
Рембранд. «Апостол Павел в темнице». 1629
Евр., 311 зач., IV, 14 — V, 6.
Глава 4.
14 Итак, имея Первосвященника великого, прошедшего небеса, Иисуса Сына Божия, будем твердо держаться исповедания нашего.
15 Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха.
16 Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи.
Глава 5.
1 Ибо всякий первосвященник, из человеков избираемый, для человеков поставляется на служение Богу, чтобы приносить дары и жертвы за грехи,
2 могущий снисходить невежествующим и заблуждающим, потому что и сам обложен немощью,
3 и посему он должен как за народ, так и за себя приносить жертвы о грехах.
4 И никто сам собою не приемлет этой чести, но призываемый Богом, как и Аарон.
5 Так и Христос не Сам Себе присвоил славу быть первосвященником, но Тот, Кто сказал Ему: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя;
6 как и в другом месте говорит: Ты священник вовек по чину Мелхиседека.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Только что прозвучавший отрывок важен с точки зрения понимания того, как первые христиане мыслили себе то, кем же был Иисус Христос. Апостол Павел прямо говорит о двойственной природе Спасителя.
С одной стороны, он подчёркивает Его божественность. Иисус, по его словам, «прошёл небеса». Эта на первый взгляд странная фраза может иметь два значения. В Священном Писании слово «небеса» нередко означает присутствие Бога. То есть, речь идёт о том, что Спаситель находится в особой близости к Самому Творцу. Но есть и ещё один смысловой нюанс. «Прошёл небеса» можно понимать как метафору особой силы и могущества Христа. Он так велик, что даже небеса не могут его удержать, поскольку слишком незначительны по сравнению с Ним.
С другой стороны, апостол Павел указывает на человеческое начало Иисуса. Христу было свойственно всё то, чем характеризуется наша природа, Он был во всём подобен людям. Единственного, чего в Нём не было, так это греха. Позже христианские богословы довольно детально прояснили эту мысль. По их словам, Господь испытал на Себе все последствия грехопадения первых людей: его тело было подвержено разного рода неблагоприятным воздействиям извне, Он спал, голодал, жаждал, Он плакал, Ему было больно, Он испытывал душевные муки. Наконец, Он умер на кресте. Однако при этом у Него не было греховных помыслов и колебаний между пороком и добродетелью. Он не находился в состоянии выбора между добром и злом, поскольку, будучи Богом, всегда непоколебимо шёл путём святости. Всякое его действие было целесообразно с точки зрения Божественного замысла.
Подобного учения в истории религиозной мысли мы больше нигде не встречаем. Есть представления о богах, которые становятся людьми на время, по сути, прикидываются ими ради достижения своих целей, оставаясь при этом по своей природе исключительно духовными существами. Есть представления о легендарных героях, которые претендовали на то, чтобы быть богами, но, по сути, продолжали быть в первую очередь людьми. Уникальность же личности Спасителя заключается в том, что Он Бог, Который сотворил мир, но в то же время такой же, как мы, настоящий человек. Божество и человечество таинственным и непостижимым для нашего ума образом соединились в Его личности навсегда.
И это имеет очень важное значение. Ведь наш Бог не могущественный и великий вселенский диктатор, который равнодушно наблюдает за нами с высоты, как мы порой наблюдаем за копошением насекомых в муравейнике. Ему прекрасно знакомы наши человеческие переживания и чувства. Он сострадает каждому из нас, как мы порой сострадаем самым близким и любимым людям. А потому всякий раз, когда мы обращаемся к Нему в своих молитвах, мы обращаемся не к далёкому вселенскому разуму. Мы говорим с Тем, Кто был на нашем месте. Кто прекрасно понимает, с какими трудностями и страданиями нам приходится сталкиваться каждый день. Пусть понимание этого в трудную минуту даст нам надежду и утешение. Ведь если Господь Сам прошёл этим скорбным путем и в итоге победил смерть, Он знает куда нас вести. Не будем сомневаться, именно сейчас Он совершает наше спасение, направляя нас по самому короткому пути домой к Небесному Отцу.
8 июня. О подвиге мученика Георгия Нового

Сегодня 8 июня. День памяти мученика Георгия Нового, пострадавшего за Христа в Софии в 1515 году.
О его подвиге — священник Августин Соколовски.
Святого Георгия Нового оклеветали перед властями предержащими, обвинив в том, что он будто бы обещал принять ислам, но передумал и тем самым отрёкся. Это произошло в Софии в 1515 году. Святого били палками, много пытали, держали под арестом, а затем сожгли живьём. Даже прославление мученика во святых приходилось долгое время держать в тайне.
Овладев Константинополем, Османская империя стремительно расширяла свои владения и подчиняла себе всё новые и новые территории. До появления новой грозной северной силы, как османы воспринимали Российскую империю, которая с помощью Бога и волей благоверных правителей стала восходить от силы в силу и в итоге потеснила османов и защитила православных, оставалось ждать ещё два столетия.
Блаженны кроткие в зримой беспомощности своего христианского свидетельства, новые мученики Церкви Христовой, Георгий и иные многие стали живой молитвой о будущем освобождении своих собратьев по вере на исконно христианских землях.
Все выпуски программы Актуальная тема
8 июня. О социальном служении Церкви

Сегодня 8 июня. День социального работника.
О социальном служении Церкви — протоиерей Константин Харитонов.
Уже от основания Церкви православные христиане всегда в первую очередь стремились к тому, чтобы послужить ближнему: накормить, напоить, одеть, обуть. Социальное служение Церкви — это и есть самое главное проявление любви христианина, не просто на словах, а именно в действии.
Поэтому, когда Господь придёт судить мир, Он спросит нас именно об этом: о том, как мы послужили ближнему. Напоили ли жаждущего, накормили ли голодного, одели ли человека бездомного, не имеющего одежды, посетили ли человека в темнице и так далее.
Именно Господь часто является нам в образе этих страждущих людей. И всякий, кто послужит ближнему, он послужит Господу Богу. Так Сам Господь определил.
Поэтому каждый христианин не просто должен, он обязан жить в служении ближнему: в малом, великом, хоть в чём-то стараться помогать.
Все выпуски программы Актуальная тема
8 июня. О духовном смысле праздника Святой Троицы

Сегодня 8 июня. День Святой Троицы.
О духовном смысле праздника — игумен Назарий Рыпин.
В этот день мы празднуем сошествие Святого Духа на апостолов, и это является началом существования нашей Новозаветной Церкви о рождении.
И именно поэтому в этом явлении Духа Святого нам открывается полнота бытия Святой Троицы, потому что лицо Бога Отца и лицо Сына Божьего открыты были уже апостолам, они осознавали это, но откровение о Святом Духе для них было ещё пока закрытым, неосознанным ими, не пережитым, и только теперь, в явлении схождения Святого Духа на них, для них открывается эта полнота и торжество Святой Троицы, к жизни которой они теперь способны быть причастны, и, как и мы все, так же в теле Церкви, в её бытии, причастности к ней.
Все выпуски программы Актуальная тема