
Апостол Павел. Мозаика
Евр., 320 зач., IX, 1-7.
Глава 9.
1 И первый завет имел постановление о Богослужении и святилище земное: 2 ибо устроена была скиния первая, в которой был светильник, и трапеза, и предложение хлебов, и которая называется Святое.
3 За второю же завесою была скиния, называемая Святое Святых,
4 имевшая золотую кадильницу и обложенный со всех сторон золотом ковчег завета, где были золотой сосуд с манною, жезл Ааронов расцветший и скрижали завета, 5 а над ним херувимы славы, осеняющие очистилище; о чем не нужно теперь говорить подробно.
6 При таком устройстве, в первую скинию всегда входят священники совершать Богослужение; 7 а во вторую — однажды в год один только первосвященник, не без крови, которую приносит за себя и за грехи неведения народа.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Сегодняшнее чтение — отрывок из послания к Евреям. Как можно понять из названия, его читатели оказывались в двойственной ситуации. С одной стороны именно они ждали Мессию, больше чем кто бы то ни было вообще. Проповеди Иисуса, как и первые проповеди Его учеников были обращены именно к ним, к евреям, и уверяли в том, что именно Он Иисус и есть Христос, то есть помазанник и ожидаемый Царь. С другой стороны, убедить их в том, что Иисус есть Мессия было сложнее всего, так как постоянно ожидая его и имея на него свои планы, они сформировали настолько устойчивый Его образ, что убедить их в надуманности его было практически невозможно.
В первую очередь на этом пути было важно указать читателям на то, что им давно знакомо и близко, на их собственное богослужение. При этом дело, конечно, не столько в знакомстве с внутренним ритуалом, сколько в том, какое значение они придавали храму и особенно ковчегу завета.
Сегодня, когда кто-нибудь идет в храм, он может сказать, что становится ближе к Богу. При этом мы понимаем всю условность этого выражения, потому что ориентируемся на слова Христа, сказанные самарянке: истинное поклонение совершается не на горе и не в храме, а в духе и истине. Эти слова никогда не отменяли для христиан необходимости посещения церкви и участия в совместных богослужениях, но они корректировали акценты, подчеркивая приоритет духовного над внешними обстоятельствами. В отличие от современных христиан, иудей приходящий в храм был уверен, что становится ближе к Богу в буквальном смысле слова, потому что храм воспринимался им как место присутствия Бога в среде народа.
Хотя по свидетельствам иудейских авторов в эпоху после вавилонского плена в храме уже не было ковчега завета, его традиционное восприятие и особенно почитание Святая Святых сохранялось. Именно поэтому, говоря о храме, апостол упоминает ковчег и то, что в нем находилось. Упоминает неспроста, а потому что все эти объекты были свидетельством реального участия Бога в истории народа, участия чудотворного и спасительного. Например сосуд с манной напоминал о том, как евреи, шедшие по пустыне были спасены Богом от голода, в то время как скрижали завета напоминали о законе, который спас их от нравственной и духовной смерти. Иными словами описание храма и особенно ковчега завета явно говорят читателям о том, что Бог заботился о своем народе и присутствовал в его истории вполне реально.
Но говорит об этом апостол не потому только, что хочет напомнить о любви Божией к народу израильскому. Эти слова лишь основа для того, чтобы дальше, указав на Христа, сказать — в Нем божественное участие проявилось с новой силой. Никакие службы и жертвы не сравнятся с тем, что совершилось в Нем, потому что Бог родился в мире для того, чтобы войти в общение с человеком. Он не просто, как в прежние времена, говорит с людьми между крыльями херувимов, которые были на крышке ковчега завета. Он пришел, чтобы поговорить с нами лицом к лицу.
Город Козельск
Есть в России такие места, о которых должен знать каждый, любящий свое Отечество, человек. Город Козельск в истории России может стоять в этом ряду одним из первых. Родившийся на год раньше Москвы, он не соперничает с ней столичным уровнем, а вот мужеством и стойкостью отличается с самых древних веков. Именно поэтому ему присвоено звание «Город воинской славы России». Но есть рядом с Козельском и то место, где куётся щит победы нашей страны на духовном фронте — это Оптина Пустынь. И в наши дни эти два, значимых для России, места, слились в одно целое.
О том, как поддерживал город Козельск Оптину, и как Мужской монастырь Оптина Пустынь в наши дни развивает этот «злой город», наша программа.







