Евр., 325 зач., X, 32-38.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Не сомневаюсь, что большинство из вас, дорогие друзья, читали замечательную сказку Андерсена «Гадкий утёнок». Сегодня в храмах во время богослужения читается отрывок из 10-й главы послания апостола Павла к Евреям, в котором мы слышим нечто о раннехристианской общине, что позволяет провести ряд параллелей между этой сказкой и словами Писания.
Глава 10.
32 Вспомните прежние дни ваши, когда вы, быв просвещены, выдержали великий подвиг страданий,
33 то сами среди поношений и скорбей служа зрелищем для других, то принимая участие в других, находившихся в таком же состоянии;
34 ибо вы и моим узам сострадали и расхищение имения вашего приняли с радостью, зная, что есть у вас на небесах имущество лучшее и непреходящее.
35 Итак не оставляйте упования вашего, которому предстоит великое воздаяние.
36 Терпение нужно вам, чтобы, исполнив волю Божию, получить обещанное;
37 ибо еще немного, очень немного, и Грядущий придет и не умедлит.
38 Праведный верою жив будет; а если кто поколеблется, не благоволит к тому душа Моя.
Итак, что же общего между сказкой Андерсена «Гадкий утёнок» — и словами апостола Павла, которые мы только что услышали?
Первое — христиане — с точки зрения окружающих их людей — причём не имеет значения, хоть иудеев, хоть язычников, или даже внерелигиозных философов — «гадкие утята». Они — не «в ряду» прочих, они странны, непонятны, непрагматичны, излишне доверчивы и подозрительно добродушны. Одним словом — ненормальные. Апостол призывает своих последователей «не оставлять надежды», что несмотря на гонения, отвержение обществом и игнорирование — всё равно однажды они выпорхнут белым лебедем из опостылевшего мирского болота.
Второе — какой бы могущественной ни казалась среда, где в настоящее время живут христиане, — она сама по себе не может оказаться сильнее доброго произволения верных Христу, ищущих прежде всего Его святой воли. Первые христиане с точки зрения язычников выглядели не просто «ненормальными», но и откровенно безумными — когда отказывались бросить щепотку ладана перед статуей императора — в которого никто и так не верил, как в божество. То, что для язычников было лишь жестом толерантности к власть имущим, — для христиан вдруг оказалось настолько важным, что они готовы были расстаться с жизнью, лишь бы не предать свою веру. Апостол говорит — потерпите, ещё совсем немного — и вы получите особое, исключительное подтверждение свыше, от Отца Небесного, что правда — не за теми, кто смотрит на вас, как на сумасшедших, — а всё же за вами!
И, наконец, третье. Апостол говорит: «Праведный верой жив будет». Здесь хотелось бы напомнить другие слова апостола — «Тот, Кто в вас, больше того, кто в мире». На примере «гадкого утёнка» легко понять глубокий смысл слов апостола: лебединая природа, пока ещё до конца не раскрывшаяся в птенце, и с точки зрения «уток» — неверующих обывателей — воспринимаемая как неполноценность и даже откровенное уродство — всё равно восторжествует. Христианская природа — это прежде всего милость и вера — которые для мира всегда тождественны слабости. Но в итоге именно они и оказываются победителями. Так же, как «гадкий утёнок» не должен унывать под улюлюканье окружающих над своим несоответствием их «стандартам» и ожиданиям — но твёрдо верить, что он станет лебедем, — так же и христианин призван пропускать мимо себя все упрёки и укоры в неадекватности — твёрдо держась верой за тот высший камертон подлинной человечности, который и принёс на землю Христос Спаситель!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Священномученик Сергий Мечёв о молитве». Архимандрит Симеон (Томачинский)
В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе фрагментов из бесед священномученика Сергия Мечёва «О молитве» размышляли о том, что такое молитва, почему ее называют «дыханием духовной жизни», является ли она даром от Бога или результатом нашего труда, а также о чем необходимо помнить тому, кто хочет научиться молитве.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
Поддержим работу службы «Милосердие Омск», без неё сотни семей останутся без помощи
В православной службе помощи «Милосердие Омск», которая организована омской епархией, каждый день начинается с заботы: о многодетных и неполных семьях, беженцах, одиноких пенсионерах и всех, кто находится в непростой ситуации. Тысячи людей получают в гуманитарном центре одежду, еду и моральную поддержку. Трудно поверить, но в основном вся работа службы лежит на плечах единственного здесь социального работника — Виктории Непомнящих.
Антонина — одна из её подопечных. Она инвалид по зрению. После смерти супруга сама воспитывает троих детей. «Мы всегда как-то справлялись сами, но стало невмоготу. То бытовая техника выйдет из строя, то ещё что-нибудь. Но ведь кроме этого нужно платить за аренду квартиры, покупать продукты и вещи», — рассказывает Антонина. В момент кризиса женщина обратилась в службу помощи «Милосердие Омск». Теперь семья регулярно получает продуктовый набор и необходимую одежду.
«Таких семей на попечении службы много, и мы помогаем им всем, чем можем», — говорит Виктория. В ответ на такую заботу подопечные тоже стремятся участвовать в общем добром деле. Ведь работы в гуманитарном центре всегда хватает. Они фасуют продуктовые наборы, сортируют и приводят в порядок одежду, которую передали дарители.
Социальный работник службы помощи «Милосердие Омск» Виктория Непомнящих ежедневно в одиночку координирует работу склада и горячей линии. И без такого сотрудника этот хрупкий механизм доброты может остановиться. А средств на оплату её труда у службы не хватает.
Поддержите проект «Милосердие Омск» и работу Виктории, оставив любой благотворительный взнос на платформе «Поможем». Ваше посильное участие обернётся жизненно важной помощью для сотен людей.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Апокалипсис в иконографии Гурия Никитина». Татьяна Самойлова
У нас в студии была старший научный сотрудник отдела древнерусского искусства Государственной Третьяковской галереи, ведущий научный сотрудник Российской Академии художеств Татьяна Самойлова.
Разговор шел о судьбе и творчестве известного иконописца XVII века Гурия Никитина, автора фресок в Троицком соборе Данилова монастыря Переславля-Залесского, посвященных сюжетам из Апокалипсиса.
Этой программой мы завершаем цикл бесед о книге Откровение Иоанна Богослова, как этот Новозаветный текст, часто именуемый «Апокалипсис», воспринимается, толкуется, а также изображается в храмовой живописи.
Первая беседа с Кириллом Вахом и Вероникой Андросовой была посвящена фрескам Гурия Никитина в Переславле (эфир 21.10.2025)
Вторая беседа с Кириллом Вахом и Вероникой Андросовой была посвящена богословскому аспекту книги «Апокалипсис» (эфир 21.10.2025)
Третья беседа с Кириллом Вахом и Сергеем Кругликовым была посвящена влиянию «Апокалипсиса» на мировую культуру (эфир 22.10.2025)
Четвертая беседа с игуменом Пантелеимоном (Королевым) была посвящена опыту чтения «Апокалипсиса» в храме (эфир 23.10.2025)
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер







