
Апостол Павел. Худ.: Джованни Франческо Барбьери
Гал., 201 зач., II, 6-10.

Комментирует священник Антоний Борисов.
Здравствуйте! У микрофона священник Антоний Борисов. Приносит ли популярность счастье? Кто-то скажет — конечно, как же иначе? Но давайте всё же порассуждаем. Известным людям (актерам, спортсменам и прочим) приходится часто пользоваться охраной, надевать на улице темные очки и капюшоны. Они не могут спокойно сходить в магазин, погулять с детьми в парке. Всё — из-за навязчивого внимания публики. Разве это счастье? Об известности и радости жизни рассуждает, в частности, в отрывке из второй главы послания к галатам апостол Павел. Этот текст читается сегодня во время утреннего богослужения. Давайте послушаем.
Глава 2.
6 И в знаменитых чем-либо, какими бы ни были они когда-либо, для меня нет ничего особенного: Бог не взирает на лице человека. И знаменитые не возложили на меня ничего более.
7 Напротив того, увидев, что мне вверено благовестие для необрезанных, как Петру для обрезанных
8 (ибо Содействовавший Петру в апостольстве у обрезанных содействовал и мне у язычников),
9 и, узнав о благодати, данной мне, Иаков и Кифа и Иоанн, почитаемые столпами, подали мне и Варнаве руку общения, чтобы нам идти к язычникам, а им к обрезанным,
10 только чтобы мы помнили нищих, что и старался я исполнять в точности.
Для начала — пара слов о том, кто такие галаты. Галаты — народность, возникшая в результате смешения греков и галлов (предков современных французов). Данное событие произошло не без воли властей Римской империи. Галлы долгое время сопротивлялись оккупации Рима, а затем, проиграв войну, вели подрывную, партизанскую деятельность. В итоге, империя решила часть галлов отправить в изгнание в Малую Азию (территорию современной Турции). Здесь галлы стали родниться с местной по преимуществу греческой диаспорой. Так и возникли галаты. Ко времени появления христианства галаты по-прежнему считались юной национальностью. Как известно, молодость часто очаровывается призрачными идеалами, временными авторитетами и трендами. Вот и галаты были падки на подобные вещи, довольно наивно преклоняясь перед скоротечными явлениями. Цивилизационно повзрослеть помогло галатам принятие христианства, о котором они услышали впервые из уст апостола Павла. Об этом сам Павел фактически упоминает в прозвучавшем послании.
Он призывает своих читателей не возвращаться к свойственной им в прошлом симпатии к временным авторитетам. Павел пишет об этом так: «в знаменитых чем—либо, какими бы ни были они когда—либо, для меня нет ничего особенного: Бог не взирает на лицо человека». Человек, каким бы известным он ни был, продолжает оставаться человеком, которому свойственно ошибаться, заблуждаться, поддаваться чувствам (далеко не всегда светлым). Павел и в себе призывает галатов не очаровываться. Апостол напоминает читателям, что когда-то был гонителем Церкви. И только милостью Божией он из врага Христа превратился в Его проповедника и служителя.
Павел говорит о своем служении, как о главном счастье своей жизни. Более того, он подчеркивает, что особенно рад проповедовать Евангелие не в иудейской среде (то есть обрезанным), а именно язычникам (необрезанным). Будучи в прошлом раввином, Павел когда-то испытывал презрение к неевреям, но теперь понял, что Бог каждому человеку желает спастись и прийти в познание истины. И апостол рад быть со-работником Господним в этом служении. Деятельность Павла, безусловно, сделала его очень известным человеком. Многие христианские общины желали, чтобы апостол посетил их и проповедовал им как можно дольше. Святой же всячески сторонился тщеславия. Он приходил в те места, где, как ему подсказывала пастырская совесть, более всего нуждались в его талантах.
Не забывал Павел и о материнской для себя Церкви — Иерусалимской. Местные христиане терпели гонения и со стороны язычников, и со стороны иудеев. Апостол, используя свою известность во благо, собирал пожертвования для нужд палестинских братьев и сестер по вере. Данное обстоятельство может послужить для нас хорошим уроком. Мы живем в мире, искаженном грехом, мире лукавом. Но Господь способен это лукавство обратить во благо. Приведу пример. Конечно же, общественная популярность может склонить человека к гордости. Но история Церкви дает нам множество примеров того, как можно известность сделать инструментом служения нуждающимся. То же самое можно сказать и про высокую государственную должность, и про удачливое предпринимательство, и про любое другое проявление земного успеха. Всё перечисленное, если будет посвящено Богу, окажется очищенным от налета страстей и станет для человека не тяжким бременем, но средством спасения и служения ближним.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
23 апреля. О Схиархимандрите Илие (Ноздрине)

