
Апостол Павел. Худ.: Джованни Франческо Барбьери
Флп., 240 зач., II, 5-11.
Глава 2.
5 Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе:
6 Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу;
7 но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек;
8 смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной.
9 Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени,
10 дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних,
11 и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца.

Комментирует священник Антоний Борисов.
Комментирует священник Антоний Борисов.
В наши дни античный город Филиппы представляет собой развалины. Туристы приезжают сюда, чтобы посмотреть на то, что осталось от некогда славной столицы древней Македонии — родины знаменитого полководца Александра Македонского. Впрочем, не только этим славятся Филиппы. В первом веке по Рождестве Христовом именно с этого города началась проповедь христианства на территории Европы. И первым, кто начал рассказывать античным европейцам о Евангелии, стал апостол Павел.
Первоначально апостол полагал, что проповедовать необходимо только среди иудеев в городах Малой Азии и Палестины. Но сам Господь направил Павла в Европу. Однажды ночью Павел получил видение — перед ним появился некий мужчина в одежде жителя древней Македонии и обратился к проповеднику с такими словами: «Приди и помоги нам».
Филиппийская община была для апостола одной из любимых. Только от христиан города Филиппы Павел принимал денежные пожертвования, зная, что никогда не получит за это упрёка. Апостол заботился о Филиппийской церкви вплоть до конца жизни. Находясь в римской тюрьме в ожидании казни, Павел написал христианам Филипп послание. В нём он призывает учеников избегать ложных учений о Христе Спасителе. Одно из них состояло в том, что воплощение Сына Божьего было всего лишь иллюзией. Якобы Спаситель, будучи Богом, никогда не принимал человеческое естество.
С точки зрения ложных проповедников, находившихся в зависимости от языческой философии, Боговоплощение не могло произойти потому, что человеческое естество нечистое, несовершенное. А тело и вовсе есть темница для души. Апостол Павел не мог с таким утверждением согласиться. Он настаивает на том, что Христос родился от Девы Марии и является человеком, подобным нам во всём, кроме греха. Почему это важно?
Святой Григорий Богослов отвечает на этот вопрос так — «что не воспринято, то не исцелено». Христос не только проповедовал и совершал чудеса, Он освятил в Себе нашу природу, вознёс её в Царство Божие. Куда теперь открыт путь для каждого из нас. Потому верны слова и другого великого святого — Афанасия Великого: «Бог стал Человеком, чтобы человек стал богом». Чтобы достичь этих духовных высот, мы должны подражать Христу. Но каким образом? Ведь мы же не можем так говорить, как Он, совершать такие же чудеса.
Апостол Павел упраздняет все недоумения, говоря, что главное качество, которое мы должны перенять у Христа — доверие Богу. Спаситель с любовью и верой относился к Небесному Отцу. Если мы хотим идти за Христом, то должны делать то же самое. С верой, надеждой и любовью исполнять заповеди Божии. Такое следование Христу позволит нам войти в Царство Небесное — гостеприимный дом Отца Небесного. Здесь окажутся те, кому действительно хочется находиться рядом с Богом, ощущать Его гостеприимство и заботу, потому что такие люди стали благодаря Христу сыновьями или дочерями Господа.
4 декабря. О двух путях к Богу

В 10-й главе Евангелия от Луки есть слова Христа: «Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё».
О двух путях к Богу: деятельном и созерцательном — протоиерей Максим Горожанкин.
Когда мы читаем евангельское повествование о Марфе и Марии, мы видим два типа угождения Богу. Марфа — это тип и путь деятельного служения Господу, а Мария — это путь созерцательного, молитвенного предстояния перед Богом. И в жизни христианина эти два пути, два типа устремления к Богу, должны и могут сочетаться. Мы должны уделять место и молитве, и доброделанию, и труду.
Как святитель Тихон Задонский писал: «Одним оком души взирай на милосердие Божие, а другим — на Его правосудие». Так и во внешней жизни. Молясь Господу, не будем забывать и о том, что необходимо и трудиться. «Трудись и молись», — говорили святые отцы.
И дай Господь каждому из нас трудиться, молиться и на всех путях своей жизни встречать каждого приходящего к нам, как от Господа.
Все выпуски программы Актуальная тема
4 декабря. О личности и творчестве Алексея Плещеева

Сегодня 4 декабря. В этот день в 1825 году родился русский поэт и прозаик Алексей Плещеев.
О его личности и творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Мы ценим этого поэта за замечательный русский язык, за лиричные души и романтизм, который на склоне лет претворился в созидание многих десятков лирических стихотворений и прозаических произведений, посвящённых детям.
Такой чуткий и одарённый музыкальным гением человек, как Пётр Ильич Чайковский, был очарован мелодикой плещеевских стихотворений, и благодаря их творческому содружеству — Чайковского и Плещеева, — родилось множество романсов, и поныне исполняемых вокалистами.
Интересная деталь: Плещеев всю жизнь мирился с нуждой, трудился, делая переводы драм, научных статей, сохраняя семейный мир и живя по средствам. На склоне лет, уже вырастив детей, вдруг получает баснословно великое состояние от далёкого пензенского сродника-помещика, что позволяет нашему литератору поселиться в Париже, в дорогостоящей гостинице, где он принимает весь литературный российский бомонд, щедро жертвует им на дорогу, на прожитье, но при этом остаётся доступным, хлебосольным, мирным человеком, что показывает и указывает на определённый уровень духовной и душевной культуры.
Все выпуски программы Актуальная тема
4 декабря. Об иконографии праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы
Сегодня 4 декабря. Введение во храм Пресвятой Богородицы.
Об иконографии праздника — игумен Лука (Степанов).
События Введения во храм Пресвятой Богородицы известны нам не из Святого Евангелия, а из записанных свидетельств Священного Предания об этом событии, которое имело место в Иерусалиме в те времена.
Через три года после Рождества Пресвятой Богородицы первые иконописные отражения этих записей, отражающих во многом то самое устное предание Церкви, были напечатлены на стенах храма в Каппадокии. Это конец первого тысячелетия, хотя сам праздник уже известно, что в V–VI веках приобретает всеобщее распространение в Церкви.
Но иконописные изображения, в которых хрупкая маленькая фигурка Пресвятой Богородицы предстоит склонившемуся над ней пророку Захарии, отцу Иоанна Предтечи (именно он, по преданию церковному, был встречающим архиереем, принимающим во Святая святых отроковицу Деву Марию), на иконах и последующих, на святой горе Афон, в храмах сербских, болгарских, впоследствии русских, изображение Пресвятой Богородицы мы видим на фоне храма, при том иногда в нём можно узнать не столько ветхозаветный, сколько новозаветный храм. Бывает изображена скиния и храм, а и то и другое, по святоотеческому пояснению, — прообразы Пресвятой Богородицы. Скиния завета, храм Соломонов — это ведь вместилище Божие, как впоследствии вместила Бога, воплощающегося, Пречистая Дева в своём естестве.
Все выпуски программы Актуальная тема