лето 2024 года


«Аксион Естин»
Все выпуски программы Места и люди
«…Тут, недалеко…»

«...Тут, недалеко...». Россия, режиссёр Георгия Николаенко
Сегодняшнюю нашу программу мы начинаем без традиционной киноцитаты. Объясню, почему. Дело в том, что разговор пойдёт о необычном фильме. Он никогда не выходил на большой экран. Более того, вообще не предназначался для проката. Киноведам он известен, а вот зрители двадцать с лишним лет даже не подозревали о его существовании. Сохранилась одна-единственная плёночная копия, довольно сильно пострадавшая от времени. Сегодня она оцифрована и есть в открытом доступе в сети интернет. Не везде в ней ровный по качеству звук. Поэтому включить в программу фрагменты из этой ленты не представляется возможным по техническим причинам. Однако, хотя звук и не соответствует требованиям радиоэфира, для домашнего просмотра картина вполне подходит. Более того — увидеть её непременно стоит. Я говорю о короткометражном фильме, который называется «Тут, недалеко...».
О существовании этой уникальной киноработы стало известно только в 2002-м году. Сын актёра Юрия Никулина, Максим, обнаружил старую, порядком обветшавшую плёнку с картиной, когда разбирал семейный архив. Оказалось, что это — неизвестная широкой публике лента, в которой главную роль сыграл его отец. По словам Максима Юрьевича, он был поражён, насколько талантлива и глубока оказалась эта работа: «Кино вне времени, очень человечное, о вечном — добре, любви, порядочности».
«Тут, недалеко» — это дипломная работой режиссёра Георгия Николаенко, которую он снял по окончании Высших курсов сценаристов и режиссёров при Госкино в 1979-м году. Да-да, в кинематографических вузах дипломные работы не пишут, а снимают. И поиск сценария, и подбор актёров ложатся на плечи выпускника. При этом нужно ещё убедить артистов сняться бесплатно — бюджет для дипломных работ не предусмотрен. Сценарий к своей ленте Георгий Николаенко написал самостоятельно. А исполнить главную роль согласился Юрий Никулин. Участие такой актёрской величины в дипломном проекте начинающего режиссёра, пожалуй, говорит о многом. Артист вспоминал, что в то время у него было немало предложений от режиссёров. Однако от большинства из них приходилось отказываться: актёр не видел себя в этих ролях. Но когда студент Георгий Николаенко предложил создать образ бывшего фронтовика в его дипломном фильме, Никулин, прошедший всю Великую Отечественную, не раздумывал. Поставил только одно условие — сделать для него копию фильма. И только поэтому у нас сегодня есть возможность увидеть короткометражную ленту «Тут, недалеко...».
Начинается картина так: странный пассажир садится у одного из столичных вокзалов в автомобиль к молодому таксисту Павлу. Пожилой мужчина, приезжий. Говорит, что бывал в столице когда-то давно, и всё тогда было по-другому. Просит покатать по Москве, а потом разъезжает с адреса на адрес, кого-то ищет, но не находит. Или нужного дома, а то и целого переулка, попросту не оказывается на карте столицы. Но никак не хочет отпускать такси — ведь у него ещё остались адреса, по которым нужно съездить!
Николаенко придумал сюжет о фронтовике, который приезжает из Сибири, чтобы разыскать в Москве своих боевых товарищей-однополчан. Интересно, что зрители этих подробностей до самого конца не знают. Почти все тридцать минут экранного времени перед нами — просто чудаковатый пожилой человек, который то ссорится с таксистом из-за того, что тот отказывается колесить с ним по Москве весь день. То, наоборот, помогает ему разрешить конфликт с дорожным инспектором. Однако, пусть зрители не переживают из-за того, что я раскрыл здесь некоторые детали. Главная интрига и развязка фильма всё равно неожиданны. Да и сам сюжет фильма разворачивается загадочно. Пассажир наконец-то отыскал по одному из адресов своего давнего знакомого. Теперь уже вдвоём они попросили таксиста отвезти их ещё в одно место — сказали: «Тут, недалеко». В пути вели разговоры. Приезжий сетовал на то, что объехал уже не один адрес, но никого так и не нашёл. А его знакомый объяснял, почему — оказывается, людей этих давно уже нет в живых. Водитель такси с интересом прислушивался к беседе пассажиров, но так ничего и не смог понять...
До самого конца сохранится эта интрига и для зрителей. Куда приедут в итоге пожилые приятели, и что до глубины души поразит таксиста, который решит за ними тайком проследить — об этом зрители узнают из картины Георгия Николаенко «Тут, недалеко...». Короткого фильма о вечных ценностях.
Все выпуски программы Домашний кинотеатр
Карачаевск (путешествие по городу)

Карачаевск — маленький уютный городок в Карачаево-Черкессии. Он укрылся в ложбине между отрогов главного Кавказского хребта. На этой земле испокон веков проживал тюркский народ — карачаевцы. Они обитали в горах в небольших аулах и не имели городов. В середине XX века принадлежавшая карачаевцам территория вошла в состав Советского государства как автономная область. В 1927 году здесь появился культурный и экономический центр — первый карачаевский город. Назвали его, в духе времени, именем политического деятеля Анастаса Микояна, а в 1957 году переименовали в Карачаевск. Население города к этому времени стало многонациональным. В нём проживали русские, осетины, армяне, украинцы. Среди них многие исповедовали православную веру. Когда советское время миновало, в Карачаевске построили церковь во имя великомученика Пантелеимона. Это произошло в 1997 году. С тех пор богослужения в горном городке не прекращались.
Радио ВЕРА в Карачаевске можно слушать на частоте 102,3 FM