
Андрей Рублев. Апостол Павел, 1410
Гал., 212 зач., V, 11-21.
Глава 5.
11 За что же гонят меня, братия, если я и теперь проповедую обрезание? Тогда соблазн креста прекратился бы.
12 О, если бы удалены были возмущающие вас!
13 К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти, но любовью служите друг другу.
14 Ибо весь закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя.
15 Если же друг друга угрызаете и съедаете, берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом.
16 Я говорю: поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти, 17 ибо плоть желает противного духу, а дух — противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы.
18 Если же вы духом водитесь, то вы не под законом.
19 Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, 20 идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны,) ереси, 21 ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Противопоставление плоти и духа — одно из фундаментальных в Священном Писании. Нередко, неверное понимание этих двух важных понятий приводит к серьезным заблуждениям и искажениям в духовной жизни. Так, например, уже в первые века христианства существовали учения, согласно которым все телесные проявления жизни человека, начиная от приема пищи и разного рода физиологических процессов, заканчивая супружескими отношениями, считались скверной. Цель духовной жизни эти люди видели в том, чтобы максимально освободиться от телесности путем различных аскетических практик. Так, считали они, человек будет способен стать по настоящему свободным. Чтобы мы избежали подобного заблуждения, сегодня апостол Павел поясняет нам, что же такое дух, плоть и подлинная свобода.
О духовном начале в человеке говорится уже в самой первой книге Библии, книге Бытия. Когда Господь творит человека, первым делом Он создает из праха земного тело. И лишь потом, вторым этапом, Он вдыхает в него, выражаясь словами Писания, «дыхание жизни». Христианские толкователи говорят, что, если своей телесной природой люди ничем не отличаются от животных, то именно это самое «дыхание жизни» или иначе, дух — то, что делает человека уникальным созданием. Это то, что роднит его с Богом. То, что заставляет нас задумываться о высоком смысле жизни, не позволяет удовлетворяться этой земной действительностью и подталкивает к молитве.
Что же такое плоть? Речь идет совсем не о телесности и не о материальности. Дело в том, что, как и в животном, в человеке живут разного рода инстинкты и потребности. Первичные из них — потребность к размножению, к насыщению своего тела, к самосохранению. В том, что человек стремится их удовлетворить, ничего плохого нет. Ведь такими нас создал Бог. Собственноручно. Однако, когда мы начинаем уделять этим потребностям слишком много внимания, культивировать их, злоупотреблять ими, это может привести к своего рода мутациям. Потребность к размножению легко трансформируется в блуд и прелюбодеяние, к насыщению своего тела — в пьянство и обжорство, инстинкт самосохранения — в гнев, ненависть, превозношение, раздоры, вражду и убийства. Вот эту гипертрофию телесности Священное Писание и называет плоть. То есть, плоть — это определенный образ жизни, когда мы забываем о своем духовном начале и потакаем своим животным инстинктам до такой степени, что они превращаются в страсти.
Итак, в нашей телесности и материальности нет ничего греховного. Грех начинается тогда, когда мы неумело используем свою животную природу, забываем о том, к чему мы призваны и где наш настоящий дом. И подлинная свобода поэтому заключается не в том, чтобы избавиться от всех животных проявлений своего существа. И, наоборот, не в том, чтобы беспрепятственно удовлетворять всем похотям своего тела. Подлинная свобода заключается в том, чтобы не забывать о своем высоком происхождении, ставить на первое место потребности духа и пользоваться своей телесностью разумно и в меру. Тот человек, который сможет с помощью Божией достичь этой гармонии, уже здесь, на земле непременно станет участником Царства Небесного.
Поможем создать условия для реабилитации особенных детей

Каждое лето, вот уже больше 7 лет, в лагере «Раздолье» в Ленинградской области происходит удивительное. Дети, которые в силу своих ментальных или физических особенностей не могут полноценно общаться, чего-то не умеют или боятся — обретают здесь уверенность и делают явные успехи в развитии.
Один из подопечных лагеря — Саша, подросток с синдромом Дауна, до прошлого лета был замкнутым, не отходил от мамы. Но после поездки в «Раздолье» всё изменилось. Он поверил в себя, а главное, нашёл друзей. «Наши дети тут меняются. Домой возвращаются повзрослевшими и более самостоятельными. Их приучают ходить в храм, заботиться о близких и беречь всё живое», — рассказывает мама Саши.
Семейный реабилитационный лагерь действует на территории храма Святых Царственных Страстотерпцев, который находится в деревне Раздолье. Интересно, что мамы и папы стремятся сюда не меньше, чем дети. Для взрослых это место, где можно отдохнуть, пока с их особенным ребёнком занимаются специалисты и добровольцы: рисуют, лепят из глины и проводят развивающие игры. Здесь родители получают духовную и психологическую помощь.
Этим летом руководитель проекта священник Борис Ершов и его команда ждут в Раздолье больше тридцати семей с детьми, у которых есть особенности здоровья. Однако сейчас отцу Борису нужно срочно решить три бытовые проблемы: починить систему септиков, расширить колодец с питьевой водой и дополнить нужным оборудованием кухню. Пока здешние ресурсы рассчитаны на крайне малое количество людей. А поддержка нужна многим.
Новые колодцы отец Борис уже приобрёл сам, но в остальном ему необходима помощь. Поддержать семейный реабилитационный лагерь в Ленинградской области можно на платформе «Поможем».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Детство и юность святителя Тихона (Беллавина)». Диакон Михаил Гар

У нас в студии был старший специалист отдела новейшей истории Русской Православной Церкви Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета диакон Михаил Гар.
Разговор шел о семье, детстве, юности и начале церковного служения в конце 19го века будущего Патриарха Московского и Всея Руси святителя Тихона Беллавина.
Этой беседой мы открываем цикл из пяти программ, посвященных жизни и служению святителя Тихона Московского.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер
«Жизнь со смыслом». Алексей Шириков и Наталья Кокорина

У нас в гостях были авторы православного просветительского проекта «Жизнь со смыслом» Алексей Шириков и Наталья Кокорина.
Разговор шел о том, как христианство наполняет жизнь смыслом, а также о том, как современному человеку можно интересно и доступно рассказывать о православной вере и помогать с пониманием входить в церковную жизнь.
Ведущая: Анна Леонтьева
Все выпуски программы Светлый вечер