Христа, Пресвятая Дева отправилась в дом к Своей родственнице — Елисавете. Ведь в качестве доказательства истинности пророчества Архангел указал, что престарелая Елисавета беременна и скоро родит первенца — пророка Иоанна Крестителя. Богородица поспешила в дом двоюродной сестры, чтобы Самой убедиться в случившемся. Мария и Елисавета, встретившись, в знак приветствия поцеловали друг друга. В этот момент первенец Елисаветы радостно взыграл в ее чреве.
Рядом с местом, где стоял дом Елисаветы, и был построен Горненский монастырь. Обитель основал начальник Русской Духовной Миссии архимандрит Антонин (Капустин) в 1869 году. В 1883 году отец Антонин установил праздник «Целования», во время которого вспоминается встреча Девы Марии и святой Елисаветы. Он также составил для богослужения праздника Целования особые песнопения, которые исполняются и сегодня.
Праздник Целования ежегодно совершается 12 апреля. Исключение делается лишь в том случае, если 12 апреля попадает на Страстную седмицу, неделю перед Пасхой, во время которой Церковь молитвенно вспоминает страдания и смерть Иисуса Христа. В этом случае праздник Целования переносится на четверг после Пасхи.
Праздник Целования начинается в Троицком храме Русской духовной миссии. Там служится молебен, по окончании которого начинается крестный ход — его участники направляются в Горненский монастырь. Во главе крестного хода по традиции несут чтимую икону Благовещения. У колодца в селении Эйн-Карем, рядом с которым расположена обитель, крестный ход встречают монахини Горненской обители. По преданию из колодца Эйн-Карема Дева Мария брала воду, пока гостила у Елисаветы.
На дорогу от колодца до Казанского собора, главного храма Горненской обители, монахини предварительно выкладывают цветы в знак своего почтения перед иконой Благовещения. В Казанском соборе икону ставят на специальную подставку, украшенную длинным покровом на манер монашеской мантии. Рядом с иконой ставят игуменский жезл — символ управления монастырем. Икона Благовещения находится в Горней обители три месяца, до праздника Рождества святого Иоанна Предтечи — именно столько гостила Пречистая Дева у своей родственницы Елисаветы. Монахини верят, что в течение этих трех месяцев, пока икона находится в Горненской обители, сама Пресвятая Дева является здесь игуменией.
Все выпуски программы Вселенная православия
«Музыкальное образование». Анна Сафонова
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», которая объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях была музыкант, исполнительный директор издательского дома «Музыка» Анна Сафонова.
Мы говорили с нашей гостьей о музыкальном образовании: каким оно было в советские годы, как со временем менялось, каким образом можно сделать его более современным и доступным, а также что дает ребёнку обучение в музыкальной школе, и как можно помочь детям и подросткам в развитии их талантов.
Саровская пустынь. Святой Преподобный Серафим Саровский
Имя Преподобного Серафима Саровского, самого почитаемого русского святого, известно по всему миру. Но не так много людей может в наши дни попасть в места, где совершал он свои молитвенные подвиги. Закрытый город Саров, образовавшийся там, где с конца XVII века в глубоких саровских лесах селились монахи, как ковчегом накрыл драгоценные жемчужины Русской Православной Церкви. Красивейшие храмы Свято-Успенского мужского монастыря Саровская пустынь, Ближнюю пустынку Святого Преподобного Серафима, где в наши дни построен храм в честь Сошествия Святого Духа. Дальнюю пустынку, где стоит келья, в которой подвизался Старец, сосна, которая помнит его труды, и воздвигнут великолепный памятник работы скульптора Вячеслава Клыкова, запечатлевший молитву Преподобного Серафима. Есть в Саровских лесах и место, где 1000 ночей совершал свое стояние на камне наш любимый русский святой. Об этом наша программа.
Все фотографии предоставлены Духовно-научным центром Саровской пустыни.
Все выпуски программы Места и люди