
Евр., 325 зач., X, 32-38.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Не сомневаюсь, что большинство из вас, дорогие друзья, читали замечательную сказку Андерсена «Гадкий утёнок». Сегодня в храмах во время богослужения читается отрывок из 10-й главы послания апостола Павла к Евреям, в котором мы слышим нечто о раннехристианской общине, что позволяет провести ряд параллелей между этой сказкой и словами Писания.
Глава 10.
32 Вспомните прежние дни ваши, когда вы, быв просвещены, выдержали великий подвиг страданий,
33 то сами среди поношений и скорбей служа зрелищем для других, то принимая участие в других, находившихся в таком же состоянии;
34 ибо вы и моим узам сострадали и расхищение имения вашего приняли с радостью, зная, что есть у вас на небесах имущество лучшее и непреходящее.
35 Итак не оставляйте упования вашего, которому предстоит великое воздаяние.
36 Терпение нужно вам, чтобы, исполнив волю Божию, получить обещанное;
37 ибо еще немного, очень немного, и Грядущий придет и не умедлит.
38 Праведный верою жив будет; а если кто поколеблется, не благоволит к тому душа Моя.
Итак, что же общего между сказкой Андерсена «Гадкий утёнок» — и словами апостола Павла, которые мы только что услышали?
Первое — христиане — с точки зрения окружающих их людей — причём не имеет значения, хоть иудеев, хоть язычников, или даже внерелигиозных философов — «гадкие утята». Они — не «в ряду» прочих, они странны, непонятны, непрагматичны, излишне доверчивы и подозрительно добродушны. Одним словом — ненормальные. Апостол призывает своих последователей «не оставлять надежды», что несмотря на гонения, отвержение обществом и игнорирование — всё равно однажды они выпорхнут белым лебедем из опостылевшего мирского болота.
Второе — какой бы могущественной ни казалась среда, где в настоящее время живут христиане, — она сама по себе не может оказаться сильнее доброго произволения верных Христу, ищущих прежде всего Его святой воли. Первые христиане с точки зрения язычников выглядели не просто «ненормальными», но и откровенно безумными — когда отказывались бросить щепотку ладана перед статуей императора — в которого никто и так не верил, как в божество. То, что для язычников было лишь жестом толерантности к власть имущим, — для христиан вдруг оказалось настолько важным, что они готовы были расстаться с жизнью, лишь бы не предать свою веру. Апостол говорит — потерпите, ещё совсем немного — и вы получите особое, исключительное подтверждение свыше, от Отца Небесного, что правда — не за теми, кто смотрит на вас, как на сумасшедших, — а всё же за вами!
И, наконец, третье. Апостол говорит: «Праведный верой жив будет». Здесь хотелось бы напомнить другие слова апостола — «Тот, Кто в вас, больше того, кто в мире». На примере «гадкого утёнка» легко понять глубокий смысл слов апостола: лебединая природа, пока ещё до конца не раскрывшаяся в птенце, и с точки зрения «уток» — неверующих обывателей — воспринимаемая как неполноценность и даже откровенное уродство — всё равно восторжествует. Христианская природа — это прежде всего милость и вера — которые для мира всегда тождественны слабости. Но в итоге именно они и оказываются победителями. Так же, как «гадкий утёнок» не должен унывать под улюлюканье окружающих над своим несоответствием их «стандартам» и ожиданиям — но твёрдо верить, что он станет лебедем, — так же и христианин призван пропускать мимо себя все упрёки и укоры в неадекватности — твёрдо держась верой за тот высший камертон подлинной человечности, который и принёс на землю Христос Спаситель!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Зачем такие сложные богослужения?» Священник Олег Осадчий, Сергей Желудков, Ольга Цой
В этом выпуске «Клуба частных мнений» священник Олег Осадчий, композитор, дирижер Сергей Желудков и филолог, кандидат искусствоведения Ольга Цой размышляли об особенностях и красоте православных богослужений и почему они многим кажутся тяжелыми и непонятными.
