Гал., 212 зач., V, 11-21.
Глава 5.
11 За что же гонят меня, братия, если я и теперь проповедую обрезание? Тогда соблазн креста прекратился бы.
12 О, если бы удалены были возмущающие вас!
13 К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти, но любовью служите друг другу.
14 Ибо весь закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя.
15 Если же друг друга угрызаете и съедаете, берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом.
16 Я говорю: поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти, 17 ибо плоть желает противного духу, а дух — противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы.
18 Если же вы духом водитесь, то вы не под законом.
19 Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, 20 идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны,) ереси, 21 ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Противопоставление плоти и духа — одно из фундаментальных в Священном Писании. Нередко, неверное понимание этих двух важных понятий приводит к серьезным заблуждениям и искажениям в духовной жизни. Так, например, уже в первые века христианства существовали учения, согласно которым все телесные проявления жизни человека, начиная от приема пищи и разного рода физиологических процессов, заканчивая супружескими отношениями, считались скверной. Цель духовной жизни эти люди видели в том, чтобы максимально освободиться от телесности путем различных аскетических практик. Так, считали они, человек будет способен стать по настоящему свободным. Чтобы мы избежали подобного заблуждения, сегодня апостол Павел поясняет нам, что же такое дух, плоть и подлинная свобода.
О духовном начале в человеке говорится уже в самой первой книге Библии, книге Бытия. Когда Господь творит человека, первым делом Он создает из праха земного тело. И лишь потом, вторым этапом, Он вдыхает в него, выражаясь словами Писания, «дыхание жизни». Христианские толкователи говорят, что, если своей телесной природой люди ничем не отличаются от животных, то именно это самое «дыхание жизни» или иначе, дух — то, что делает человека уникальным созданием. Это то, что роднит его с Богом. То, что заставляет нас задумываться о высоком смысле жизни, не позволяет удовлетворяться этой земной действительностью и подталкивает к молитве.
Что же такое плоть? Речь идет совсем не о телесности и не о материальности. Дело в том, что, как и в животном, в человеке живут разного рода инстинкты и потребности. Первичные из них — потребность к размножению, к насыщению своего тела, к самосохранению. В том, что человек стремится их удовлетворить, ничего плохого нет. Ведь такими нас создал Бог. Собственноручно. Однако, когда мы начинаем уделять этим потребностям слишком много внимания, культивировать их, злоупотреблять ими, это может привести к своего рода мутациям. Потребность к размножению легко трансформируется в блуд и прелюбодеяние, к насыщению своего тела — в пьянство и обжорство, инстинкт самосохранения — в гнев, ненависть, превозношение, раздоры, вражду и убийства. Вот эту гипертрофию телесности Священное Писание и называет плоть. То есть, плоть — это определенный образ жизни, когда мы забываем о своем духовном начале и потакаем своим животным инстинктам до такой степени, что они превращаются в страсти.
Итак, в нашей телесности и материальности нет ничего греховного. Грех начинается тогда, когда мы неумело используем свою животную природу, забываем о том, к чему мы призваны и где наш настоящий дом. И подлинная свобода поэтому заключается не в том, чтобы избавиться от всех животных проявлений своего существа. И, наоборот, не в том, чтобы беспрепятственно удовлетворять всем похотям своего тела. Подлинная свобода заключается в том, чтобы не забывать о своем высоком происхождении, ставить на первое место потребности духа и пользоваться своей телесностью разумно и в меру. Тот человек, который сможет с помощью Божией достичь этой гармонии, уже здесь, на земле непременно станет участником Царства Небесного.
«Еженедельный журнал» с Аллой Митрофановой. Выпуск 401
— Состояние богооставленности: зачем оно, как его пережить, и что об этом говорят святые отцы сирийской традиции?
— Потратить деньги на жертву Богу или раздать их нищим? — что об этом выборе сказано в Евангелии?
— Праздник для детей в онкоцентре Блохина: что можно сделать, чтобы порадовать их на Пасху?
— Символика традиционных пасхальных блюд: что важно знать, когда мы их готовим?
— Новый выпуск подкаста «Тет-а-тет» от журнала «Фома»: существуют ли добро и зло?
Шуйская Смоленская икона Божией Матери
В середине семнадцатого века в небольшом российском городке Шуя, в тридцати километрах к юго-востоку от Иваново, вспыхнула эпидемия чумы. Жители усердно молились Иисусу Христу и Богородице об избавлении от напасти. Прихожане городского храма Воскресения Господня дали Богу обет. Они сообща решили заказать список Смоленского образа Божией Матери и держать строгий пост до тех пор, пока идёт работа над иконой.
Выполнить заказ поручили потомственному мастеру Герасиму Иконникову. Он принялся за труд, молясь об успешном его завершении. Иконописец в первый же день нанёс на доску прорись – то есть контур будущего изображения. А на следующее утро с изумлением обнаружил, что Богомладенец на рисунке поменял положение ножек! Герасим поправил прорись, но спустя сутки увидел, что она изменилась вновь! Художник больше не дерзнул трогать иконописные контуры. Он принял случившееся как волю Божию и сохранил нерукотворные преобразования святого изображения. Так появилась новая разновидность древней Смоленской иконы – Шуйская Смоленская.
Святыню поместили в храме Воскресения, слева от Царских врат иконостаса. С этого момента эпидемия чумы стала отступать от Шуи и вскоре прекратилась. В последующие годы по молитвам перед Шуйским Смоленским образом совершилось более ста исцелений и прочих чудес. Все они были засвидетельствованы и послужили основанием для прославления иконы в 1667 году.
В начале восемнадцатого века поклониться Шуйской Смоленской иконе Богородицы приезжал царь Пётр Первый. В следующем столетии на богомолье в Шуе побывал наследник престола, будущий император Александр Второй. А простые паломники непрерывным потоком стекались в городок под Иваново.
Почитание чудотворного образа продолжалось и после революции 1917 года. В 1924-ом священник Воскресенского собора Александр Миловский составил особый текст богослужения перед Шуйской Смоленской иконой Богородицы. Эти молитвенные строки звучали под сводами храма, где хранилась святыня, до середины тридцатых годов двадцатого века. Затем церковь закрыли и благодатный образ исчез. Где он находится сейчас – неизвестно.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
Праведный протоиерей Алексий Мечёв умел любовью и лаской решать сложные конфликтные ситуации. Как-то в 1905 году в храм святителя Николая на Маросейке, где служил священник, во время богослужения пришла большая группа студентов. Отец Алексий был в алтаре и услышал громкие мужские голоса, плясовые напевы. Вошедшие вели себя развязано. Прихожане посоветовали батюшке выгнать их, но он только горячо молился. Один из студентов вошёл в алтарь с явным намерением спровоцировать скандал. Батюшка ласково встретил безумца, похвалил за желание начать день с молитвы о себе и своих родственниках. Юноша был сражён сердечным обращением священника. Агрессивный настрой пропал. После службы батюшка обратился к пришедшим с проповедью. Его слова так растрогали студентов, что многие раскаялись в своём бесчинном поведении. Так благодаря батюшке конфликт был решён мирным путём. Праведный протоиерей Алексий Мечёв всегда говорил своим духовным детям:
«Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога, теряют, значит, всё, а тебе Господь даёт случай спасти их, если сводит тебя с ними, а если так, значит, они ведут тебя к Богу, в рай, к блаженству, можно ли сердиться на них?»
Все выпуски программы Слова Святых
- «Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
- «Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
- «Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца»