Евр., 333 зач., XII, 25-26; XIII, 22-25.
Глава 12.
25 Смотрите, не отвратитесь и вы от говорящего. Если те, не послушав глаголавшего на земле, не избегли наказания, то тем более не избежим мы, если отвратимся от Глаголющего с небес, 26 Которого глас тогда поколебал землю, и Который ныне дал такое обещание: еще раз поколеблю не только землю, но и небо.
Глава 13.
22 Прошу вас, братия, примите сие слово увещания; я же не много и написал вам.
23 Знайте, что брат наш Тимофей освобожден, и я вместе с ним, если он скоро придет, увижу вас.
24 Приветствуйте всех наставников ваших и всех святых. Приветствуют вас Италийские.
25 Благодать со всеми вами. Аминь.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Однажды, когда я только начинал свое служение в качестве священника, ко мне пришел молодой человек и выразил желание креститься. Хорошо, когда люди хотят вступить в завет с Богом, когда они хотят начать новую жизнь… Но для того, чтобы это действительно произошло, они должны понимать, что такое крещение и самое главное Кто такой Христос. Если речь идет о детях — это должны понимать их родители. В качестве подготовки я предложил пришедшему для начала прочитать Евангелие… От Марка, как самое короткое… Подумать над ним и задать вопросы, если что-то будет непонятно. Конечно, слово «если» я произносил с долей условности, мне казалось, что вопросы обязательно появятся, иначе и быть не может. Мы условились, что он придет через неделю и мы поговорим. Однако он пришел раньше и сказал, что все прочитал. «Есть ли у вас вопросы? Может быть, что-то оказалось непонятным?» — спросил я. «Да нет, все понятно. Текст-то небольшой и довольно простой» — сказал он. Я был очень удивлен и впервые всерьез задумался о том, насколько по-разному мы можем читать Священное Писание. Казалось бы вещь совершенно очевидная, но тот простой и короткий ответ еще раз подчеркнул ее.
Сегодняшнее чтение начинается с обращения апостола: «смотрите, не отвратитесь от говорящего». И в этих словах не только указание на нашу свободу, но и на заботу Бога, который обращен к миру, который говорит с ним.
В одной этой фразе сокрыта необычайная глубина. Современный человек, стоит на перекрестье таких разных процессов, что нередко оказывается совершенно ими дезориентирован. Он одновременно стремится к информации и устает от нее, стремится к спокойствию и устает от одиночества. И самое печальное, за всем этим оказывается практически не способен к подлинному общению… К тому, чтобы услышать другого. Есть люди, которые говорят, что Бог только сотворил наш мир, но дальше вряд ли вмешивается в его жизнь. Христианство рассуждает несколько иначе. Он не вмешивается в нашу жизнь, Он в ней присутствует, как ее основа… Он всегда рядом как любящий Отец… Он не нарушает нашей свободы, но Он же рядом, когда мы одиноки. И Он говорит с нами… Спасая нас от нашей замкнутости…
Но в то же время, не стоит думать о том, что Бог — сентиментальный балагур, который предлагает нам поболтать о том о сем, чтобы развлечь нас в нашей внутренней тоске. Уж если Он Отец и мы ему действительно небезразличны Он видит наше плачевное состояние и обращается к нам с призывом измениться, вернуться на правильный путь.
Каждый из нас, у кого есть дети, или близкие люди… Каждый, кто имеет опыт беседы с человеком, который выбрал пагубный путь… каждый имеет опыт бессилия… опыт того, что нас не слышат…
Об этом стоит задуматься, ведь и мы должны в своей жизни расслышать Бога, который к нам обращается. В каждую эпоху Он говорит с человеком по-разному. К еврейскому народу Он говорил когда-то через их соплеменников пророков, затем пришел к нам и Сам заговорил с нами на нашем человеческом языке… Говоря с нами, Он готов поколебать землю и небо, только бы достучаться до наших сердец и спасти нас для вечности.
«Всячески заботься о том, чтобы то, что мыслишь в уме своём, было бы угодно Богу»
Царедворец Арсений, воспитатель детей византийского императора Феодосия, в 394 году оставил государеву службу. Он поселился в египетской пустыне. Построил там себе небольшую келью. Жил уединённо, пребывая молитвенно с Богом. Каждый воскресный и праздничный день посещал церковь, а после службы возвращался к себе. Подвижники, обитавшие в пустыне, удивлялись добродетельной жизни Арсения. Однажды один инок спросил отшельника о том, что полезно для души? На это Арсений, позже прославленный Церковью в лике преподобных, ответил так:
«Всячески заботься о том, чтобы то, что мыслишь в уме своём, было бы угодно Богу».
Все выпуски программы Слова Святых
Праздник святого Георгия в Болгарии — день болгарской армии и овцеводства
День святого Георгия Победоносца — один из самых любимых церковных праздников в Болгарии. Отмечается праздник 6 мая и называется там «Гергьовден». Гергьовден в Болгарии — это также день армии, день храбрости, а кроме того, день всех, кто занят в сельском хозяйстве, и, конечно, праздник тех, кто носит имя Георгий. Именины 6 мая отмечают болгары, которых зовут Георги, Гергана, Ганка, Ганя, Ганчо.
Почитание святого Георгия пришло в Болгарию из Греции. Абсолютное большинство болгар знают житие великомученика Георгия, но при этом убеждено, что он их исконный святой. Такая убеждённость болгар связана с историей их страны. В 1880 году Болгария освободилась от турецкого ига. Болгарские патриоты во время борьбы за независимость часто вступали в бой со знамёнами, на которых был изображён святой Георгий. Поэтому день памяти святого указом князя Александра Баттенберга стал днем болгарской воинской славы и храбрости.
В 1946 году к власти в Болгарии пришли коммунисты, которые стали бороться с Православием. Среди прочего, они убрали из календаря день воинской славы и ввели вместо него день земледельца. Компартия пыталась стереть из народной памяти славные события конца 19 века и ту роль, которая сыграла Церковь в событиях освобождения страны от турецкого ига. Праздник воинской славы был возвращен в календарь в 1993 году по инициативе Церкви.
Георгьовден отмечается в Болгарии и местными мусульманами, которые чтут память святого Георгия. Например, в день памяти святого Георгия множество мусульман приезжают в селение Хаджимово, где в местном храме хранится чудотворная икона великомученика. В 19 веке от нее получил исцеление сын местного турка. Считается Георгьовден большим праздником и у цыган, которые называют этот день Ерделез. Празднование связано с цыганской легендой о том, что змей, убитый святым Георгием, поедал цыганское племя, и теперь великомученик почитается ими как освободитель.
День святого Георгия в Болгарии — это еще и праздник весны, в частности начала нового удоя скота. Традиционным блюдом Георгьовдена является запеченное мясо ягненка. Данное угощение болгары предпочитают вместе с большим количеством овощей и праздничным хлебом-караваем съедать во время праздничных пикников, которые традиционно проводят рядом с храмом или часовней.
На пикник болгары также обязательно приносят с собой свежее молоко из нового удоя, свежий сыр. Кроме того, к этому времени созревает клубника — лучший десерт для трапезы на свежем воздухе. На Георгьовден болгары украшают дома ветками деревьев со свежей листвой и цветами, которые приносят с пикников. Они служат радостным символом праздника святого Георгия.
Все выпуски программы Вселенная православия
Праздник святителя Виллиброрда в Люксембурге
В 2006 году в святцах Русской Православной Церкви появился новый святой. Вернее — святой древний, но официально его почитание в Русской Церкви началось в 2006 году. Святого зовут Виллиброрд, первый епископ Утрехта. Святой Виллиброрд жил на рубеже седьмого-восьмого веков и вошел в историю как апостол фризов. Фризами же сегодня принято именовать народ, живший на территории современных Голландии, Люксембурга и северной Германии. Со временем фризы смешались с прочими народностями, но во времена святого Виллиброрда были самостоятельны, сильны и придерживались язычества. Святому Виллиброрду удалось многих фризов привести ко Христу, а на их территории основать несколько монастырей. Наиболее крупной обителью стало аббатство в Эхтернахе, существующее до сих пор и расположенное теперь на территории государства Люксембург.
В Эхтернахе святой Виллиброрд провел последние годы своей жизни. Здесь же находится его гробница. Святой Виллиброрд почитается как исцелитель эпилепсии и паралича. В течение веков поклониться его гробнице в Эхтернахе съезжались люди, страдавшие от этих болезней. Католики празднуют память святого Виллиброрда 7 ноября, православные- 20-го. Но по древней традиции праздник святого Виллиброрда ежегодно проводится Эхтернахе в первый вторник после дня Святой Троицы по западному календарю. В этот день на территории аббатства проходит особая молитвенная танцевальная процессия.
Участники процессии двигаются через весь город особым танцующим шагом: ранее делалось три шага вперед, затем два назад, однако с 1947 года участники делают шаг вперед и влево, потом шаг вперед и вправо — символически изображая крест. Первое упоминание о процессии датировано 1497 годом. Происхождение этого оригинального обычая точно не установлено; но есть несколько версий.
Первая — что процессия — это наследие средневековых покаянных процессий, участники которых вели себя как больные тяжелыми болезнями, думая, что это поможет отогнать духовные и телесные болезни. Особая походка участников процессии это как бы подражание походке больных эпилепсией и частичным параличом, которые веками приезжали помолиться святому Виллиброрду. Возможно, также что процессия — это облегченное повторение поведения древних христианских паломников, которые через каждые три шага опускались на колени в знак покаяния перед Богом.
Пройдя по территории города и аббатства, участники процессии приходят на богослужение в честь святого Виллиброрда. Некоторые православные европейцы участвуют в шествии в честь Виллиброрда, но католического богослужения не посещают. Тем более, что теперь с разрешения католиков православные могут служить Литургию у гробницы Виллиброрда в день его памяти по нашему календарю — 20 ноября.
Все выпуски программы Вселенная православия