Ведущая: Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Клуб частных мнений
Псалом 13. Богослужебные чтения

Сегодня в храмах за богослужением читается 13-й псалом Давида — первый стих которого стал практически афоризмом и очень активно использовался всегда, в том числе поэтами. Давайте послушаем.
Псалом 13.
Начальнику хора. Псалом Давида.
1 Сказал безумец в сердце своём: «нет Бога». Они развратились, совершили гнусные дела; нет делающего добро.
2 Господь с небес призрел на сынов человеческих, чтобы видеть, есть ли разумеющий, ищущий Бога.
3 Все уклонились, сделались равно непотребными; нет делающего добро, нет ни одного.
4 Неужели не вразумятся все, делающие беззаконие, съедающие народ мой, как едят хлеб, и не призывающие Господа?
5 Там убоятся они страха, где нет страха, ибо Бог в роде праведных.
6 Вы посмеялись над мыслью нищего, что Господь упование его.
7 «Кто даст с Сиона спасение Израилю!» Когда Господь возвратит пленение народа Своего, тогда возрадуется Иаков и возвеселится Израиль.
Очень важным для понимания псалма является слово из первого стиха, переведённое на русский и церковнославянский как «безумный» — «рече безумен в сердце своем — несть Бог!» Но в иврите — всё гораздо интереснее: здесь на месте «безумный» стоит слово נָבָל (nāvāl) — и ставшая афоризмом фраза приобретает очень интересное звучание.
Итак, что же такое «навал»? Корень נבל (n-b-l) значит буквально «увянуть, сгнить»; существительное נָבָל (naval) — «испорченный, гнилой, подонок». Добавим ещё и то, что произносит «навал» слова о том, что «нет Бога», не в голове, не устами — а «в сердце» — здесь стоит слово לֵב (lêv / lēbāb) — «лев». Сразу заметим, что в древнееврейском понимании «сердце» не противопоставлено «разуму»; оно — центр всей личности, средоточие всех сил, первоисточник не только эмоций и переживаний, но и мыслей, и устремлений. Поэтому «сказать в сердце» — это совершенно иное, чем «подумать про себя»: «сказать в сердце» в контексте древнееврейской ментальности — это решиться на определённую экзистенциальную установку. Соответственно, отрицание Бога оказывается внутренним монологом, скрытым от слуха, но формирующим жизнь и её ценностные установки.
Известный богослов 20 века протоиерей Георгий Флоровский в своём эссе «Библия и Церковь» обращает внимание на глубину этого понятия: «Библейский безумец — это не интеллектуальный скептик, а человек, разорвавший заветные связи — с Богом, ближним и даже собственной совестью». Флоровский называет это «богоборческим эгоцентризмом».
Смотрите, как получается интересно: в своей глубине человек отказывает Богу в существовании — и тотчас это становится источником внутреннего разложения, распада: рушится всё — и связь с самим собой, и с другими людьми, и с бытием как таковым, от человека остаётся лишь разлагающийся труп.
Так что, дорогие друзья, когда к нам временами подходят помыслы маловерия и тем более неверия — надо отправиться куда-нибудь на мусорку, подышать местным зловонием и честно задать себе вопрос: а не превращаюсь ли и я, отказывая Богу, в такую же вонючую помойку?..
Псалом 13. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 13. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 13. На струнах Псалтири
1 Сказал безумец в сердце своем: "нет Бога". Они развратились, совершили гнусные дела; нет делающего добро.
2 Господь с небес призрел на сынов человеческих, чтобы видеть, есть ли разумеющий, ищущий Бога.
3 Все уклонились, сделались равно непотребными; нет делающего добро, нет ни одного.
4 Неужели не вразумятся все, делающие беззаконие, съедающие народ мой, как едят хлеб, и не призывающие Господа?
5 Там убоятся они страха, [где нет страха,] ибо Бог в роде праведных.
6 Вы посмеялись над мыслью нищего, что Господь упование его.
7 "Кто даст с Сиона спасение Израилю!" Когда Господь возвратит пленение народа Своего, тогда возрадуется Иаков и возвеселится Израиль.