
Апостол Павел. Худ.: Джованни Франческо Барбьери
Гал., 201 зач., II, 6-10.

Комментирует священник Антоний Борисов.
Здравствуйте! У микрофона священник Антоний Борисов. Приносит ли популярность счастье? Кто-то скажет — конечно, как же иначе? Но давайте всё же порассуждаем. Известным людям (актерам, спортсменам и прочим) приходится часто пользоваться охраной, надевать на улице темные очки и капюшоны. Они не могут спокойно сходить в магазин, погулять с детьми в парке. Всё — из-за навязчивого внимания публики. Разве это счастье? Об известности и радости жизни рассуждает, в частности, в отрывке из второй главы послания к галатам апостол Павел. Этот текст читается сегодня во время утреннего богослужения. Давайте послушаем.
Глава 2.
6 И в знаменитых чем-либо, какими бы ни были они когда-либо, для меня нет ничего особенного: Бог не взирает на лице человека. И знаменитые не возложили на меня ничего более.
7 Напротив того, увидев, что мне вверено благовестие для необрезанных, как Петру для обрезанных
8 (ибо Содействовавший Петру в апостольстве у обрезанных содействовал и мне у язычников),
9 и, узнав о благодати, данной мне, Иаков и Кифа и Иоанн, почитаемые столпами, подали мне и Варнаве руку общения, чтобы нам идти к язычникам, а им к обрезанным,
10 только чтобы мы помнили нищих, что и старался я исполнять в точности.
Для начала — пара слов о том, кто такие галаты. Галаты — народность, возникшая в результате смешения греков и галлов (предков современных французов). Данное событие произошло не без воли властей Римской империи. Галлы долгое время сопротивлялись оккупации Рима, а затем, проиграв войну, вели подрывную, партизанскую деятельность. В итоге, империя решила часть галлов отправить в изгнание в Малую Азию (территорию современной Турции). Здесь галлы стали родниться с местной по преимуществу греческой диаспорой. Так и возникли галаты. Ко времени появления христианства галаты по-прежнему считались юной национальностью. Как известно, молодость часто очаровывается призрачными идеалами, временными авторитетами и трендами. Вот и галаты были падки на подобные вещи, довольно наивно преклоняясь перед скоротечными явлениями. Цивилизационно повзрослеть помогло галатам принятие христианства, о котором они услышали впервые из уст апостола Павла. Об этом сам Павел фактически упоминает в прозвучавшем послании.
Он призывает своих читателей не возвращаться к свойственной им в прошлом симпатии к временным авторитетам. Павел пишет об этом так: «в знаменитых чем—либо, какими бы ни были они когда—либо, для меня нет ничего особенного: Бог не взирает на лицо человека». Человек, каким бы известным он ни был, продолжает оставаться человеком, которому свойственно ошибаться, заблуждаться, поддаваться чувствам (далеко не всегда светлым). Павел и в себе призывает галатов не очаровываться. Апостол напоминает читателям, что когда-то был гонителем Церкви. И только милостью Божией он из врага Христа превратился в Его проповедника и служителя.
Павел говорит о своем служении, как о главном счастье своей жизни. Более того, он подчеркивает, что особенно рад проповедовать Евангелие не в иудейской среде (то есть обрезанным), а именно язычникам (необрезанным). Будучи в прошлом раввином, Павел когда-то испытывал презрение к неевреям, но теперь понял, что Бог каждому человеку желает спастись и прийти в познание истины. И апостол рад быть со-работником Господним в этом служении. Деятельность Павла, безусловно, сделала его очень известным человеком. Многие христианские общины желали, чтобы апостол посетил их и проповедовал им как можно дольше. Святой же всячески сторонился тщеславия. Он приходил в те места, где, как ему подсказывала пастырская совесть, более всего нуждались в его талантах.
Не забывал Павел и о материнской для себя Церкви — Иерусалимской. Местные христиане терпели гонения и со стороны язычников, и со стороны иудеев. Апостол, используя свою известность во благо, собирал пожертвования для нужд палестинских братьев и сестер по вере. Данное обстоятельство может послужить для нас хорошим уроком. Мы живем в мире, искаженном грехом, мире лукавом. Но Господь способен это лукавство обратить во благо. Приведу пример. Конечно же, общественная популярность может склонить человека к гордости. Но история Церкви дает нам множество примеров того, как можно известность сделать инструментом служения нуждающимся. То же самое можно сказать и про высокую государственную должность, и про удачливое предпринимательство, и про любое другое проявление земного успеха. Всё перечисленное, если будет посвящено Богу, окажется очищенным от налета страстей и станет для человека не тяжким бременем, но средством спасения и служения ближним.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Святитель Николай Сербский о молитве». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе главы «О молитве и посте» из книги святителя Николая Сербского «Ты нужен Богу» размышляли о значении и смыслах молитвы и поста в жизни христианина.
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
Радость передвижения для Лёши

В этом месяце четырёхлетний Лёша из Санкт-Петербурга сделает важный шаг — отправится в детский сад, чтобы учиться общению, играть и познавать мир. И это действительно большое событие для мальчика и его семьи. У Лёши детский церебральный паралич, который всё время чинит препятствия на пути его развития. Тем не менее мальчик старательно учится новому и каждое его достижение — огромная радость для родителей.
Лёша — энергичный и увлечённый ребёнок. Тянется к музыке, с интересом листает книги и фотоальбомы, вместе с папой печатает на клавиатуре, помогает маме запускать стиральную машину и поливать домашние цветы. Но пока он не может быть настолько подвижным и самостоятельным, насколько бы ему хотелось. Лёше сложно сидеть без опоры и ходить. Чтобы гулять, дружить, играть и быть включённым в повседневную жизнь, ему необходима активная коляска. Такая техника не только подарит мальчику радость свободного передвижения, но и будет поддерживать правильное положение тела, снизит нагрузку на позвоночник и позволит избежать различных осложнений.
Собрать средства на активную коляску родителям Лёши помогает московский фонд «Игра». Он уже нашёл большую часть суммы, однако необходимо закрыть остаток. Если вы тоже хотите поддержать мальчика на пути к самостоятельности, переходите на сайт фонда «Игра».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«История города Юрьев-Польский». Михаил Хрущев

У нас в студии был историк Михаил Хрущёв.
Разговор шел о возникновении и развитии города Юрьев-Польский, о его святынях и храмах, а также о его особенностях по сравнению с другими древними городами Северо-Восточной Руси.
Этой программой мы завершаем цикл из пяти бесед о храмах Северо-Восточной Руси.
Первая беседа с Анатолием Оксенюком и Олегом Рыжковым была посвящена истории Георгиевского собора в Юрьев-Польском (эфир 01.09.2025).
Вторая беседа с Анатолием Оксенюком и Олегом Рыжковым была посвящена истории изучения и восстановления Георгиевского собора в Юрьев-Польском (эфир 02.09.2025).
Третья беседа с Юлией Ратомской была посвящена особенностям домонгольских храмов Юрьев-Польского и Боголюбово (эфир 03.09.2025)
Четвертая беседа с Юлией Ратомской была посвящена особенностям домонгольских храмов Владимира и Суздаля (эфир 04.09.2025)
Все выпуски программы Светлый вечер