
Евр., 329 зач., XI, 24-26, 32 — XII, 2.
Глава 11.
24 Верою Моисей, придя в возраст, отказался называться сыном дочери фараоновой,
25 и лучше захотел страдать с народом Божиим, нежели иметь временное греховное наслаждение,
26 и поношение Христово почел большим для себя богатством, нежели Египетские сокровища; ибо он взирал на воздаяние.
32 И что еще скажу? Недостанет мне времени, чтобы повествовать о Гедеоне, о Вараке, о Самсоне и Иеффае, о Давиде, Самуиле и (других) пророках,
33 которые верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов,
34 угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих;
35 жены получали умерших своих воскресшими; иные же замучены были, не приняв освобождения, дабы получить лучшее воскресение;
36 другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу,
37 были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления;
38 те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли.
39 И все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного,
40 потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства.
Глава 12.
1 Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще,
2 взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
В сегодняшнем чтении мы слышим краткий рассказ о некоторых героях Ветхого завета. Их поступки имеют одну общую черту, которая позволяет апостолу объединить их истории. Все они верят и принимают важнейшие решения в своей жизни благодаря вере. Однако если мы обратимся к языку Писания, то с удивлением обнаружим, что в нем нет веры в том смысле, который мы обычно имеем ввиду. Ветхозаветный человек не верил просто во что-то... в какую-то информацию вообще, он верил конкретной личности, верил Богу, то есть полагался на Него, видел в Его любви основу своей жизни.
Опираясь на призыв Божий люди веры, Авраам и его потомки, совершали поступки, которые могут быть совершенно непонятны с точки зрения обычной человеческой логики. Моисей, будучи приемным сыном дочери фараона, предпочел страдать вместе с народом Божиим, вместо того, чтобы получить временное греховное наслаждение. Он знал, что на самом деле жизнь не заканчивается смертью и стремился быть верным Богу уже здесь и сейчас.
Апостол описывает историю Ветхого Завета крупными мазками. Он говорит о праведниках, но некоторых просто перечисляет, что не должно создавать ощущения пренебрежения... Нет, дело совсем в другом. Должно возникнуть ощущение, что людей, которые выбрали Бога достаточно много, так много, что обо всех нет даже возможности рассказать. Жизнь этих людей была очень непростой. Он перечисляет ужасы, которые им пришлось пережить. При этом совершенно очевидно, что страдания, которые выпали на их долю стали следствием их свободного решения. Они могли бы прожить более спокойную жизнь, но ради верности Богу шли на все.
Однако, указав на ветхозаветных праведников, апостол утверждает нечто, что может привести в шок. Он говорит, что все, о ком о только что рассказал, все эти свидетели веры не получили обещанной награды.
Первая мысль, которая приходит после таких слов довольно очевидна. Конечно, они же еще не воскресли. Кажется, так и есть, но апостол указывает на иную причину. Он говорит, что они не получили награду, потому что замысел Божий не исполнился до конца... Ведь он исполнится, только тогда, когда мы проявим такую же веру и присоединимся к их числу. Он так и пишет:
«Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства».
Это чтение читается в первое воскресение Великого поста не случайно. Дело в том, что именно в эти дни подготовка оглашенных, то есть тех, кто хотел креститься, становилась особенно напряженной. Они много читали и думали над своей жизнью, много духовно трудились... И вот сегодняшнее чтение должно было стать для них замечательным утешением. Ведь начиная путь веры они слышали, что могут встать перед лицом Божиим не как незваные гости, но как дети, которых Он долго ждал, как те, без кого Его замысел не полон. И ведь говорилось это не только им, это сказано на все времена.
Вспоминаются слова одного русского писателя ХХ века, который говорил: «Без меня народ неполный». Именно так, можно сказать о замысле Божием: без меня он не полон, Бог ждет меня, мое место среди Его детей не может занять никто другой. Он ждет именно меня, а не кого-то безличного. И самое радостное в том, что так может подумать о себе каждый, ведь Бог действительно ждет каждого из нас.
22 июня. О духовном смысле праздника Всех святых, в земле Русской просиявших

Сегодня 22 июня. Неделя 2-я по Пятидесятнице, Всех святых, в земле Русской просиявших.
О духовном смысле праздника — игумен Назарий (Рыпин).
Эта дата в этом году особенно удивительна, потому что именно 22 июня 1941 года, в День Всех Русских Святых началась Великая Отечественная война.
Если не только эту дату вспоминать, а вообще вспоминать землю русскую, то мы вспоминаем поимённо всех русских святых в этот день, свидетельствуя о том, как много наших предков и даже почти наших современников уже в двадцатом столетии было причислено к лику святых.
Чтобы явить нам плод этого спасительного сеяния, которое было посеяно Господом на русской земле с основанием Русской Церкви, потому что за неделю до того мы праздновали Всех святых, а в этот день мы сугубо вспоминаем именно русских святых, как тот плод, который произрастила русская земля уже, русский народ.
И для нас это чрезвычайно важно, потому что их молитвами утверждается Церковь Русская.
Все выпуски программы Актуальная тема
22 июня. О важности сохранения народных промыслов

Сегодня 22 июня. День народных художественных промыслов.
О важности сохранения народных промыслов — протоиерей Игорь Филяновский.
День народных художественных промыслов — молодой праздник, и он совсем недавно появился на карте наших культурных событий.
С инициативой учреждения такой даты выступило в 2018 году Законодательное собрание Нижегородской области. Эта идея была поддержана правительством России, и в 2022 году праздник был установлен официально.
Россия — многонациональная страна, и в каждой области есть свои старинные обычаи и традиции, связанные с народными промыслами и художественным мастерством по производству сувениров и предметов быта.
Всемирно известны городецкая, жостовская, хохломская росписи, палехская миниатюра, торжокское и адыгейское золотое шитьё, вологодское кружево, оренбургские пуховые платки, ростовская финифть, красносельская скань, казаковская филигрань, гжельский фарфор, каслинское литье, дымковская игрушка, тверская вышивка, тульский пряник, клинская ёлочная игрушка.
В мире, где всё больше ценится уникальность и ручная работа, российские народные художественные промыслы становятся настоящей гордостью всей нашей страны.
Все выпуски программы Актуальная тема
22 июня. О сохранении исторической памяти и обязанности христианина защищать Родину

Сегодня 22 июня. День памяти и скорби.
О сохранении исторической памяти и обязанности христианина защищать Родину — протоиерей Константин Харитонов.
Каждый христианин обязан защищать свой дом, свою семью, своих родителей, своих детей. И уж тем более, понятно, он должен защищать своё Отечество.
Нет выше той любви, кто душу свою положит за други своя. И, конечно же, это особенно открывается тогда, когда нужно встать на защиту своего Отечества. Независимо даже от того, хорошее оно или в той или иной степени не очень.
Когда началась Великая Отечественная война, именно Церковь больше всего потерпела от той политики, от того государства, которое уничтожало священнослужителей, верующих. Но когда началась война, митрополит Сергий призвал всех встать на защиту Отечества.
И весь наш народ, верующий народ, встал и пошёл защищать своё Отечество, защищать свой дом, свою Родину. И в этом и есть настоящее проявление любви, проявление любви и к Богу, и к Отечеству не только земному, но и небесному. Потому что оно открывается нам в Отечестве земном.
Поэтому и для нас не должно быть вопроса —защищать или не защищать. А это наша святая обязанность — любить своё Отечество до конца дней своих, стоять на защите его, независимо от того, как, что и где происходит. Но проявлять эту любовь до конца.
Все выпуски программы Актуальная тема