2 Кор., 173 зач., III, 4-11

Комментирует священник Антоний Борисов.
Классик русской литературы Федор Достоевский построил сюжет своего романа «Преступление и наказание» вокруг вопроса — что такое настоящая свобода? Главный герой повествования Достоевского, студент Родион Раскольников, отчаянно желает стать свободным человеком. Но ищет свободу не там и не так. В отличие от апостола Павла, который пишет о радости свободы и жизни в Боге в отрывке из 3-й главы своего 2-го послания к коринфянам, что читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Глава 3.
4 Такую уверенность мы имеем в Боге через Христа,
5 не потому, чтобы мы сами способны были помыслить что от себя, как бы от себя, но способность наша от Бога.
6 Он дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит.
7 Если же служение смертоносным буквам, начертанное на камнях, было так славно, что сыны Израилевы не могли смотреть на лице Моисеево по причине славы лица его преходящей,-
8 то не гораздо ли более должно быть славно служение духа?
9 Ибо если служение осуждения славно, то тем паче изобилует славою служение оправдания.
10 То прославленное даже не оказывается славным с сей стороны, по причине преимущественной славы последующего.
11 Ибо, если преходящее славно, тем более славно пребывающее.
Герой Достоевского, упомянутый уже Родион Раскольников, идеалом для себя выбирает Наполеона Бонапарта — императора Франции и знаменитого завоевателя. Наполеон, с точки зрения Раскольникова, является вершителем человеческих судеб, чувствует за собой право судить и наказывать вплоть до смертной казни. Возомнив себя Наполеоном, несчастный студент решается на страшный шаг. Он убивает старуху, дававшую деньги в долг под проценты. Случайно свидетельницей преступления становится родственница жертвы. Она также погибает. После убийства Раскольников пребывает в эйфории, а затем его начинает мучить совесть. Он постепенно осознает, что обрел не свободу, а стал самым настоящим пленником, даже рабом совершённого им страшного греха. Вместо обретения выдуманного величия Наполеона Раскольников приобрел разрушенную собственными руками жизнь.
О свободе (не вседозволенности или произволе, а о свободе истинной) речь идет и в прозвучавшем отрывке из послания апостола Павла к коринфянам. Апостол использует для разъяснения своей свободы, казалось бы, неподходящий образ преданного служения, находящегося где-то совсем рядом с рабством. Рабством Богу. И тут необходимо разъяснение. В Римской империи времен Христа существовало два типа отношения к подневольным слугам. Были хозяева, которые видели в рабе исключительно вещь. Но существовали и те, кто за добрую службу наделяли слугу свободой, а также правами члена семьи.
Апостол Павел убеждает своих читателей в том, что путь к настоящей свободе возможен только через верное служение заповедям Божиим. Но не по форме, а по содержанию. Или как пишет Павел: «Бог дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит». На практике данное утверждение означает следующее. Любящий Господа человек совершенно сознательно запрещает себе грешить. Он повинуется закону Божию — не убивает, не крадёт, не мстит, не прелюбодействует, не совершает иных дел порока. Воля человека оказывается подчинена Отцу Небесному подобно тому, как раб исполняет повеления хозяина. Господь — хозяин добрый и милостивый. И все Его требования имеют только одну цель — чтобы мы стали свободны от греха, со временем почувствовали, что настоящее счастье заключается не во вседозволенности, а в отстранённости от любых проявлений зла.
Но при этом данная отстраненность в основании должна иметь не гордость и превозношение над другими людьми, а любовь и к Богу, и к людям. Иначе никакого смысла в служении просто не будет. Тот же, кто познает истинную суть рабства любви Господней, окажется похожим на пророка Моисея и самого апостола Павла. Читаем в послании: «сыны Израилевы не могли смотреть на лице Моисеево по причине славы лица его преходящей, — то не гораздо ли более должно быть славно служение духа?»
Православных христиан часто укоряют за то, что они называют себя рабами Божиими. На самом деле, нет в этом мире именования более возвышенного. Ведь называя себя рабом Божиим, человек тем самым показывает, что подчиняется он только Творцу вселенной и нет для него закона выше, чем закон Господень. Раб Божий не будет бояться бед этой жизни, потому что находится под защитой Бога. Раб Божий не прогнётся и не пожертвует чистотой совести, потому что главным авторитетом для него являются заповеди Господа. Раб Божий обладает свободой, которая несравненно выше и больше, чем вся гордость Наполеона. Потому что это свобода от зла, пока ещё царствующего в нашем мире, но обреченного погибнуть в день суда Христова.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
1 декабря. О личности Николая Лобачевского

