1 Сол., 264 зач., II, 1-8.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Почему порой наши слова о Христе, о Евангелии и о христианской вере не имеют силы и не убеждают людей? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 2-й главы 1-го послания апостола Павла к Фессалоникийцам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 2.
1 Вы сами знаете, братия, о нашем входе к вам, что он был не бездейственный;
2 но, прежде пострадав и быв поруганы в Филиппах, как вы знаете, мы дерзнули в Боге нашем проповедать вам благовестие Божие с великим подвигом.
3 Ибо в учении нашем нет ни заблуждения, ни нечистых побуждений, ни лукавства;
4 но, как Бог удостоил нас того, чтобы вверить нам благовестие, так мы и говорим, угождая не человекам, но Богу, испытующему сердца наши.
5 Ибо никогда не было у нас перед вами ни слов ласкательства, как вы знаете, ни видов корысти: Бог свидетель!
6 Не ищем славы человеческой ни от вас, ни от других:
7 мы могли явиться с важностью, как Апостолы Христовы, но были тихи среди вас, подобно как кормилица нежно обходится с детьми своими.
8 Так мы, из усердия к вам, восхотели передать вам не только благовестие Божие, но и души наши, потому что вы стали нам любезны.
В книге Деяний святых апостолов есть эпизод, в котором рассказывается о том, как Павел со своими помощниками пришёл в город Филиппы. Здесь он изгнал из одной женщины нечистого духа. И за это его и его соратников приказали бить палками и бросить в темницу. Оказалось, что благодаря помощи лукавого женщина могла предсказывать будущее. Это приносило большой доход её хозяевам. Когда же служанка была избавлена от паразита, она лишилась своего сверхъестественного дара, а её господа своего бизнеса. Поэтому они обвинили Павла и его спутников в смуте и нарушении общественного порядка. Если бы не чудесное избавление из заточения, то всё могло бы закончиться жестокой расправой.
Именно об этом эпизоде Павел вспоминает сегодня в начале прозвучавшего отрывка, упоминая Филиппы. Дело в том, что этот город находился недалеко от Фессалоник, куда Павел и пишет своё послание. Очевидно, до фессалоникских христиан дошли слухи о том, что произошло с Павлом в Филиппах. И нашлись недоброжелатели, которые начали клеветать на апостола. Дескать, у него уголовное прошлое, он преступник и бежал от правосудия. А потому такого человека ни в коем случае слушать нельзя. Наверняка и учение его ложное. Павел же утверждает, что ни в его действиях, ни в его учении, «нет ни заблуждения, ни нечистых побуждений, ни лукавства». И что всё, что он говорит и делает, он говорит и делает в угоду не людям, но Богу.
Чтобы окончательно убедить слушателей в чистоте своих намерений, Павел призывает их вспомнить, как он вёл себя с ними. Он был тихим и ненавязчивым. Он не требовал к себе особого отношения и старался не быть им в тягость. Он не превозносился и не кичился перед ними своим высоким статусом в Церкви. И в целом его поведение было подобно поведению заботливой матери, которая нежно обходится со своими детьми. А потому в его проповеди нет никакой корыстной выгоды. Единственный мотив, который им руководил, — это любовь к ближним и желание передать им не только слова евангельского благовестия, но и саму свою душу.
Так апостол Павел предлагает нам образ того, как всякому ученику Спасителя следует говорить людям о Христе. Для того, чтобы наша проповедь имела силу, необходимо быть очень внимательным к своим внутренним мотивам. В нашем сердце не должно быть никакой своекорыстной выгоды. Мы не можем говорить о Евангелии из желания угодить людям. Из желания оправдаться и показаться лучше, чем мы есть на самом деле. Из желания победить в споре и доказать свою правоту. Из желания заставить окружающих делать так, как хочу я. Это гнилой фундамент для проповеди. Именно поэтому она и бывает в некоторых случаях бессильна. Хотя нам кажется, что мы говорим красноречиво и аргументировано. Но Бог, как свидетельствует сегодня апостол Павел, «испытует сердца наши». То есть видит, что нами движет на самом деле. Видит даже то, что мы сами не видим и не осознаём. И лишь в том случае, если наши помыслы чисты, если нами руководит искреннее желание послужить своим ближним и принести им духовную пользу, Он наполняет наши слова Своей благодатью и делает их весомыми и убедительными.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
12 ноября. Об укорении Господом книжников и фарисеев
В 11-й главе Евангелия от Луки есть слова Христа: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что вы — как гробы скрытые, над которыми люди ходят и не знают того».
Об укорении Господом книжников и фарисеев — игумен Лука (Степанов).
Перечисляя тех, к кому обращается Господь, нельзя не заметить удивительные кажущиеся недоразумения. Книжники и фарисеи — это похвальные определения. И те, и другие особенно образованны, просвещены законом, являются примерами для народа в благочестии, следовании отеческому закону.
Но следующее определение — лицемеры — полностью перечёркивает достоинства этих народных избранников. Оказывается, что именно им свойственно за исправной внешностью хранить неустройство души или крайнее её разорение из-за тех страстей, главной из которых — гордыня, которым они были преданы.
Ради того и звучала проповедь Иоанна Крестителя, также призывающая покаяться для того, чтобы, обличив собственные страсти, люди Израиля узнали бы пришедшего Спасителя мира.
Но таково свойство греховного помрачения: оно туманит очи сердца и на белое понуждает говорить чёрное, а на чёрное — белое. Так что не проклятие звучит из уст Спасителя в отношении их, а сокрушение Господне о тех, кто не может своё сердце привести к сокрушению и исповедовать Его Спасителем мира.
Все выпуски программы Актуальная тема
12 ноября. О преданности Богу

Во 2-й главе 1-го Послания апостола Павла к фессалоникийцам есть слова: «Как Бог удостоил нас того, чтобы вверить нам благовестие, так мы и говорим, угождая не человекам, но Богу, испытующему сердца наши».
О преданности Богу — протоиерей Владимир Кашлюк.
Святой апостол Павел отражает ключевой принцип апостольского служения и христианской жизни, а именно — приоритет угождения Богу, а не людям. Апостол подчёркивает, что его проповедь и действия мотивированы не стремлением к человеческому одобрению или выгоде, а верностью и преданностью Богу, Который вверил ему благовестие.
Слово «угождать» означает действовать в соответствии с волей Бога, а не угождать людским ожиданиям или корыстным и прагматичным интересам. Важно отметить, что даже в условиях гонений и непонимания нужно оставаться верным Его божественному замыслу.
Угождение Богу предполагает духовный фокус и ориентацию на вечную жизнь, а не на временное благо. Таким образом, в апостольском послании выражается фундаментальный принцип христианской жизни — приоритет воли Бога над человеческими ожиданиями. Это основа подлинного служения и духовного роста.
Все выпуски программы Актуальная тема
12 ноября. О подвиге священномученика Маркиана, епископа Сиракузского

Сегодня 12 ноября. День памяти священномученика Маркиана, епископа Сиракузского, пострадавшего за Христа во втором веке.
О его подвиге — протоиерей Максим Горожанкин.
Удивительный святитель Божий, относящийся по времени своей жизни к ученикам апостолов. Но прежде своего призвания к апостольскому служению епископ Маркиан был учеником того самого Симона Волхва, который был впечатлён чудесами апостола Петра и пытался купить благодать Божию.
Отстав от Симона, Маркиан становится учеником святого апостола Петра. И именно апостол Пётр посылает Маркиана на Сицилию, в Сиракузы, где тот проповедует Христово Евангелие.
Говоря о первохристианской проповеди и о служении учеников апостолов, то есть мужей апостольских, мы можем отметить одно: эти люди, подобно апостолам, несли пламя веры, которое было свойственно ученикам Христовым. И это пламя разожгло окончательно в людях свет веры во Христа Иисуса.
И человечество благодаря проповеди апостола Петра и святителя Маркиана навсегда станет другим. Цивилизация изменится, люди станут христианами.
Все выпуски программы Актуальная тема