Сегодня 23 апреля. 40 дней со дня кончины Схиархимандрита Илия (Ноздрина), духовника Святейшего патриарха Московского и всея Руси Кирилла и духовника Свято-Введенской Оптиной пустыни.
О нём рассказывает игумен Лука (Степанов).
В Бозе почивший батюшка Илий более десятка лет подвизался на Святой горе Афон, и я с ним виделся на самой горе в Пантелеимоновом монастыре и на Афонском подворье, где сам проходил послушание и принимал монашеский постриг. Нас, послушников, по виду Афонских, поскольку мы на подворье Афонском в Москве трудились, он особенно нежно привечал, особенно приветствовал, видя в нас надежду укрепления и развития Пантелеимонова монастыря, поскольку сам оказался там в очень тяжелые годы, полные разрухи, и несколько позже приехал, чем дружественный ему отец, настоятель, священный игумен Иеремия. Тот его как-то встретил в Троице-Сергиевой лавре и сказал: «пойдем, пойдем на Афон, пойдем». И несколько позже батюшка оказался там, это все-таки было очень непросто в эти советские годы, выехать из Союза, оказавшись на территории Греции и там уже поддерживать жизнь нашего русского монастыря. В своих советах по возрождению наших российских монастырей, которые мне пришлось слышать, он был очень решителен, требовал скорейшего освобождения монастырей от всяких элементов той самой советской действительности, музеев, которые там присутствовали, изображений, искренне видя в сохранении этих изображений и названий, самих наименований. Вот этого тягостного ига вражия, которая так долго тиранила отечество наше. Когда встретились мы на Святой горе Афон, то он поражал уже на девятом десятке своей бодростью вместе со всей братией, самим игуменом, не пропуская ни одного богослужения, да упокоит Господь со святыми во Царстве Своем новопреставленного старца.
Все выпуски программы Актуальная тема
23 апреля. Об апостоле Петре

В 1-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа об апостоле Петре: «Ты — Симон, сын Ионин; ты наречешься Кифа, что значит: камень».
О значении этих слов Христа — игумен Назарий (Рыпин).
Здесь говорится о той ревности, которую имел апостол Пётр, безусловно. И в том числе эта ревность его явилась утверждением даже для апостолов, как сам Господь сказал: «что ты, обратившись некогда, утвердишь братью твою». И, безусловно, для верующих, в силу того, что апостол был первоверховным, апостол Пётр, он явился для многих тоже камнем веры, хотя, безусловно, краеугольный камень – это Христос – камень веры. Но просто апостол Пётр за свою твёрдость и ревность в вере, и утверждение очень многих в вере, наименовался Христом – камнем. Поэтому это особенность именно характера апостола Петра, его вера и его служение, форма его служения, об этом пророчество Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема
23 апреля. О творчестве писателя Николая Помяловского

Сегодня 23 апреля. В этот день в 1835 году родился русский писатель Николай Помяловский.
О значении его творчества в наши дни — протоиерей Артемий Владимиров.
Бытописатель Бурсатских нравов, «Очерки Бурсы», главное произведение Николая Герасимовича, прошедшего нехитрое образование псевдоцерковного характера. И, может быть, главный вывод, который мы делаем знакомясь с его произведением, как страшно держаться внешней буквы, не вникая в содержание. Некогда причиной трагедии русского раскола было обрядоверие. И впоследствии, кажущейся, всеобщее приобщение к православной культуре, внешняя воцерковленность могла скрывать за собою пустоту души, чуждую горения веры, надежды и любви. Не будем сегодня упрекать Николая Герасимовича в либерализме, но будем благодарны ему за то, что он указал на эту страшную болезнь, обличаемую еще Спасителем в лице фарисеев и книжников, по сердцу людей гордых, фанатичных и глубоко невежественных, забывших суд милости, веру, ради исполнения мелочных обрядовых предписаний. Вот почему в 21 столетии мы не должны делать той ошибки, которую сделало поколение Чернышевского, Белинского, Помяловского. Нужно искать глубины веры.
Все выпуски программы Актуальная тема