Сегодня 1 декабря. В этот день в 1792 году родился русский математик Николай Лобачевский.
О его личности — протоиерей Василий Гелеван.
Николай Лобачевский родился в Нижегородской губернии. Его мать рано вдовела, на ее попечении осталось трое детей. Все они поступили в гимназию при Казанском университете, потому что только там дети разночинцев могли получать образование бесплатно. Любовь к математике проявилась в нем в ранние годы. Он самостоятельно изучал труды Гаусса, Лежандра и других великих математиков. На лекциях он скучал и скоро вообще перестал их посещать. На формирование его личности сильно повлияла смерть его брата Александра, который утонул у него на глаза. Медики долго пытались вернуть утопшего к жизни, но не смогли. После этого Лобачевский забросил математику и решил стать врачом. В течение двух лет, пропадая в анатомическом театре, он пытался изобрести универсальную математическую формулу, которая смогла бы помогать человеку в любых недугах. Конечно, ему это не удалось. Несколько раз за время учебы он был на грани исключения из университета за худое поведение. То он ездил по университетскому саду верхом на корове, то дрался с доносчиками, а однажды на спор даже перепрыгнул через преподавателя, опираясь ему на плечи. Однако всегда находил в себе защитников среди профессоров, признававших его гениальность. В молодости, часто сталкиваясь с человеческой несправедливостью, а в зрелом возрасте, с насмешками над своими трудами, он стал отождествлять ее с Богом, не умея различить божественное от человеческого. Пройдя путь от студента Казанского университета до ректора, он оставил гениальные труды по астрономии, физике, алгебре, математическому анализу и гиперболической геометрии. Благодаря ему мы теперь знаем, что параллельные прямые все же пересекаются где-то там в бесконечности. Своим ученикам он оставил завет, земное время отпущено человеку, чтобы хранить огонь жизни и знаний и передать его другим.
Все выпуски программы Актуальная тема
1 декабря. О неотложности духовной жизни
В 17-й главе Евангелия от Луки есть слова Христа: «Придут дни, когда пожелаете видеть хотя один из дней Сына Человеческого, и не увидите».
О неотложности духовной жизни — священник Николай Дубинин.
Господь своим ученикам говорит прямо. Настанет время, когда вы захотите меня увидеть, но уже не сможете, не будет у вас такой возможности. И размышляя над этими строками Евангелия, нужно задать себе вопрос. А не случается ли так в нашей духовной жизни, когда мы откладываем на потом то, что нам дано сегодня? Например, нам дана возможность свободно посещать храм, богослужение, причащаться, исповедоваться, крестить своих детей. Подумать только, еще несколько десятилетий назад это было невозможно. Невозможно было ходить открыто в храм, крестить и так далее. За это гнали, за это сажали в тюрьмы. И вот наша ответственность, как христиан, состоит в том, чтобы дар Божий не обесценить, не превратить его в обыденность, не замылить глаз, наша степень ответственности в том, чтобы этот дар мы всегда берегли и благодарили Бога за этот дар и воспринимали его как дар. Поэтому обязательно нужно приучать себя еженедельно посещать храм, регулярно причащаться и благодарить Бога за то, что нам сегодня дано.
Все выпуски программы Актуальная тема
1 декабря. О важности смирения друг перед другом и изучения православной веры

В 1-й главе 1-го Послания апостола Павла к Тимофею есть слова: «Некоторые уклонились в пустословие, желая быть законоучителями, но не разумея ни того, о чём говорят, ни того, что утверждают».
О важности смирения друг перед другом и изучения православной веры — протоиерей Максим Горожанкин.
В жизни человека может случиться такое испытание, когда ему вдруг покажется, что он является специалистом во всех областях. Это может касаться и представителя духовенства, и мирянина, и вот об этом пишет святой апостол Павел. Мы должны быть искусными, прежде всего, в духовной жизни, и, упражняясь в жизни духовной, должны в первую очередь учить себя. Учить себя смирению, учить себя духовной жизни. И, видя нашу духовную жизнь, другие люди будут и безмолвно поучаться от нас тем плодам, которые эта духовная жизнь дает и нам, и тем людям, которые рядом с нами. В духовной жизни нет глагола «смирять», есть глагол «смиряться». И вот дай Господь каждому из нас смиряться друг перед другом, не особенно поучая друг друга на словах, чтобы не впадать нам в нравоучения пустые, а радоваться друг о друге во Христе Иисусе Господе наш.
Все выпуски программы Актуальная тема











