Послание к Евреям святого апостола Павла - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Послание к Евреям святого апостола Павла

* Поделиться
Апостол Павел

«Апостол Павел». Рембрандт (1606–1669)

Евр., 325 зач., X, 32-38.

Глава 10.

32 Вспомните прежние дни ваши, когда вы, быв просвещены, выдержали великий подвиг страданий,

33 то сами среди поношений и скорбей служа зрелищем для других, то принимая участие в других, находившихся в таком же состоянии;

34 ибо вы и моим узам сострадали и расхищение имения вашего приняли с радостью, зная, что есть у вас на небесах имущество лучшее и непреходящее.

35 Итак не оставляйте упования вашего, которому предстоит великое воздаяние.

36 Терпение нужно вам, чтобы, исполнив волю Божию, получить обещанное;

37 ибо еще немного, очень немного, и Грядущий придет и не умедлит.

38 Праведный верою жив будет; а если кто поколеблется, не благоволит к тому душа Моя.

епископ Феоктист Игумнов

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Пожалуй, абсолютное большинство современных православных христиан пришли в Церковь в сознательном возрасте, а потому мы прекрасно помним, какими были первые годы церковной жизни: это было время необычайного и ни с чем не сравнимого энтузиазма, время, когда не хотелось ничего иного, кроме молитвы и чтения душеполезных книг. В те годы никакой пост не вызывал ропота или непонимания его смысла, напротив, посты были в крайней степени строгими и вожделенными. Тогда мы были готовы буквально к чему угодно, мы всему верили и всё исполняли. Но годы идут, появляется привычка, первоначальное горение куда-то уходит, и очень часто христианство из стадии вдохновения переходит в стадию тяжёлой, малопонятной и малоприятной обязанности. Кто-то решает, что все его бывшие когда-то возвышенные переживания это всего лишь морок, иллюзия, следовательно, нет смысла идти дальше. Кто-то продолжает жить по уже установившейся привычке, но реальные его интересы становятся совсем иными. Кто-то не оставляет надежды вернуться к первоначальному горению, такой человек ищет то, что могло бы его переместить в то невероятно духоподъёмное время. Ну а кто-то просто пребывает в растерянности, и вообще не понимает, что с ним происходит и куда всё пропало.

После охлаждения первоначального пыла церковные посты начинают вызывать всё больше и больше вопросов, а соблюдать их с каждым годом становится всё труднее. К тому же нам из истории Церкви становится известно, что далеко не всегда посты были столь продолжительными, что они, по сути, новейшая традиция, и вообще апостолы про это ничего не писали. Да к тому же и постный устав придумали древние монахи, жизнь которых была совсем иной. А ещё с годами здоровье становится слабее. Это тоже оказывает немалое влияние на отношение к постам. Кажется, что всё это характерно лишь для нашего времени и для нашего поколения христиан.

Но нет. Если судить по выбору отрывков из апостольских посланий для чтения за богослужением, то становится очевидным: вопросы к посту возникали задолго до того, как у нас случилось личное «прозрение». В непосредственной близости от середины Великого поста Церковь предлагает нам обратить внимание на отрывок апостольского Послания к Евреям, в котором говорится как раз о том, что переживают люди тогда, когда прошёл первоначальный энтузиазм. На этом энтузиазме адресаты апостола «выдержали великий подвиг страданий», страдая сами, они принимали «участие в других, находившихся в таком же состоянии», то есть поддерживали друг друга и вовсе не унывали, но время идёт, оно всё уравнивает, а потому те, к кому обращается апостол, подобно нам, утратили былое пламенное рвение. Послание к Евреям ничего не говорит о том, как можно вернуться к былому состоянию, но оно буквально умоляет потерпеть, несмотря на все без сомнения весомые причины ослабить христианский подвиг, апостол просит своих адресатов, а через них и нас, помнить о великом уповании — Христовом Царстве, для его достижения нам всем необходимо терпение, которое как раз в том и состоит, чтобы двигаться вперёд несмотря на внутреннее сопротивление, памятуя, что жизнь очень коротка, и какой бы по человеческим меркам длительной она не была, она всего лишь миг в сравнении с вечностью, а её дискомфорт — ничто в сравнении со славой будущего века.

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем